Медианеандерталец

Скажу сразу: меня лично не интересуют литературные достоинства книги Сергея Минаева "Media Sapiens''. Я не филолог и никаких приступов несварения не испытываю от того, что некоторые слова постоянно употребляются с грамматическими ошибками, или что стиль у него неровный, или что лексика нецензурная. К книгам я отношусь просто - разбивая их на четыре категории. Первая - шедевры литературы. Вторая - полезные в работе книги. Третья - книги по истории (я по образованию историк). Четвертая - книги для отдыха.

К первой категории, понятное дело, отношение самое трепетное. Правда, уже давно читать оных не приходилось - нет времени. ''Бесы'' разве что с полгода назад проглотил. И ладушки. Вторая категория - это мемуары, политические эссе, публицистические книги (в последнее время стали модными). В связи с тем, что я активно пишу о политике, понятно, какие именно книги я читаю для пользы в работе. Третья категория - историческая литература - частично пересекается с первой, но имеет и свои отличия. Например, Фукидида я регулярно раз в год перечитываю. Но назвать его шедевром все же не могу. Естественно, третья категория пересекается и со второй - всячески мемуары и исторические исследования имеют естественным образом существенное влияние и на политику.

Но мы говорим сейчас о четвертой категории, в которую, собственно, и попадает минаевский ''Media Sapiens''. К ней я отношусь особенно трепетно, поскольку времени на отдых у меня очень мало, а значит, книга, которую я открыл, не должна вызывать отвращение сразу. Книга должна держать. Она должна быть написана максимально просто (во время отдыха нет никакого желания пробираться сквозь закорючки, с тем чтобы уяснить, какие деепричастные обороты автор использовал, что между тем обязательно необходимо для понимания гениальной мысли очередного футуриста от литературы). Она не должна быть очень большой (чтобы было удобно держать в руках). Шрифт обязан быть более-менее крупным (дабы не ломать глаза). Наконец, она обязана быть в твердом переплете (книга в мягком переплете - это не книга вообще). Обложка особого значения не имеет, хотя служит для привлечения внимания. Ну и еще - я не читаю женскую прозу. Принципиально.

Так что мы имеем, если посмотрим на ''Media Sapiens'' с этой формальной стороны? Вызывает ли она отвращение с первых страниц? Нет. Напротив, читать интересно. Главный герой вызывает смутное чувство презрения и любопытства. Так что все в порядке. Смотрим дальше. Держит ли книга? Да, безусловно. Она читается взахлеб. Виной тому во многом крайняя простота, я бы даже сказал, крайний примитивизм языка, максимально приближенного к разговорному. То есть Минаев пишет книгу так, будто он ходил и надиктовывал ее, а затем отказался от редактуры. Подход интересный. Филологов коробит, но за счет того, что язык получился вполне себе живой, - почему бы и нет? Книга средняя по толщине - 320 страниц, но букв не много, так как шрифт крупный. Переплет твердый, обложка серенькая и непритязательная. Проза, безусловно, не женская. Таким образом, ''Sapiens" подходит под формат чтива для отдыха практически идеально.

Да, совсем забыл сказать. Все книги четвертой категории по прочтении (а некоторые и во время прочтения) заслуживают только одной участи - быть сожженными в печке. В крайнем случае служить НЗ в той ситуации, когда дома закончилась туалетная бумага. Естественно, минаевская книга не исключение.

Тем не менее еще раз. Минаев написал книгу, неплохую, чтобы провести за ней вечер с тремя-четырьмя кружками пивасика. Что я и сделал.

Теперь о сути. Главный герой - Дроздиков - средней руки пиарщик, изгнан из ФЭПа в 2000-лохматом году. Тут я молча изогнул брови в удивлении, перебрал знакомые фамилии, усмехнулся и стал читать дальше, поскольку прототипа никакого не нашел. Так вот, он занимается мелкими гешефтами, что вполне вероятно, поскольку получить "белый билет" - это вам не хухры-мухры. Но при этом он позиционирует себя как гения медиа. Что, впрочем, абсолютно не соответствует действительности, так как в дальнейшем мы узнаем, что герой всего лишь поденщик в СМИ, а никакой не композитор, как бы Минаев ни старался.

Так вот, этот главный герой берется за заказ по пиар-сопровождению захвата завода на Кутузовском проспекте. Сумма смешная - десятки тысяч долларов. Честно говоря, за такой гонорар связываться с бандитами не станет ни один умный человек, и уж тем более гений медиа. Соответственно, Минаев рисует перед нами картину убогого неудачника. Медианеандертальца.

Однако тут убогому неудачнику повезло, и он встретился с каким-то богатым Буратино, который пашет на оппозицию (то ли прототипом выступил Осовцев, то ли Гольдфарб). Этот богатый Буратино берет его на симпатичненький оклад и требует работы. Первые месяцы наш главный герой вкалывает Яшиным. Ходит на митинги демшизы и что-то орет в микрофон, а затем отрабатывает эти митинги в ЖЖ, в немногочисленных СМИ и почему-то на радиостанции ''Эхо Москвы'' (можно подумать, что это радио не принадлежит ''Газпром-Медиа'', а на корню скуплено березовскими и невзлиными). Здесь у Минаева все шло нормально и стандартно. Я даже подумал, что Сергей написал книгу о грустной и скучной работе оппозиционных пиарщиков. Но ошибся.

Действительно, ведь надо же держать читателя в рукавицах! И тут Минаев пускается во все тяжкие, вспоминая скандалы недавнего прошлого, как то: банковский кризис 2005 года и избиение Марины Литвинович. Переложив их на подоночий лад и приписав организацию и первого и второго события главному герою, Минаев подводит его к, казалось бы, главному пиар-подвигу - организации теракта в онлайне.

Тут я несколько раз падал под стол, поскольку Минаев жег нипадеццки. В общем, подготовка к теракту обсуждается Дроздиковым на общем собрании креативной группы, где присутствует человек пятнадцать. Клинический идиотизм, не находите? Завтра же о подготовке теракта знали бы все спецслужбы! Более того, из присутствующих ни один не встал после первых слов героя-неандертальца и не выбежал из комнаты со словами: ''Я не хочу этого слышать, я увольняюсь вчерашним днем''. А ведь это единственная реакция разумного человека, который услышал о планах осуществления теракта в политических целях. Просто потому, что все, кто дослушал это до конца, уже подписали себе смертный приговор. Не от ''кровавой гэбни''. А от своих хозяев. Такие концы не оставляют. Но никто не встал.

Тут я хотел книгу закрыть, потому что писать можно все, что угодно, но откровенно бредить - не очень-то красиво. Тем не менее сто семьдесят рублей, которые я заплатил за минаевское творение, а главное, оставшиеся до конца книги пятнадцать страниц все же принудили меня не выбрасывать сей шедевр. В общем, книгу я осилил до конца, что существенно повысило ее ранг среди четвертой категории. Читал ее не без интереса. Перечитывать, естественно, никогда не буду. Считаю, что Минаев в целом неплох. Но людям, которым не интересна политика, покупать ''Media Sapiens'', который все же, по-моему, рассказывает о Медианеандертальце, я бы не рекомендовал.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67