Кто не сидел, тот не смотрит НТВ

Зритель уходит с больших эфирных каналов. В интернет, в радио, в компьютерные игры. В конце концов, в нишевые узкоспециализированные каналы. Уходит, конечно, не столько количественно, сколько качественно.

Не подумайте, что я сгущаю краски. Это данные самих руководителей федеральных каналов, кои предпринимают попытки удержать уходящего зрителя. Зрителя довольно нужного, ибо в его лице уходит молодая и состоятельная аудитория, которую принято называть "премиальной". Ибо во многом именно на нее нацелены усилия рекламодателей, формирующие бюджеты телекомпаний. А те, в свою очередь, ориентируются на Его Величество Рейтинг, который дают вовсе не продвинутые да ранние зрители, а совсем напротив, аудитория, состоящая по преимуществу из женщин постбальзаковского возраста, коим некуда себя девать в тихие долгие вечера окромя телевизора.

Смотреть телевизор становится не модно. Собственно говоря, большинство моих знакомых судят о нем в основном из моих статей, благо, мне, как телекритику, деваться некуда и я смотрю его, что называется, за деньги.

Одним из первых об этой прискорбной для телевизионщиков тенденции заговорил руководитель Первого канала (чей охват составляет почти 99% территории страны) Константин Эрнст, которому, как к нему ни относиться, никогда не отказывало чутье на конъюнктуру момента.

По его данным, за последние несколько лет программы четырех основных федеральных каналов (Первый, "Россию", НТВ и ТВ Центр) перестало смотреть от 15 до 25 процентов аудитории, которые теперь ищут необходимую для себя информацию в другом месте, прежде всего в глобальной сети, а развлекательные программы заменили на DVD. Причем, что немаловажно, это молодые люди.

По мнению генерального директора Первого канала, это связано с тем, что ведущие российские телеканалы содержательно очень мало отличаются друг от друга и пытаются удерживать аудиторию в основном за счет кинопоказа.

Однако нынешняя сериальная продукция, которая в изобилии представлена на всех каналах (за исключением, может быть, интеллектуальной "Культуры"), представляет собой по большей части откровенную лабуду на потребу простых постсоветских гражданок, коим мыльные оперы с успехом заменяют пересуды на лавочке с соседками.

В пандан этому "мылу" и большинство других телепродуктов, представляющих собой разного рода развлекательные программы, в основе коих ориентация на ту же невзыскательную женскую аудиторию, которая томится важными вопросами бытия, как-то: как приворожить понравившегося мужчину, отворожить мужа или любовника от разлучницы, навести порчу на недруга и т.д.

Впрочем, и здесь есть исключения. Канал НТВ, когда-то сделавший своим слоганом "Новости - наша профессия!", теперь ориентируется исключительно на мужскую аудиторию, причем, судя по эфирной сетке, поклонников песни "Владимирский централ". Как говорится, кто не сидел, тот не смотрит НТВ.

Ничего удивительного, что многие программы госканалов сделаны довольно небрежно. В частности, характерным примером служит канал "Россия", который за две последних недели умудрился вляпаться в два международных скандала.

В частности, некоторое время назад в эфире программы "Вести" была показана статья британской "The Times" - "Березовский манипулирует нами, и это стыдно". Усилиями дизайнеров "России" статья выглядела как передовица, хотя на самом деле была напечатана на одной из внутренних полос в качестве частного комментария одного из колумнистов издания. Британцы расценили это как подлог.

Затем "Россия" снова оскандалилась, проиллюстрировав сюжет о полярной экспедиции "Арктика-2007" кадрами из документального кинофильма Джеймса Камерона "Титаник" (два российских батискафа освещают синими лучами путь по океанскому дну Северного полюса). В итоге крупнейшему мировому агентству Reuters, которое распространяло эти кадры как съемку российской телекомпании, пришлось извиняться перед подписчиками.

Выводы Эрнста подтверждает и недавнее исследование, которое провел аналитический центр компании "Видео Интернэшнл" (крупнейшего торговца телерекламой на российском медиарынке), задавшись целью в преддверии парламентских и президентских выборов выяснить, какая демографическая группа наиболее подвержена политическому воздействию различных партий и движений посредством СМИ.

В ходе исследования "Телевидение глазами телезрителей-2006" у респондентов спрашивали, какие программы они смотрят, как относятся к политическим партиям и отдельным персоналиям и как их оценивают. Параллельно социологи выясняли, какие демографические группы наиболее восприимчивы к телевизионным программам, в первую очередь новостным. В преддверии парламентских выборов исследователям предстала интересная картина.

По словам старшего социолога отдела социоисследований аналитического центра "Видео Итернэшнл" Ильи Царькова, четко выделяются четыре группы, первая из которых состоит из молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, еще не определившихся в своих политических пристрастиях и достаточно прохладно относящихся к любым событиям в мире, к политике и агитации будущих депутатов. А посему реже других возрастных групп интересуются новостными программами (в среднем 86% против 92%) или читают в газетах (в среднем 28% против 40%), предпочитая черпать информацию в интернете (так поступает каждый четвертый).

Люди среднего (25-44 года) и старшего возрастов (45-64 года) более охотно отдают предпочтение телевизионным новостям (91% и 96% соответственно), во вторую очередь - газетам (39% и 45%) и, наконец, радио (26% и 29%).

Что же касается интернета как источника новостей, то люди среднего поколения здесь (и это понятно) более активны: 16% против 5%.

Социологи отмечают, что если люди среднего возраста, на чью молодость пришлась перестройка и смена общественного строя, помнят советское прошлое, но по большей части встроены в развивающийся капитализм, то для более старшего поколения перелом в жизни наступил, когда они были уже вполне сформировавшимися личностями. А потому многие не смогли приспособиться к изменениям.

Четвертая категория опрошенных - пенсионеры, люди от 65 лет и старше, которые в силу сложившихся в нашей стране традиций наиболее зависимы от государства и проводимой им политики, - более других возрастных групп слушая радио (41% против 29% в среднем), в отношении других видов медиа ведут себя так же, как представители среднего и старшего возраста. Именно последняя группа наиболее восприимчива к политическим манипуляциям со стороны различных партий.

Если же говорить о зрительских предпочтениях, то здесь лидирует программа "Время" на "Первом канале", которой отдают предпочтение люди старшего и пожилого возраста. На втором месте программа "Вести" канала "Россия", и если среди более молодых зрителей она не вызывает особого доверия, то среди пенсионеров почти догоняет программу "Время" по "объективности".

Любопытно, что при этом пенсионеры чаще других участников опроса говорят, что "в новостях освещается слишком много негативных событий" и "новости не помогают разобраться в происходящем, а только запутывают".

На третьем месте с большим отрывом программа "Сегодня вечером" на канале НТВ, которая вызывает наибольшее доверие у людей среднего возраста (почти 40%).

В целом социологи пришли к выводу, что более двух третей респондентов согласны с тем, что "новости чрезвычайно политизированы, все крутится вокруг политики". То есть уже сейчас, до начала предвыборной агитации, зрителей, особенно молодых, раздражает избыточность внимания тележурналистов к политическим аспектам жизни страны. А посему выделить какую-то определенную группу, для которой продвижение политических идей через новости в СМИ было бы наиболее эффективным, затруднительно.

Как сказал Ноуэл Ковард, "телевидение существует для того, чтобы выступать по нему, а не для того, чтобы его смотреть".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67