Куда указывает Золотой компас?

- Я думал, вы сказали, что вы демон.

- Совершенно верно. Я из другого измерения. Демонстратор измерения, или для краткости, демон. Усек?

Роберт Асприн. Великий мастер эпиграфов.

Не секрет, что стиль фэнтези всегда очень социален, за редким исключением психоделических произведений 70-х годов, вроде Фармера и Муркока. Авторы с помощью миров иных рисуют нам утопии или антиутопии обращенные в наш мир. И воспринимать то или иное произведение в стиле фэнтези необходимо держа на мушке и наш реальный мир. Тогда вы поймете, куда целит автор. Когда же за дело берется "фабрика грез", то можете не сомневаться, политической и социальной идеологии в кино будет не меньше, чем стремления к коммерческому успеху картины.

А авторы первой серии новой киноэпопеи в жанре фэнтези "Темные начала. Золотой компас" (The Golden Compass), режиссера Крис Вейц постарались на славу. Именно так и должны, наверное, действовать пресловутые масоны. Собственно, а кому еще необходимо спустя сотни лет проводить реабилитацию в общественном сознании разного рода нечисти и устраивать нюрнбергский процесс по инквизиции? Авторы с вольтеровской яростью обрушиваются на орден Магистрата, в адептах которого одновременно угадываются и инквизиторы, и иезуиты.

Более того, в этом фильме видится ответ Толкину, то есть Джексону с их "Властелином Колец". Большинством критиков Толкина было признано, что история про хоббитов произведение глубоко христианское, хотя бы по картине мира. В "Золотом компасе" все не так, произведение не только антиклерикальное, но и откровенно антихристианское.

Если отбросить комплиментарное изображение "положительных" героев фильма, что мы получаем? Мир, где к каждому человеку прикреплен деймон (демон). Самый факт экзорцизма-разделения и последующая жизнь без демона, представлены как нечто ужасное и противоестественное. А жизнь без подсказок деймона становится пуста и бессмысленна.

Вся сложившаяся Партия Золотого компаса, назовем ее так,

это уже нечто весьма интересное. Главным героям помогают ведьмы и цыгане. Они с легко узнаваемым пафосом вещают о свободе, конечно ненавидят Магистрат и мечтают о войне. Ох, не желаю я детям, которые посмотрят этот фильм и примут его на веру познакомиться с цыганами настоящими или тем более ведьмами, от которых по счастью Святая Инквизиция наш мир практически очистила. До кучи в союзниках у партии находится сумасшедший ученый, который изучает некую "пыль". Все очень верно - где цыгане, там и пыль. Быть может заказчик фильма все же никакие не масоны, а колумбийская наркомафия?

Некоторую симпатию среди положительных сил вызывают боевые белые медведи, однако присмотревшись внимательно и не обнаружив среди них самок, плюс добавив типичные скандинавские имена-фамилии, начинаешь подозревать их в самом позорнейшем для мужчин грехе и становится неудивительно, почему медведи на стороне Партии Золотого компаса.

Ведьмы-цыгане-наркоманы-гомосексуалисты... не хватает солдатских матерей. Не хватает? Они находятся среди цыган. "Что вы делаете с нашими детьми?". Будем ждать новой серии, вероятно у того цыганенка, которому ампутировали ммм... деймона, есть большие шансы попасть в предвыборный список какой-нибудь местной СПС.

Впрочем, в чем авторы западных фэнтезийных саг, хоть католики, хоть антиклерикалы солидарны, так это в своих теплых чувствах по отношению к нам. Солдаты магистрата, не гнушающиеся направить свои штыки против безоружных детей, одеты в форменную одежду, подозрительно напоминающую по стилю форму русских казаков времен Священного союза.

Казаки, татары, да инквизиторы - "силы зла" люди вполне обычные, даже серые. Просто люди. Среди них нет ни ведьм, ни медведей, даже цыган. Они делают свою работу и управляют своим миром как умеют. Миром кстати весьма красивым, но кому-то в нем не хватает "свободы". И нечисть, объединившись, идет в последний, но, естественно, заведомо обреченный на успех, марш несогласных.

Пресловутый Золотой компас, который дал название фильму, занимает одно из центральных мест в повествовании. Мистический артефакт, который всегда показывает правду. На первый взгляд без него вполне можно было бы обойтись и так. Но это серьезная ошибка. Правда, конечно абстрактна, но обладают ей конкретные силы. Мистическая сила позволяющая знать правду только одной стороне это и есть тот самый Золотой компас. Усомниться можно во всем: в своей стране, цивилизации, родне но только не в этом механизме. Почему? Потому что он априори говорит правду. Радиоприемник, который для кого-то не только "свобода", но и единственный источник "правды", давно уже стал синонимом этого самого золотого компаса и в нашем мире.

Какое развитие данного тренда ожидает нас в дальнейшем? В следующих сериях данной саги или же в каком-либо другом блокбастере Голливуда? Несомненно, мир ждет реабилитация тамплиеров. Своей очереди ждут катары и прочие еретики. Все "униженные и оскорбленные", "несправедливо" обиженные выстраиваются в эту очередь, дабы встроиться в историю борьбы за "свободу" и толератность, подобно тому, как раньше органично смотрелись в марксисткой картине мира и борьбе простого народа с его угнетателями.

Вообще в фильме много чего про "свободу" и либерализм. Он, безусловно целен с точки зрения современной западной идеологии. Вот только на проверку благородные цыгане почти всегда оказываются грязными карманниками с вокзалов, деймоны банальными вонючими бесенятами, ученые изучающие параллельные миры - шарлатанами. А уж если вообразить порхающих с луками Мадлен Олбрайт, Кондолизу Райс и Валерию Новодворскую...

The Golden Compass

Режиссер Крис Уэйц

В ролях Николь Кидман, Дэниел Крейг, Дакота Блю Ричардс, Ева Грин, Саймон МакБерни, Сэм Эллиотт

США, Великобритания, 2007, 120 мин.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67