Мешалкин "хобот"

Вечер минувшего четверга был заполнен сообщениями, словно сводками с антитеррористического фронта. Происходящее следовало бы внести в учебники для офицеров спецслужб, занятых проблемой информационной безопасности. А заодно в качестве примера включить в лекции для студентов по специальности "государственное и муниципальное управление". Сложившаяся в столице информационно-управленческая система не выдержала натиска взбунтовавшегося "хобота бетономешалки", ставшего в одночасье фольклорным.

Итак, то ли в 17.40 (первые сообщения), то ли в 18.01 происходит ЧП - опять же не ясно где: не то на 32-м, не то на 33-м километре дороги. Попробуем сопоставить высказывания действующих лиц. Из-за мешалки все смешалось. Цитирую: " Пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой опровергает сообщения об обрушении пешеходного моста при аварии на МКАД. Средства массовой информации поспешили, дав информацию об обрушении. На 33-м километре МКАД попавшая в аварию бетономешалка перекрыла движение по двум полосам дороги", - сообщает агентство РИА "Новости"". Мост с коммуникациями частично обрушился - это известный факт. Значит, мэру неверно доложили, а его бессменный пресс-секретарь всего лишь транслировал имеющуюся информацию? Следует ли сделать вывод, что существующая система, направленная на "локализацию" информационных рисков, работает против самой московской системы управления?

"При аварии машина зацепила мост с коммуникациями, который, однако, не обрушился", - уточнил глава пресс-службы префектуры Южного административного округа Игорь Пергаменщик" - тоже цитата . Как так не обрушился? Все видели по телевизору - обрушился. В ближайшей к месту ЧП префектуре достоверной информации нет!

"Силовые структуры" после теракта на железной дороге приведены в состояние повышенной готовности. Но даже в таком "повышенном" состоянии они абсолютно не в состоянии грамотно доложить, что же происходит: " В ГИБДД заявили, что в мост врезался стрелой автоподъемник". Инспектора ГАИ не отличают бетономешалку от автоподъемника? О чем они вообще докладывают? " В результате удара мост "провис". А в МЧС сообщали об " обрушении пешеходного моста". Отличить одно от другого главное спасательное ведомство тоже не в состоянии?

"В то же время, судя по появившимся в блогах фотографиям с места происшествия, произошедшее все же можно назвать обрушением", - отмечает деликатная Lenta.Ru, которая могла бы сказать иначе: официальные лица информацией не владеют! Единственные, кто понимает, что происходит, - это блогеры в пробках. Благо, Всемирная паутина доступна даже с мобильного телефона.

Теперь о пострадавших. Сергей Цой говорит о травмированном водителе бетономешалки на базе машины "Эвек"; по данным ГИБДД, автоподъемник врезался в мост стрелой, из-за этого сломал руку пассажир автоподъемника, который и был госпитализирован; в МЧС уверены, что пострадал мотоциклист, проезжавший в это время под мостом. Обратите внимание: вся эта разноголосица касается происшествия на лучшей дороге страны, где постов ГАИ - как грибов после дождя и даже предусмотрено 11 вертолетных площадок для санитарной авиации!

Очевидно - август, как один из самых дурных месяцев российского бытования, вбирает в себя наихудшие традиции. В этом смысле Юрий Лужков, появившийся на месте сам лично, прав: доверять никому нельзя. Такая система. Многолетняя, заточенная под одного человека. Ясно, что после "Трансвааля" слово "обрушение" применительно к любому объекту означает если не гражданскую казнь, то неизбежные неприятности - для осмелившегося принести дурные вести. Кем бы он ни был.

До двух-трех часов ночи добирались водители домой со стоящего намертво "кольца".

Они, конечно, пропустили бирюковское телевыступление про "хобот", сделавшийся тут же фольклорным. Водитель оказался просто "погонщиком" бетономешалки, приезжим, без опыта работы. Задел, дескать, по неопытности рычажок - заявили с экрана. Принадлежность же машины ресинскому ведомству не обсуждалась, как и не оказалась в зоне критики система, позволяющая неквалифицированному человеку управлять источником повышенной опасности.

"К утру движение будет восстановлено", - обещает мэрия. И вот уже пятничное бодренькое утреннее сообщение. "Движение автотранспорта по внутренней стороне МКАД от Каширского до Варшавского шоссе, где накануне обрушился пролет теплоцентрали, полностью восстановлено в 8.15 мск", - сообщает агентство РИА "Новости" со ссылкой на официального представителя УГИБДД при ГУВД Москвы. Воздержаться от поездки по МКАД гаишники не просили. "Сейчас движение по МКАД на участке внутреннего кольца от Востряковского проезда до Варшавского шоссе восстановлено, ремонт длился всю ночь", - хороводят сетевые ресурсы.

Личный опыт. Утро провел в пробке. Волгоградка, три ряда на эстакаде стоят намертво. На "бабочке", на спуске в сторону внутреннего кольца, поперек дороги развернут гаишный "жигуленок". Запрещают въезд на МКАД. Потому что как минимум с 10-го километра - пробка. Сплошная, мертвая. Не движущаяся. Об этом - ни слова.

Зато, добравшись до работы, читаю: "В ГИБДД опровергают сообщение о возобновлении движения на проблемном участке". Таким образом, один официальный представитель опровергает другого. Вдобавок сделано это чрезвычайно "своевременно": всем, кто уже застрял на "кольце", Fm-радиостанции разнесли безрадостное известие под аккомпанемент возмущенных клаксонов.

Сетевые ресурсы - вещь специфическая. Хотя Яндекс обычно требовательно подходит к заголовкам своих новостей. "Движение по МКАД вроде бы полностью восстановили", - сообщает он днем в минувшую пятницу со ссылкой на "Правду.Ru", где изобрели этот беспрецедентный в отечественной сетевой журналистике заголовок. Вот эта неуверенность "вроде бы" характеризует очень многое. Вроде бы что-то делается, но как-то очень странно. Явно не соответствуя основным ожиданиям и уж тем более ожидаемым результатам.

В августе 2002 года было издано постановление правительства Москвы "О создании системы видеонаблюдения за дорожной обстановкой с использованием воздухоплавательной техники". Предполагалось создание аэроотряда: два пилотируемых дирижабля с забавной аббревиатурой Ау-12 (Au-12) и три привязных аэростата "Барс". По меньшей мере $2,8 млн потрачено, не принеся видимого экономического эффекта. На дирижаблях даже иностранных туристов не катают, хотя, наверное, такие прогулочные полеты за городом хоть как-то могли бы компенсировать бюджетные потери.

А с 1 января 2007 года на Московской кольцевой автодороге введена в эксплуатацию система автоматизированного контроля транспортных потоков (САК ТП), которая передана центру организации дорожного движения правительства Москвы. Система на МКАД ровным счетом ничего не дала, что показали события 25 января 2007 года, когда наконец выпал снег. Образовались многокилометровые пробки, движение на ряде участков остановилось полностью. Самая большая пробка возникла по внутренней стороне кольца длиною в 10 километров - на участке от Рязанского проспекта до Бесединского моста. Автоматика "не научилась" расчищать дороги, растаскивать мелкие аварии, информировать водителей хотя бы через "Авторадио", не говоря уже об обещанном управлении автотранспортными потоками посредством "интеллектуальных табло" на основных "вылетных" магистралях. Прошло менее месяца, и очередной кризис 14 февраля снова парализовал движение - как на МКАД, так и на шоссе, ведущих в Московскую область.

"Отстегнувшийся хобот бетономешалки" 16 августа создал пробку, если последний раз поверить на слово столичному центру организации дорожного движения, длиной свыше 30 километров.

Слушайте, а ведь это даже не теракт! Всего лишь одно происшествие, последствия которого многократно увеличились под воздействием человеческого фактора. Вот почему мешалкин "хобот" достоин увековеченья - если не в бронзе, то в учебниках наверняка.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67