Кто такой Шмуэль Эйзенштадт?

На "Русском журнале" было опубликовано эксклюзивное интервью Шмуэля Эйзенштадта. В связи с этим хотелось бы сказать об этом без преувеличения выдающемся ученом несколько вводных слов.

Израильский социолог Шмуэль Эйзенштадт (род. 1923, Варшава) считается одним из основателей сравнительного анализа цивилизаций. Своими работами он внес крупный вклад в сравнительную культурную социологию. Его исследования в области теории и методологии сравнительной культурологи получили широкое международное признание, он был удостоен целого ряда престижных академических наград. Среди его книг стоит особенно отметить: "Политические системы империй" (1963), "Традиция, изменение и современность" (1973), "Революция и трансформация обществ: сравнительное изучение цивилизаций" (1978), а также "Паттерны современности" (1987).

Почти вся его академическая карьера прошла в стенах Еврейского университета в Иерусалиме, в котором он преподавал вплоть до 1990 года. Если говорить о его интеллектуальных корнях, то тут обязательно нужно упомянуть Эдварда Шилза, благодаря которому Эйзенштадт перенял классические социологические понятия Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма, пропущенные сквозь структурно-функционалистский подход Талкотта Парсонса. Теоретические работы Эйзенштадта характеризуются редкой способностью сочетать теоретические разработки с эмпирическим подходом.

Эйзенштадт посвятил массу сил изучению развития культур Египта, Рима, Византии, России и Европы. Благодаря этому он пришел к выводу о значимости культурного измерения при изучении социальных акторов, о значимости той культурной перспективы, которой эти акторы руководствуются. Культурное измерение, по мнению Эйзенштадта, следует воспринимать как автономный социальный фактор. Здесь Эйзенштадт отходит от структурного функционализма и сосредотачивается на анализе тех констелляций, которые сообщают структуре общества различные культурные перспективы и их носители.

Вместе с выработкой систематического подхода к сравнительному анализу цивилизаций, Эйзенштадт провел еще и сравнительное исследование пророков и интеллектуалов. Результаты этого исследования в 80-е года были суммированы им в концепции "цивилизаций осевого времени". "Осевое время" – понятие, изобретенное немецким философом Карлом Ясперсом – характеризуется революционным прорывом, произошедшим практически во всех важных культурах в первом тысячелетии до нашей эры. Автономные интеллектуальные элиты, движимые идеалом нового трансцендентного порядка, который должен был быть реализован на земле, стремились, преодолевая сопротивления косных традиций, переустроить самую суть своих культур. Согласно Эйзенштадту, эта борьба привела к возникновению цивилизационной динамики нового типа.

От этой проблематики ученый в 80-е года переключается на проблематику модернизации. Вопреки классической теории модернизации, подразумевавшей однонаправленное имманентное движение по направлению к дифференциации и прогрессу, Эйзенштадт отстаивал тезис о современности как особом типе цивилизации, возникшей в Европе и распространившейся по всему миру. По мере того как западные паттерны модернизации инкорпорируются в различные общества, они, согласно Эйзенштадту, сталкиваются с укрепившимися в этих обществах констелляциями символических и институциональных предпосылок. В результате возникают уникальные цивилизационные комплексы: современность, преломленная сквозь местные традиции. Традиционная картина царской дороги к современности замещается Эйзенштадтом тезисом о разнообразии современностей".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67