Маньяк мышления

От редакции. Александр Моисеевич Пятигорский (1929-2009), писатель, философ, филолог, политический мыслитель. Его перу принадлежало огромное число совершенно различных по тематике философских работ. Однако, что бы не делал Пятигорский он всегда на глазах тех, кто его слушал или читал создавал свой язык. Он всегда выступал как художник в науке, проза всегда неожиданно и властно прорастает в его текстах, подчиняя мысль. Как и многие из послевоенного поколения философов он вынужден был покинуть СССР, но всегда оставался верен России.

В 2006 году Пятигорский выступил перед московской публикой, прочитав ряд лекций по политической философии, которые взбудоражили интеллектуальную Москву своей новизной и неканоническим прочтением казалось бы вполне устоявшихся понятий. Вчера Александра Моисеевича Пятигорского не стало. Воспоминаниями о нем с "Русским журналом" поделился друг Александра Моисеевича Олег Борисович Алексеев.

* * *

Конечно, едва ли я могу сказать, что был одним из немногих знакомых Александра Моисеевича Пятигорского. Знали его многие, еще больше людей знали о нем. Но, как мне кажется, я пользовался высоким правом называться его другом. Александр Моисеевич был человеком педагогической установки. Он был великолепным рассказчиком. Например, он делился со мной воспоминаниями о том, как в детстве смог завоевать особое положение среди дворовой команды лишь благодаря своему особому искусству рассказчика. Впоследствии это дворовое умение преобразилось в страсть активного человека, в страсть учителя.

А предметом его учительства и наставления, вне зависимости от того, в какой сфере он раскрывал свою личность и на основе каких знаний он это делал, было мышление. В каком-то смысле можно сказать, что Александр Моисеевич был маньяком мышления. Большую часть своей жизни, причем в прямом смысле, он проводил в этом состоянии, в состоянии человека, который мыслит, более того, думает о мышлении, отрабатывает свой философский метод. И это, конечно, очень редкая черта. Безусловно, философов и не может быть много, но и среди философов Александр Моисеевич выделялся этой своей страстью. Он считал, что мышление – единственное, ради чего стоит жить.

Возможно, на формирование подобной жизненной установки повлияло интеллектуальное окружение Александра Моисеевича. Как известно, он закончил философский факультет Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1951 году. И как раз в это время философский факультет представлял собой настоящий кладезь крайне талантливых молодых людей. В этот период на философском факультете МГУ обучалось огромное количество в будущем блестящих философов. Например, логик и социолог Александр Зиновьев, философ Мераб Мамардашвили, историк философии Эвальд Ильенков, философ и методолог Георгий Петрович Щедровицкий.

Кстати, Георгий Петрович Щедровицкий был ровесником Александра Моисеевича. В тех же кругах был организован и Московский Методологический Кружок. Однако важно отметить, что Александр Моисеевич Пятигорский никогда не был членом этого кружка и никогда не был фанатом школы Георгия Щедровицкого. Но, несмотря на это, Александр Моисеевич и Георгий Петрович сохраняли очень близкие, дружеские отношения. Было очень важно, что они могли не смешивать свои интеллектуальные пристрастия и личные отношения. То же происходило и в отношениях между Пятигорским и Мамардашвили. Пожалуй, именно Мераб Константинович был самым близким другом Александра Моисеевича уже в зрелую пору жизни обоих философов. Их дружба началась еще в Советском Союзе и укрепилась уже после вынужденной иммиграции Пятигорского.

Очевидно, со смертью Александра Моисеевича Пятигорского Россия потеряла замечательного ученого-индолога и философа.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67