Надо реализовать инициативы президента

От редакции. Сегодня, 22 января, состоялось заседание Государственного совета РФ, на котором будут определены контуры реформы политической системы России. В заседании Государственного совета примут участие главы региональной власти и руководители парламентких партий. Именно они должны решить, какой будет Российская Федерация в будущем. Своим мнением о прошедшем политическом событии и о перспективах успеха вашингтонской встречи комиссии "Макфол-Сурков" с "Русским журналом" поделился политолог Алексей Зудин.

* * *

Само проведение Государственного совета, посвященного реформированию политической системы страны, – это крайне необычный для страны феномен. Поэтому данное событие важно само по себе. Кроме того, нельзя не отметить, что Госсовет связан с реализацией тех политических инициатив, которые были предложены президентом в его Послании Федеральному Собранию. Реализация этих инициатив приведет, на мой взгляд, к достаточно существенной, хотя и, на первый взгляд, поначалу не очень заметной корректировке нашей политической системы.

Прежде всего, корректировке подвергнется система многопартийности, поскольку в связи с обретением «Единой Россией» статуса доминантной партии и вытеснением остальных партий на периферию, будущее остальных политических игроков периодически ставилось под вопрос. В этой связи подтверждение и закрепление принципов многопартийности в политическом устройстве нашей страны – это принципиальный вопрос.

Во-вторых, мы являемся свидетелями начала постепенного и длительного процесса, который приведет к повышению политического веса парламента в нашей политической системе, причем не только Государственной Думы, но и региональных законодательных собраний. По существу, речь будет идти о том, что тот являющийся результатом преобразований на этапе консолидации политической системы дисбаланс в пользу исполнительной власти и «Единой России», который многими воспринимается как естественный, постепенно начнет выправляться. Постепенно характер равновесия в политической системе будет меняться за счет того, что звенья и игроки, которые ранее оказались на периферии, получат больше возможностей.

Кроме того, должен упомянуть об еще одной важной вещи – судьба такого образования, как административный ресурс, или того, что называется административным ресурсом. В связи с закреплением принципа многопартийности в нашей политической системе начнется постепенно демонтаж административного ресурса. При этом надо иметь в виду, что сейчас в разряд административного ресурса зачисляются самые разные вещи, от откровенных фальсификаций на выборах, например вброса дополнительных бюллетеней, до того, что обычно называется естественным преимуществами инкумбента. То есть, у правящей политической силы есть естественное преимущество, у нее больше союзников, у нее больше ресурсов и так далее. Так вот, я думаю, что административные инструменты в первом понимании этого термина будут постепенно демонтироваться, но останутся естественные преимущества инкумбента. Таким образом, «Единая Россия» сможет сохранить статус доминирующей партии и в изменившихся условиях.

* * *

Комиссия «Макфола-Суркова» существует уже приблизительно полгода. Но обращает на себя внимание, прежде всего, сам факт создания подобной комиссии. Это один из конкретных результатов тех перемен в отношениях между Россией и Соединенными Штатами, которые произошли после прихода к власти Барака Обамы и курса американской администрации на перезагрузку отношений с Россией

Согласованная обеими сторонами повестка заседания комиссии, которое должно произойти 27 января 2009 года, свидетельствует о том, что все озвученные приоритеты – это вопросы, которые в наименьшей степени способны вызвать разногласия между участниками. И выбор этих вопросов как приоритетных говорит о том, что комиссия всерьез настроена на работу. Конечно, если мы американская сторона была ориентирована использовать комиссию для давления на российскую сторону или для дискредитации российской стороны, то тогда бы согласованных приоритетов сформировать не удалось, а американцы предлагали бы в качестве повестки дня те вопросы, которые заведомо вызывают острые разногласия между нашими странами. Озвученные Владиславом Сурковым приоритеты говорят о том, что обе стороны настроены на конструктивный диалог.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67