Надо ожидать эскалации конфликта

Последние заявления Медведева и Лукашенко касательно стран, руководителями которых они являются, свидетельствуют, что отношения между Беларусью и Россией в настоящий момент не являются очень уж теплыми. Фактически столь плохими отношения между Беларусью и Россией не бывали за все годы после распада СССР. Причем отношения ухудшаются не только между президентами. Идет понижение уровней интеграции между самими государствами. Фактически на смену Союзному государству РФ и РБ пришел таможенный союз трех в рамках другой, менее глубокой интеграционной структуры – ЕврАЗа. именно Таможенный союз трех сейчас является приоритетной формой интеграционных связей между Беларусью и Россией.

В рамках таможенного союза теоретически должно быть сформировано так называемое Единое экономическое пространство. Переговоры на этот счет идут. Но в реальности, судя по венесуэльскому контракту Беларуси на нефть и переговоров по строительству терминала для получения сжиженного газа в Литве, по крайней мере с белорусской стороны, нет ожиданий того, что ЕЭП состоится.

Последние информационные вспышки с обеих сторон ставят под вопрос вообще признание Россией легитимности президентских выборов в Беларуси, которые должны состояться в декабре. Иными словами, возможно очень резкое замораживание контактов на высшем уровне между двумя странами. Примерно такое по степени, которое было и еще в целом сохраняется в отношениях Беларуси и Запада. Тогда под большим вопросом оказывается не только сам таможенный союз, но уже и ОДКБ. Согласно имеющемуся положению по ОДКБ, решения там должны приниматься только консенсусом. И Беларусь уже имела опыт блокирования решений ОДКБ.

Скорее всего, нынешний кризис в отношениях Беларуси и России продлится до окончания предвыборной президентской компании в РФ. Тогда появится возможность для спокойного урегулирования отношений между Лукашенко и тем, кто победит в РФ. Видимо, Дмитрием Медведевым. Сейчас же надо ожидать в основном эскалации конфликта.

В Беларуси неожиданностей быть не может. Кандидаты зарегистрированы. Социологические опросы показывают однозначную победу Лукашенко. В госаппарате расколов нет и нет даже заметных перебежчиков на сторону оппозиции из числа чиновников. До выборов осталось совсем немного. Победа Лукашенко на выборах предсказуема полностью. Однако вопросом остается, сможет ли он удержать власть после выборов. Примерно в такой же ситуации Бакиев, выиграв выборы, власть потерял. Но ведь Беларусь – не Киргизия. Распада политических и социальных структур тут нет. Даже если предположить, что со стороны России будет введено нечто вроде экономической блокады, все равно не факт, что произойдет серьезный распад социальных структур. То есть вызревание внутренних предпосылок к свержению Лукашенко – вопрос скорее всего нескорый и проблематичный.

Тем более что в отличие от Киргизии Беларусь граничит с ЕС. И в Европе далеко не все одобрят искусственное превращение Беларуси в горячую точку. Скорее, Беларуси в таком случае будет оказана заметная помощь. И оказана помощь будет по разным мотивам. Восточно-европейцы пролоббируют интересы РБ против РФ, исходя из своей привычной русофобии. Развитые страны ЕС – исходя и соображений геополитики.

Сложнее прогнозировать президентскую компанию в РФ и развитие белоруской темы в ходе российской компании. Скорее всего, белорусская тема станет (уже стала) одной из ключевых в компании Медведева. Это логично, так как президент Медведев позиционирует себя как защитника либеральных ценностей либерального выбора России. Конфликт с Лукашенко для Медведева естественен. Но Медведеву придется в ходе предвыборной компании реагировать и на иные вызовы: вялотекущую войну на Кавказе, угрозу, а скорее всего и более чем угрозу крупного конфликта в центральной Азии с эпицентром в Киргизии. Эти темы в принципе вписываются в либеральный курс Медведева. Все это требует от России сближения с США, НАТО, ЕС против тяжелейших вызовов с юга. И объясняют ценностный конфликт между либеральной Россией и Лукашенко.

Но одновременный дрейф Беларуси на Запад и непопулярность конфронтации с Беларусью в ряде некоторых российских групп (военных, прежде всего) могут сдержать нарастание российско-белорусской эскалации от полного разрыва. В ходе предвыборной компании Медведева может произойти просто очень крупная геополитическая трансформация в Евразии: Россия может сблизиться с Западом вплоть до установления отношений с НАТО, близких к членству в этом блоке, Беларусь станет ближе Западу и тем самым в рамках российско-западного партнерства останется партнером РФ. Просто уже не таким тесным как ранее. А основным фронтом проблем Россия развернется на юг.

Теоретически такая передача Беларуси в лоно ЕС при наращивании сотрудничества самой РФ с ЕС и НАТО укладывается в идеологию предвыборной компании Медведева. Это своего рода давняя мечта российских либералов: Россия сблизившаяся с Западом, сбросившая с себя груз крупного союзного образования, альтернативного Европе, развернувшаяся вместе с Западом против общих угроз с юга... В этой схеме остается сложным только одно место – сам Лукашенко. Он вполне может пережить этот период большой трансформации в Европе. Просто в силу чисто внутренних белорусских факторов.

А может и не пережить. В любом случае слишком больших потрясений для Беларуси, аналогичных по масштабу потрясениям в восточной Европе в 1990-х годах, скорее всего, не будет, как и для России. Проблемой в нынешнем конфликте РФ и РБ является скорее цивилизационный момент: сохранится ли в результате та общая культурная и идентификационная матрица, которая имеет место быть сейчас. Цивилизационное поле в ходе начавшихся трансформаций может и расколоться. Это для обоих народов может быть болезненно.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67