Надзор за индиго

Новое российское государственное кино, ставящее задачей недопущение превращения цвета индиго в оранжевый

Вышедший недавно на экраны российский фильм "Индиго" представляет большой интерес в свете затрагивающихся в нем проблем, которые также присущи нашему обществу. Картина задает зрителю, прежде всего молодому, способы самоопределения в окружающем его политическом мире, и вариант расклада противоборствующих в нем сил.

Первым проектом, ставящим попытку влияния на зрителя, и донесения до него определенных установок, транслируемых прежде всего с позиций государственной идеологии, стали два "Дозора". До этого наша киноиндустрия, пребывавшая с начала девяностых в полном развале, не рассматривалась идеологами государства как способное справиться с подобной задачей. Появлению "Дозоров" предшествовали несколько факторов: профессионалы от политики и кино, объединившись, поставили себе задачу создать качественный продукт, одной из предпосылок успеха которого был изголодавшийся по родному кино отечественный зритель. Успех был запрограммирован, но он мог что-либо значить лишь если бы смог дойти до широких зрительских масс, что, собственно, и произошло. Подробному анализу сюжета в "Дозорах" посвящена вышедшая полтора года назад книга "Дозор как симптом", состоящая из двух десятков статей. Мнение большинства авторов сошлось в том, что светлые и темные в фильме, представляют собой прообраз государственников и противостоящим им кругов предпринимателей, во главе с неким подобием олигарха. Само же действие представляет собой попытку представить на экране столкновение этих кругов, в событии, чем-то напоминающем цветную революцию. Фильм "Индиго" продолжает эту линию, тем самым, пытаясь соответствовать планке поднятой "Дозорами". В фильме много параллелей с популярной дилогией. Но действие направлено на настоящее, где некоторые проблемы, ставившиеся у Бекмамбетова, уже не так остры, хотя общая угроза осталась. Внешние же схожести "Индиго" с "Дозорами" направлены на то, чтобы задействовать уже знакомые зрителю образы для большего доверия и открытости фильму.

Фильм является детищем продюсера Рената Давлетьярова. Он почти десять лет был генеральным директором Московского Международного Кинофестиваля, пока в прошлом году Михалков не лишил его компанию права организации мероприятия. Теперь Давлетьяров проводит уже другие фестивали, и это его второй фильм как продюсера. Именно он, совместно с двумя сценаристами, целый год перерабатывал сценарий. Роман Прыгунов, которого позвал в проект режиссером Давлетьяров, до этого снял только один фильм и в основном занимался съемкой клипов и рекламы.

По сомнительным источникам, дети индиго представляют собой новый тип эволюционного развития человечества, более приспособленного к окружающей среде. Это новое поколения людей, отличающегося многочисленными талантами и высоко развитой интуицией, имеет ауру цвета индиго. В фильме неоднократно задается один и тот же вопрос: "Да кто же Вы такие?", - на что всегда следует один ответ: "Мы Ваши дети!". Создатели даже н воздержались от самоиронии, сопроводив один из вопросов нецензурной бранью отца главного героя: "Да кто ж Вы такие, детки? Мать вашу!". Главных героев-подростков в "Индиго" пятеро. Учитывая то, что они "чувствуют" друг друга, можно сказать, что они представляют собой одно целое. В фильме дети-индиго выступают метафорой нового подрастающего поколения России, в обычном мире отличающихся от других своих сверстников лишь живым восприятием идущих в обществе процессов, и как следствие, потенциально более политически активных. Чем они занимаются в фильме? Зарабатывают деньги, как могут. Просвечивают взглядом игровые автоматы в поисках выигрыша, ищут собак, чтобы вернуть за деньги хозяину. Когда компания оценивает навыки одного из своих членов, то говорят прямо: "Что ты умеешь делать? Можешь в банк через стену попасть?". Подросток, к сожалению, не обладал полезными для добывания денег навыками, и на него машут рукой. Хотя в ключевой момент действия, когда компания решает что ей делать: бежать с деньгами, или ввязываться в опасную ситуацию, все, кроме одного, выбирают последнее, проявив при этом принципиальность.

Во что же верят дети-индиго? В фильме показаны съемки телепередачи, где сталкиваются два мнения об этом феномене, - глава Центра Доверия Суханов и директор гимназии, где работают с данными подростками, Ардашникова. Суханов обеспокоен: "Нам нужно контролировать их! Знать все, иметь всю информацию о каждом. Наша задача - защитить их самих от себя!" Его противница Ардашникова говорит, когда заходит речь о целях индиго: "Лидеры объединят их общей философией, и поведут их к цели, чтобы потом, после победы, они могли раскрыть полностью свои таланты. Ждать осталось недолго!". Суханов обеспокоен таким вариантом развития событий, он считает, что людей ждет агрессия индиго от такого развития талантов. Сами же подростки в фильме несколько раз высказывают свое к нему отношение: "Мир не умер, - в нем надо что-то подправить". При этом компания постоянно ощущает угрозу своим жизням от неизвестной силы, которая убивает некоторых ее членов.

Служба доверия и поддержки, чьей главой является Суханов, является аналогом Горсвета из "Дозоров", но функции органов госбезопасности в "Индиго" дополнены идеологом. Не случайно на эту роль выбрали Гошу Куценко, игравшего в дилогии самого светлого обольстителя. Здесь же Куценко выставлен внешне крайне неприглядно - роговые очки и лысина. Это из-за того, что создатели картины долгое время обманывают зрителя, которому кажется, что за гибелью детей стоит Служба доверия. Аргументы, которые приводят персонажи имеют ту же природу, что и критика власти с либеральных позиций. Ардашникова напрямую говорит Суханову, что Служба доверия - самая большая угроза для индиго. Создатели тонко показали как сосуществуют два различных взгляда на примере главного героя. Если мать Андрея Каляева за то, чтобы ее сын учился в гимназии для индиго, то отец - начальник отделения милиции допускает такую возможность "только через его труп". Оговорка явно по Фрейду. Связав главного героя родством с формальным представителем власти, каковой является милиция, создатели повторили сюжетный ход из "Дозоров", где Егор Городецкий был сыном представителя одной из противоборствующих группировок. Этот прием встроен в общую сюжетную канву фильма "Индиго", выстроенную вокруг постепенной утраты либеральных иллюзий главного героя. Иной же результат, связанный с попаданием под крыло Ардашниковой, в реальном мире нес за собой хаос, и как следствие, труп отца-милиционера. Отсюда и оговорка.

Гимназия Ардашниковой в фильме выглядит как элитная школа. Роспись под итальянские фрески на потолке, отсутствие парт, и предельно либеральная атмосфера. "Сделать мир честнее, справедливее, свободнее!" - девиз школы, под которым развивают свои таланты дети-индиго. Один из подростков, Тихон, иронично подвергает этот лозунг сомнению: "А я и так свободен!". Именно от гимназии и ее директора, как выясняется ближе к финалу, шло все зло. И хотя в конце на вопрос, зачем это все было нужно Ардашниковой, ответ следует "Не знаю", общий посыл картины, по крайней мере в отношении подобных заведений, понятен. И параллели с законом об НПО вполне прочитываются.

В фильме присутствует и злодей по фамилии Сошин. Но злодейства ему мало - кроме прочего он еще и предатель. Являясь самым ценным сотрудником на службе у Суханова, Сошин работает на Ардашникову. Артем Ткаченко, играющий негодяя, здесь внешне схож с Хабенским, игравшем в "Дозорах". Вместо "дозорных" комаров, наполнявших сумрак, здесь летают осы. А сходство с вампирами дополняют вставленные в вены катетеры, и пластика Сошина, списанная с Бела Лугоши - хрестоматийного вампира из фильма Мурнау. Сошин тоже был индиго. Но проведенные когда-то Ардашниковой опыты лишили его силы, либо не смогли развить слабые способности. Двойной агент, пользуясь положением, убивает детей индиго и чувства зависти к их возможностям и собственной неполноценности.

Фильм дает четкий расклад расстановки сил в политике. Хотя, конечно, можно по таким сюжетам определить чего боится власть. Враг в лице цветных революций, может окрасить в оранжевый цвет любую ауру цвета индиго. Основным героям фильма по 15-16 лет, правда дети уже - акселерация! - успели получить и сексуальный опыт. Их возраст выбран не случайно и указывает на ту категорию зрителя, за сознание которого идет борьба. Учитывая то, что средний возраст политически активной молодежи на митингах - 17-19 лет, фильм рассчитан на тех, кто уже не выйдет на протестные митинги года через три-четыре.

Но все-таки сам факт выхода фильма, - момент очень важный. Традиции "Дозоров" не забыты, и подхвачены другими. И здесь мерило таково: чем остроумнее задействован ресурс кино в своем иносказании, и в продвижении государственной идеологии, тем больше шансов верхам стабильно и без потрясений властвовать дальше.

"Индиго"

Россия, 2008

Режиссер: Роман Прыгунов

В ролях: Иван Янковский, Артем Ткаченко, Гоша Куценко, Мария Шукшина, Михаил Ефремов

95 мин

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67