Модернизация - это вопрос выживания России в современном мире

От редакции. Выступление на секции "Государство как инструмент технологической модернизации" Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности", 9 сентября 2010 года.

* * *

Тема, которая сегодня обсуждается в рамках нашего круглого стола, чрезвычайно благодатна для экспертов, потому что роль государства в модернизации, как это было сказано, синоним модернизации развития, имеет огромную историю, сопоставимую с историей развития всего человечества и, соответственно, с историей развития нашей страны.

Во все времена занимались модернизацией развития, как неким важнейшим элементом развития и конкурентоспособностью в выживании стран. Казалось бы, не совсем понятно, почему сегодня уделяется такое пристальное внимание этому вопросу, почему он так остро стоит на сегодняшнем этапе развития? Мне кажется, ответ очевиден. Он заключается в том, что если раньше процессы технического обновления, технической модернизации происходили тысячелетиями, а затем столетиями, то сегодня новые технологические переделы происходят настолько быстро, что даже осознать этот процесс достаточно сложно. Он происходит буквально на наших глазах. В рамках не то, что десятилетий, а просто одного – двух лет. И очень просто прозевать, пройти этот этап, вовремя не сориентироваться и не принять надлежащие меры, вовремя не выстроить соответствующую институциональную среду, пройти этот этап и стать в мире неконкурентоспособными. Это вызов современности, которая диктует нам иные, более динамичные подходы к этой проблеме.

Это, конечно, проблема для всех стран, но для России это вызов особенный. Россия - большая страна с огромной территорией, с огромными ресурсами и относительно небольшим населением. Поэтому вопрос конкурентоспособности нашей страны, нашей экономики, наших технологий - это вопрос не просто абстрактный, это вопрос конкретного выживания страны. Россия может быть только сильной. Она не может быть слабой. Такой страны, как слабая Россия в мире существовать не будет. Это невозможно.

И дальше встает вопрос, за счет чего Россия может быть сильной, конкурентоспособной? Очевидно - два пути. Это использование тех ресурсов, которые мы имеем. Это колоссальные ресурсы, которыми обладает наша страна. И второе направление – это технологии, высокие технологии, производство, добавленный продукт, который мы создаем на своей территории. Совершенно очевидно, что не стоит противопоставлять эти два ресурса. Они должны помогать развиваться. Природные ресурсы, использование их, получение максимального добавочного продукта, добавленной стоимости этих ресурсов само по себе генерирует колоссальное развитие технологий, инноваций и дает динамику развития страны, с одной стороны. С другой стороны, основываться только на природной ренте, только на природных ресурсах невозможно, эту тупиковый путь. Совершенно очевидно для всех. И очевидно для нас, как государства, для правительства.

Тот вопрос, который был поставлен модераторами, что, собственно, государство должно сделать в плане модернизации, в каких направлениях оно должно работать, какие должно выбрать приоритеты, мне кажется, он также очевиден. Два направления. Первое направление заключается в том, чтобы создать среду для развития конкуренции, среду для развития инновационного производства, для модернизации. Второе направление – не надо забывать, что само государство является колоссальной, огромной управляющей машиной, которая управляет миллионами людей, которые работают в ее сфере, на ее предприятиях, учреждениях. Государство обладает колоссальной финансовой энергией и материальными ресурсами. И само непосредственно с помощью органов государственной власти управляет этими процессами. Это второе направление, которое, может быть, в меньшей степени актуализируется. Но, тем не менее, оно важнейшее направление.

Вопросы эффективности управления тем, что мы имеем в своих руках. Что касается создания среды для модернизации, для развития инноваций - это вещи, которые понятны: это макроэкономика, это налоговая политика, мимикрирование, требование к безопасности производства и продукции, это инфраструктура инноваций, это непосредственно финансовая поддержка, создание специальных институтов и, естественно, это подготовка кадров для модернизации, для инновации. Какие особенности этих направлений мы видим на сегодняшнем этапе развития? Нам всегда задают вопрос, почему вы мало расходуете денег на науку, на преференции, налоговые льготы и так далее. Это вечный вопрос, который всегда надо соотносить с теми возможностями, которые есть у государства, чтобы не разрушить макроэкономику, чтобы обеспечить комплексное развития страны. Я имею в виду и социальную стабильность, и вопросы безопасности в различных сферах. В прямом смысле слова - военной, продовольственной и так далее. Комплекс вопросов, которые должно решать правительство, которое должно сбалансировать свои ресурсы. Это с одной стороны.

Но что сегодня может быть более актуально - это вопрос эффективности расходования тех ресурсов, которые мы расходуем на эти цели. К примеру, на развитие науки в России расходуют достаточно большие ресурсы. Причем, доля государства составляет порядка 80 процентов этих расходов, а по общему объему расходов мы находимся на 8 месте в мире. По количеству работающих в этой сфере мы находимся на 4 месте в мире. А по количеству выхода инновационной продукции мы находимся в лучшем случае на 15 месте. Это говорит о колоссальной неэффективности той машины, которая у нас сегодня существует по производству инноваций. И это задача номер один - как сделать так, чтобы эти институты соответствующим образом работали. Для этого необходимо изменить систему финансирования: не по смете, не раздача денег по кругу, а под заказ, под конкретный результат, под конкретное задание, что, собственно говоря, в последнее время и происходит. Хотя, конечно, настраивать этот механизм требуется все больше и больше. Это и колоссальная сеть, которая требует реструктуризации, это тысячи научно-исследовательских институтов, тысячи вузов. Отдел, который превзошел все мыслимые возможности и который требует серьезной систематизации, концентрации всех усилий, финансовых ресурсов.

Второе направление – это совершенствование администрирования, совершенствование деятельности административных структур. Бюрократию во всем мире никто еще не поборол, но все стараются сделать ее максимально эффективной и создать среду, наиболее благоприятную для создания бизнеса, инноваций и модернизации. Такая задача стоит перед правительством, и мы этими вопросам всерьез занимаемся. Решение этой проблемы поставлено таким образом, что мы, по сути, должны перетряхнуть все административные структуры и регламенты, правила проведения. То есть, системно отрасль за отраслью мы эту работу проводим, реализуем эту задачу. В образовании, здравоохранении, в санитарном контроле, техническом регулировании и так далее. Это колоссальная работа. Но мы не считаем, что она должна затягиваться на годы, она должна делаться очень динамично. В ближайший год, два, три.

Вопросы технического регулирования, которые являются по-настоящему актуальными для того, чтобы мы имели современное производство, современные технологии, современную стройку, современные инвестиции. К сожалению, в последние годы мы пользовались нормами и правилами, придуманными еще в советский период времени. Они были хороши в тот период времени, но спустя 20 лет они являются колоссальным тормозом для развития технологий. И сегодня мы начали применять европейские нормы, нормы наших коллег по Таможенному союзу, того же Казахстана, ревизируя свои нормы и правила, санитарные, строительные нормы, стандарты, регламенты. Но, тем не менее, этот процесс нас не удовлетворяет. Потому что, применяя нормы европейские и казахские, мы все равно априори себе закладываем ситуацию, когда мы будем на шаг позади. Пользуясь чужим, мы будем всегда на шаг позади. Даже с современными нормами - они будут уже устаревшими, пока мы их адаптируем, пока внедрим. Поэтому здесь нужны новые, может быть, революционные решения. И мы над этой проблемой работаем вместе с бизнесом. Нужна независимая экспертиза проектов, нужны специализированные институты, которые работали бы с инновационными решениями, инновационной продукцией, инновационными решениями в строительстве и инвестициях. И эта задача одна из главнейших, которая должна быть приоритетом работы правительства. А она таковой не является.

Если говорить о создании инфраструктуры, вы знаете, что за последние годы в России очень много сделано в этом плане. Начиная от малых инновационных предприятий при вузах, заканчивая федеральными университетами, научно-исследовательскими федеральными университетами, где концентрируются и финансовые, и кадровые ресурсы, дается большая свобода для выбора стандартов, структурируется сеть институтов. Созданы такие структуры как специализированные корпорации - Внешэкономбанк, Руснано и так далее, которые являются источниками финансирования, организаторами финансирования, в том числе, в значительной степени, инновационных проектов. Тем не менее, государство считает, что этого не достаточно. Комиссия по модернизации при президенте приняла решение о создании инновационного центра Сколково, который вы знаете. Это, конечно, не только та площадка, где будут производиться инновации, где будут собраны ресурсы, но это площадка для того, чтобы обкатать новые управленческие технологии, законодательные, нормативные, для того, чтобы распространить это на всю страну. Это во-первых. Во-вторых, это некий флаг, некий символ нового этапа модернизации в России.

Ссылка: http://www.gpf-yaroslavl.ru/viewpoint/Sergej-Sobyanin-Modernizaciya-eto-vopros-vyzhivaniya-Rossii-v-sovremennom-mire

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67