Москвичи спасают Кенни

Вместо того, чтобы, как принято жителями Южного Парка, его убивать

В субботу 13 сентября я был на пикете в защиту Кенни и канала "2х2". Было по-настоящему здорово. Я часто (в качестве корреспондента и просто так) бываю на различных пикетах и митингах, и мне есть с чем сравнивать. Обычно на подобные мероприятия приходят "политические активисты" - неважно, от власти ли, от оппозиции ли - но у всех у них какие-то скучные, невыразительные лица. Потому что они знают уже, что делать и какие кричалки кричать, как себя вести перед прессой и что отвечать на вопросы корреспондентов. Все обкатано, потому что посещение пикета для них - не спонтанная инициатива, а часть будничной "политической работы".

На пикете же за Кенни было весело и живо, ведь пришла обычная молодежь, а не "активисты". Смущение, смех, открытые, свежие лица? Они не любят смотреть сериалы про бандитов, Дом-2 и разнообразные юмористические шоу, которыми российское телевидение думает развлечь зрителей. Эта молодежь любит смотреть мультики, и сейчас ее лишают такой возможности.

Почему? Потому что некоторым господам мультики эти показались недостаточно "интеллектуальными" и "духовными". Например, господину Ряховскому и другим официальным представителям пятидесятников. Вот что они заявили: " Мы глубоко убеждены, что за трансляцию таких "художеств" руководство редакции телепрограмм "Телеканал 2х2" и ЗАО "Телеканал 2х2" должно понести уголовную ответственность и сидеть в тюрьме, причем долго. Собственно, только ради них стоило бы в порядке исключения возродить каторгу".

Очень по-христиански, не правда ли? Так и ощущаются тут любовь к ближнему и всепрощение. Слова Владимира Соловьева о псевдохристианах, которым уже не приходится проливать свою кровь, и поэтому они решили проливать чужую, актуальны не только в приложении к Средневековью. Как выясняется, и в России начала XXI века такие "христиане" есть. Много ли времени прошло с той поры, когда самих пятидесятников пачками рассовывали по сталинским лагерям? Потому как они не соответствовали идеалам коммунистической духовности. Гонения прошли, но теперь сами пятидесятники решили отправить "недостаточно духовных" на каторгу.

Еще мультиками возмущаются некоторые российские мусульмане. " Случай с "Телеканалом 2х2" - сигнал к тотальному пересмотру медийной политики. Масс-медиа призваны нести образование, патриотизм, традиционную мораль и прорывный светлый образ будущего, ежедневно вдохновлять людей на труд, радость и счастье! ", как сказал Умар Идрисов, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области. Тональность и стилистика этих слов тоже заставляют вспомнить о советском прошлом. Уж конечно, Умару Идрисову известно, какое людям нужно счастье, радость и образование. Только вот я бы очень не хотел жить в стране, в которой счастье и образование определяется разнообразными умарами идрисовыми. Конечно, России до Ирана пока еще далеко, но муфтии уже считают вправе указывать, какими должны быть мультики. И никого это уже не удивляет. А удивляться есть чему. Телеканал "2х2" вещает только на Москву, Санкт-Петербург и некоторые районы Подмосковья. Но возмущает он почему-то духовное управление мусульман в Нижегородской области и на Северном Кавказе.

В последнее время в нашей стране входит в обычай насилие под ширмой "духовности и моральности". Многим господам кажется, что именно они являются носителями возвышенных и единственно правильных идеалов. Высокоморальные господа хотят доказать это другим людям не собственным примером (любовью к ближнему, благотворительностью) - это слишком сложно - а просто загнобив тех, кто, по их мнению, "не морален". Ну, уж если Ряховский так бешено обличает аморальность мультиков, то сам он, конечно, морален. Если муфтию из провинции есть дело даже до "духовности" мультиков, которые крутят в Москве, то, значит, духовность муфтия велика до чрезвычайности и переходит всякие границы, не умещаясь в пределах Нижегородской области.

Высокоморальные господа доказывают свою моральность за счет других. Поэтому их мораль по сути репрессивна: их духовность - это каторга (так как быть духовным для них означает посадить "рассадников бездуховности" в тюрьму), их нравственность - это плетка (так как быть нравственным для них означает бичевать, пусть и пока словесно, "безнравственность"). Нравственность для высокоморальных господ - это не функция личности, существующая на уровне внутреннего усилия, которое каждый начинает с себя, а функция репрессивного аппарата, которым надо пугать других. Поэтому-то высокоморальные господа и решили подключить сюда прокуратуру.

Казалось бы, все выше перечисленное - это духовные проблемы самих "высокодуховных" товарищей. Если бы! К сожалению, это становится проблемой всего общества, если в нем все больше людей соглашается со справедливостью требований моральных держиморд. "Странный и полицейский идеал: быть чьей-то нечистой совестью", выразился как-то Жиль Делез. Конечно, хорошо, что совесть не идет громить канал, а подает заявление в прокуратуру, на что справедливо указывает Павел Умнов Но совесть-полицейский или совесть-прокурор в моральном плане не сильно отличается от совести-погромщика. Господа, требующие репрессий против канала 2х2, хотят быть совестью общества. Тем самым они отрицают, что другие люди могут иметь свою совесть и сами отвечать за свои поступки, оценивая моральность того, что они делают и что смотрят.

Ведь на личном уровне "моральная проблема" с телеканалом решается очень просто: думаешь, что это хорошо - смотри, думаешь, что аморально - не смотри. И детям своим скажи. Но те, кто требует закрыть канал, считают, что такое простое решение людям не под силу. Надо решить за них. Быть их совестью. Заботы об "общественной нравственности", о "семье вообще" и о "духовности вообще" в действительности означают, что отрицается личностное нравственное сознание, которое (раз есть необходимость в "общественной совести") признается ущербным и недостаточным. Когда "партия - ум, честь и совесть эпохи" свои личные ум, честь и совесть уже излишни. "Диктатура общественной совести" оборачивается личной безответственностью. Одни хотят решать за других, другие радостно делегируют им это право. Пусть обвинения в адрес 2х2 - всего лишь предлог для рейдерского захвата частоты, на которой вещает канал. Но захват частоты - частный случай. А вот то, что предлог для захвата в нашем обществе уже очень многими воспринимается как нормальный - это проблема куда более серьезная.

Ведь если в нашем обществе попытки одних людей решить за других, что морально, а что нет, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, с нами что-то не так. Вместо того, чтобы дать пинка тем, кто навязывает себя всем в качестве общей совести и сказать: достаточно совести и ответственности каждого, общество молчит.

И вот те, кто пришли на пикет в защиту Кенни, выступили не только в поддержку любимого мультика. Они сказали: нам не нужна совесть-полицейский, мы хотим иметь свою, мы способны сами отвечать за то, что мы смотрим и за то, что нам нравится. История с каналом "2х2" - это не столкновение религиозных деятелей с аморальными мультиками, а столкновение двух подходов к совести, к моральному сознанию: совесть-полицейский, который хочет сделать из граждан безответственных детей и командовать ими противостоит совести как способности каждой личности отвечать за свои поступки. И то, что, требуя запретить мультики для взрослых, так много говорят о "воспитании детей" - это как раз симптом, свидетельствующий, что совесть-полицейский набирает силу.

Я, честно говоря, до начавшегося скандала вокруг "2х2" мультфильмы, которые на нем показывали, не смотрел вообще. И поэтому, чтобы знать, о чем идет речь, стал смотреть серию за серией "Южного парка", признанного прокуратурой экстремистским. Особое внимание обращал на серии, посвященные религиозной тематике. И вот что могу сказать. "Южный парк", по-моему мнению, это энциклопедия проблем современной американской жизни. В нем затрагивается все: политкорректность и борьба меньшинств за свои права, защита авторских прав, деятельность религиозных организаций (которые, в США, отличие от России, обладают реальным, а не номинальным влиянием на жизнь граждан) и т.д. И в грубоватой и подчас не очень эстетичной форме в мультфильме идет разговор об актуальных вопросах. И ответы, которые даются в мультфильме на эти вопросы, весьма здравы и адекватны. Высмеивается, например, как расовая нетерпимость, так и крайности политкорректности. Те, кто требует запретить мультфильм, признав его ксенофобским, высмеивающим религию и т.д., обращают внимание лишь на одну сторону из многих, на обсуждение одной крайности, в то время как в мультфильме обсуждаются все. Так что, чтобы вынести экспертное заключение о "Южном парке", надо посмотреть не одну-две серии (как это и сделали эксперты, на которых ссылается прокуратура), а надо посмотреть все или хотя бы очень многие.

Чтобы проиллюстрировать данный тезис, вкратце остановлюсь на содержании двух серий из десятого сезона мультфильма. Благо, что проблемы, рассматриваемые в этих сериях, крайне актуальны не только для Америки, но и для России в последние годы. А именно, речь в них идет о религии, атеизме и теории эволюции. Школьная учительница миссис (или мистер, так как в свое время он сменил пол) Гаррисон под давлением директора вынуждена рассказывать школьникам от теории эволюции, хотя сам/а, будучи верующей, считает ее чушью: "я женщина, а не мартышка", кричит она. Теорию эволюции рассказывает миссис Гаррисон так: "одна рыба-тормоз однажды выползла на берег, цепляясь своими мутантскими плавниками, и подставила свой зад какой-то белке или кому-то там еще и родила лягушко-белку?" Разве не угадывается в подобном рассказе рассуждения многих религиозных деятелей, которые (чаще даже по невежеству, чем по злому умыслу), пытаются сначала вульгаризировать теорию эволюции, чтобы затем ее победоносно опровергнуть? Лично я неоднократно слышал и читал нечто подобное в сочинениях православных "борцов с Дарвином". В Америке происходит то же самое.

Сразу же после урока к директору прибегают скандалить родители одной девочки из католической семьи: "мы годами работали над тем, чтобы она поверила в учение Иисуса Христа, а вы хотите ее испортить". А потом уводят плачущую девочку, которая, несмотря на запрет родителей, все же хочет знать, что рассказывают об эволюции.

Затем директриса, понимая, что миссис Гаррисон ведет уроки явно как-то не так, приглашает рассказать об эволюции Ричарда Доккинза.

Высокоморальные господа думают, что это мультик для детей. Ну, а кто такой Ричард Доккинз, знают многие дети? Да и многие взрослые о нем не слыхивали. А без этого эти серии будут просто непонятны. Зрители как минимум после мультфильма полезут узнавать, кто такой Доккинз. А вы говорите, что мультфильм "отупляющий". Нет, этот мультфильм для думающих людей. Для детей он просто непонятен, а потому и не смешон, так как они не понимают, над чем в мультфильме смеются.

Итак, Доккинз, известный американский ученый-эволюционист, параллельно активно пропагандирующий атеизм, путем известного довода о "летающем макаронном монстре" (интересно, многие ли дети о нем слышали?), обращает миссис Гаррисон в атеизм. И если раньше она на уроках вульгарно высмеивала теорию эволюции, то теперь она не менее вульгарно высмеивает веру.

Потом, по сюжету мультфильма, один из героев (Эрик Картмэн) попадает в будущее и застает там войну между Альянсом, Союзом и Лигой атеистов. Между тем как Доккинз обещал, что "без Бога мир будет прекрасен, не будет войн, и мусульмане не будут сражаться с христианами и т.д." (А это, между прочим, один из основных доводов Доккинза в пользу атеизма, который особенно активно используется им против терактов 11 сентября в США). И вот в мультфильме показано, что и атеисты, если к атеизму будут относиться фанатично, могут с не меньшим успехом, чем верующие, передраться между собой, выясняя, кто из них "более правильный атеист". Фанатики в будущем могут убивать друг друга "во имя науки" так же, как убивают "во имя Бога" сейчас. В конце мультфильма выясняется, что ужасающая война, свидетелем которой оказался Эрик, попавший в будущее, является следствием влияния миссис Гаррисон на "апостола атеизма" Доккинза в прошлом: она внушила ему, что "логики и доводов недостаточно, важно зачмырить тех, кто думает иначе".

Какой отсюда вывод? Желание во что бы то ни стало доказать свою правоту опасно всегда: отвратительными фанатиками могут быть как верующие, так и атеисты. Надо быть терпимым и уважать мнения других, каких бы ты взглядов не придерживался.

Так я мог бы с удовольствием пересказать и содержание многих других серий, если бы позволил объем статьи. Например, серии о мормонах, о христианском роке и т.д. достаточно точно (и, главное, рельефно) отражают проблемы американской жизни и расширяют кругозор российского зрителя...

"Южный Парк" учит терпимости, пусть и в грубоватой (и не всегда эстетичной) форме. А вот высокоморальные господа, которые требуют его запретить, учат, что тех, с кем ты не согласен и кого считаешь недостаточно "духовным", нужно отправлять на каторгу и "чмырить", в полном соответствии с убеждениями миссис Гаррисон. Кто вам ближе, Ряховский или Кенни? Мне - Кенни.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67