Меланхолия в отражениях

"Евгений Онегин", реж. Римас Туминас

Марина Цветаева, хотя и обожала Пушкина, менее всего ценила в его творчестве «Евгения Онегина». Основной упрек был в избытке светскости и быта. Легкая, ироничная, пародирующая громокипящие темы романтизма поэзия кажется не очень подходящим материалом для мрачного и томительного исследования «русской души». Однако Римас Туминас, и ранее не замеченный в излишних проявлениях любви к человечеству, увидел «Евгения Онегина» именно что в свете мизантропическом, прохладном, морозном.

Режиссер погружает зрителя в тягучую атмосферу «древнерусской тоски», периодически «взрывая» ее саркастическими и порою весьма поэтичными номерами. Сценография предельно лаконична (Адомас Яцовскис): почти все пространство сцены отдано на откуп актерам, по краям — два высоких шкафа, задник — огромное зеркало, вдоль него — балетный станок. Зазеркалив, Туминас как бы опрокидывает все происходящее в сон, мутный дурман, волшебный и тяжелый бред, наподобие того, что видит Татьяна во втором акте. Тоскующая безбрежность. Отражаются и персонажи — два Онегина (Сергей Маковецкий и Виктор Добронравов), два Ленских (Олег Макаров и Василий Симонов) свободно перебрасывают реплики друг другу. Все эта игра в отражения происходит под тревожную музыку Фаустаса Латенаса, «размножавшего» одну и ту же мелодию в различных вариациях.

«Евгений Онегин» — это торжество геометрии, ансамбля, выверенная композиции каждой мизансцены. Туминас - художник, для которого важно, как выглядит полотно в целом, мельчайшая его деталь. Этот похоже на фильмы Питера Гринуэя, где кадры от первого до последнего тщательно выстроены, и все происходящее на экране походит на своеобразную киноживопись. В данном случае — театроживопись. В любой момент любой персонаж «дописывает», «дорисовывает» общую картину, вне зависимости, произносит он текст или нет. С актерами режиссер работает так, что уже одним свои внешним видом они выдают о своем персонаже практически все. Их молчание (мимика, жесты) красноречивее слов. Порою просто-таки досадно, что им приходится говорить.

Что сделает Туминас с пушкинским текстом, который почти за 200 лет бесконченого цитирования как и Дидло всем надоел, было интереснейшим вопросом. От некоторых навязчивых пассажей режиссер отказался, другие в комичном стиле обыграл (письмо Татьяны сначала прозвучало как плохо переведенная с французского проза), но в целом онегинская строфа звучала в своем первозданном виде. Перебрасываемая от одного персонажа другому, произносимая то с напором, то с гротескными интонациями, но всегда неподдельно и всерьез, она, казалось, вот-вот польется так, будто позавчера была написана, но только сейчас обнаружена. Пожалуй, это предвкушение и осталось главным впечатлением, стихи не вяли, но и не цвели.

В постановке Туминас задействовал и совсем молодых актеров, и звезд среднего поколения, и почтенных корифеев театра. Сон Татьяны в исполнении Юлии Борисовой срывает громкие овации, безупречно грассирует в роли танцмейстера Людмила Максакова, проносящая через спектакль еще и образ смерти. Онегин-Маковецкий — разочарованный меланхолик, Онегин-Добронравов — напомаженный хлыщ. Ленский предстает то как поэт-недоросль (Василий Симонов), то как любимец света (Олег Макаров). Владимир Вдовиченков создает интересный образ гусара в отставке (он же рассказчик и по существу А.С.) - этакий от души запивший лорд Генри, циник и насмешник, своей иронией удачно контрастирующий с серьезностью остальных. Татьяна в исполнении Ольги Лерман предстает сначала живой и отчаянно мечтающей девушкой, затем превращается практически в стерву, с наслаждением мстящую своим отказом Онегину.

Мне же больше всех запомнился персонаж, которого у Пушкина вовсе нет. Этого персонажа как такового вообще нет в русской литературе, при этом он постоянно в ней (как и в нашей жизни) присутствует. В программке его обозначили как странницу с домрой (Екатерина Крамзина). На сцене постоянно возникает некто или нечто, дух или демон, какая-то чертовщинка — вроде отражения в кривом зеркале. Энцикло(вики)педия русской жизни невозможна без этой детали, незримо присутствующего сюра, иррациональной червоточинки, которая нашим человеком проглатывается без всякого труда, но неизменно застревает в горле у любого порядочного иностранца.

Туминас поставил очень раскованный спектакль. Фантазий и всевозможных придумок, как французской речи в московских салонах XIX века. Увлекательны и трагикомичны «Татьяны именины», когда девушки по очереди поют главной героине песни. Прям таки спектакль в спектакле. Уморительная сцена знакомства «молодого повесы» с Лариными, бесшабашный номер с зайцем, повстречавшимся провинциальному семейству по пути в Москву. «Евгений Онегин» предстал действительно в блестящей форме и при этом в каком-то малосодержательном виде.

Классическое произведение скорее по-новому обставлено, нежели интерпретировано. Режиссер просто обошел вниманием возможность его трактовать по-своему. Все персонажи узнаваемы, никаких изменений или свежего прочтения они не претерпели, а на современный контекст в спектакле нет и намека. «Евгений Онегин» Туминаса, наподобие главного героя романа, живет и любуется исключительно самим собой. Даже то, что легкий пушкинский текст оказался погруженным в темные и волнительные воды меланхолии, не делает его по-новому осмысленным. Все эмоциональное напряжение исходит из общеизвестных коллизий произведения — ну, не лить же слезы от того, что пламя в очередной раз, сойдясь со льдом, потухло.

Тем не менее, театр Вахтангова добавил к своему репертуару еще один спектакль-хит. В постановке так много непосредственности и обаяния, пусть несколько старомодного, но сбивающего с ног, что твой танцмейстер (то есть егермейстер). Творчество Туминаса — полновластный театр демиурга, он не требует соучастия, но справедливо ожидает бурных аплодисментов и частого прищелкивания языком от удовольствия. В общем, если в конце письма вы не ставите «Vale», а в ответ на полученные любовные послания не читаете суровую отповедь, то выстроенная литовским мастером «деревня, где скучал Евгений» увлечет вас непременно.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67