Космические грезы Вашингтона

Два года назад российские публицисты всерьез обсуждали возможность превращения Дня космонавтики в очередной праздник. Нынешней весной ситуация изменилась. Во-первых, США уничтожили свой вышедший из строя спутник, возобновив испытания противоспутникового оружия. Во-вторых, Вашингтон отверг подготовленный российскими и китайскими экспертами Договор о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. В-третьих, появились сообщения о намерении Америки развернуть новую систему космического наблюдения RAIDRS Block 20. В-четвертых, Соединенные Штаты заявили, что намерены активизировать работу над программой Раннего предупреждения в космосе (Space Situational Awareness), призванной защитить американскую орбитальную группировку от противоспутникового оружия. Парадные заявления о "растущем международном сотрудничестве в космическом пространстве" сменились страхами перед угрозой милитаризации космоса. Время задуматься над тем, можно ли предотвратить эту угрозу. Иначе неизбежен второй тур "звездных войн".

Эпизод первый. Скрытая угроза

За полгода до президентских выборов вторая администрация Дж.Буша-младшего вновь скорректировала внешнеполитические приоритеты США. На первый план выдвинулись проблемы использования космического пространства. Еще в 2006 году Белый дом разработал "новую космическую политику": увеличение американской орбитальной группировки и вывод в космос ряда элементов противоракетной обороны. Однако теперь эти положения не соответствуют реалиям. Космические программы Америки натолкнулись на серьезное сопротивление других держав, и Вашингтон был вынужден скорректировать свои космические приоритеты.

Первые годы XXI века были временем безоговорочного преобладания Cоединенных Штатов в космосе. Америка выделяла самые крупные в мире средства на космические исследования. Америка была единственной страной, запускавшей многоразовые космические корабли. Америка вывела на орбиту самую крупную в мире группировку спутников. Америка создала единственную действующую глобальную систему спутниковой навигации и связи Global Positional System (GPS). Америка была первой страной, которая сумела зациклить свои вооруженные силы на спутниковые системы наведения и связи. Америка финансировала большую часть работ по созданию международной космической станции. Америка обслуживала основной сегмент рынка мобильной связи и спутникового телевидения. Россия, страны ЕС, Япония могли опережать США в реализации отдельных космических проектов. Однако в целом превосходство Вашингтона в космосе после распада СССР было неоспоримым.

В 2008 году положение стало меняться. Американские эксперты заговорили о том, что лидерство в космосе - это не только сила, но и слабость Вашингтона. У Соединенных Штатов лучшие в мире космические телекоммуникации. Но вывод их из строя нарушит всю систему управления аэропортами и флотом. У Пентагона нет соперников в сфере использования высокоточного оружия и космических систем управления. Но если враг вдруг уничтожит американские спутники, Соединенные Штаты окажутся в положении Советского Союза 22 июня 1941 года. "Через 10-20 лет военное доминирование США сохранится, если только у вероятного противника не появится мощная противоспутниковая система или не будет секретно произведена установка сети надежно защищенных, большей частью находящихся под землей мощных лазеров, способных уничтожать американские самолеты и ракеты", - писал в 2004 году бывший командующий Объединенными силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк. Спустя четыре года в Пентагоне опасаются, что этот прогноз начинает сбываться.

Во-первых , американцы с тревогой отмечают: за минувшие пятнадцать лет число космических держав увеличилось. Наиболее опасным среди "новичков" в Вашингтоне считается Китай. Еще 15 октября 2003 года Пекин запустил в космос свой первый пилотируемый космический корабль "Шэньжоу-5". 24 октября 2007 года последовал запуск китайского спутника "Чанъэ-1" для изучения Луны. Продолжением этой программы станет предполагаемый запуск в 2012 году лунохода и в 2017-м возвращение зонда для сбора грунта. Но главная неприятность для США произошла 11 января 2007 года. В тот день Пекин с помощью баллистической ракеты сбил собственный исследовательский спутник, доказав тем самым свою способность поражать американские космические аппараты. Соединенные Штаты при поддержке Индии, Японии и стран ЕС выразили обеспокоенность действиями КНР. Но неприятный осадок остался. Прежде создать противоспутниковое оружие могли только Россия и США. Теперь Москва и Вашингтон потеснились, пустив Пекин в свой "элитный клуб".

Не менее опасной администрация Дж.Буша считает космическую программу Ирана. 28 октября 2005 года Тегеран с помощью России впервые вывел на орбиту спутник "Синах-1". В дальнейшем иранское правительство заявило о своем намерении создать пилотируемый космический корабль и космическую лабораторию. И это не пустые слова. В 2008 году Иран при поддержке Италии планирует запустить второй космический спутник "Синах-2", который должна доставить на орбиту собственная иранская ракета "Шехаб-4". Американцы опасаются, что через несколько лет у Тегерана тоже появится возможность сбивать космические спутники США. Сможет ли тогда Америка угрожать Ирану нанесением удара по его ядерным объектам?

Не доверяет Вашингтон и Индии. В 2001 году Дели при поддержке России с трудом вывел в космос трехступенчатый ракетоноситель GSLV. В 2008 году Индия уже поддерживает на полярных орбитах 7 спутников Земли. И это только начало. Индийское правительство уже решило вывести в космос 11 новых аппаратов дистанционного зондирования. В перспективе их могут дополнить спутники с гиперспектральной камерой, лунные зонды, космические радары и оптические аппараты. Вполне возможно, что Индия вслед за КНР пожелает обзавестись собственными противоспутниковыми ракетами.

Интерес к развитию непилотируемой космонавтики проявляют не только азиатские державы. Австралия и Аргентина, Британия и Германия, Индонезия и Израиль, Италия и Испания и Южная Корея, Малайзия и Пакистан вовсю разрабатывают свои космические программы. Канада и Бразилия, Украина и Казахстан уже создали национальные космические агентства. Европейское космическое агентство запустило аппараты для изучения Марса и Луны. Япония в 2007 году запустила автоматический космический аппарат "Кагуйя" для аэрофотосъемки Луны и начала разрабатывать проекты первых в мире ракетоносителей на основе сжиженного природного газа. Каким будет мир, где взаимодействует множество космических держав? Этот вопрос все чаще беспокоит военных стратегов в Вашингтоне.

Во-вторых, США опасаются попыток других стран развернуть альтернативные GPS системы спутниковой навигации и связи. Наибольших успехов на этом пути достигла Россия. Пять лет назад американские СМИ с едкой иронией писали о том, что Москва "уже который год" не может завершить унаследованный от СССР проект создания Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Но в 2007 году работы сдвинулись с мертвой точки. К 2010 году Россия планирует вывести на орбиту 18 новых спутников, доведя их число до 24 аппаратов (шесть из них уже действуют на постоянной основе). И результаты налицо. 27 декабря 2007 года в розничную продажу поступили спутниковые навигаторы, способные работать в системе и ГЛОНАСС, и GPS. После развертывания ГЛОНАСС Россия получит возможность активнее использовать космические системы связи как в военных, так и в коммерческих целях. Иначе говоря - создаст первый альтернативный проект американской GPS.

Свой проект глобальной системы спутникового наведения пытается реализовать и Европейский союз. К 2009 году ожидается вступление в действие разработанного Европейским космическим агентством системы "Галилео". Пока страны ЕС во многом зависят от России и США: компоненты будущей системы доставляются на орбиту российскими ракетоносителями, а их сигналы будут обрабатываться усовершенствованными приемниками GPS. Но в идеале "Галилео" должна включать в себя 27 операционных и 3 резервных спутника, дополненных двумя центрами управления и глобальной сетью передающих и принимающих станций. Пользоваться этими услугами смогут Китай, Израиль, Южная Корея, Украина и Россия. Интерес к "Галилео" проявляют также Аргентина и Бразилия, Чили и Австралия, Малайзия и Индия. Европейский союз сделал заявку на создание собственного, неподконтрольного американцам, центра космической связи. И это не вызывает у США восторгов.

Помимо России и ЕС есть и кандидаты "второго эшелона". Один из них - Япония, чья система метеорологических спутников давно стала одной из самых совершенных в мире. Китай также намерен расширить свою локальную систему спутниковой навигации "Бэйдоу", включив в нее ряд новых аппаратов. Примеру Пекина последует Индия с ее стремлением выводить все новые спутники на полярные орбиты Земли. На заднем плане маячат Индонезия, Австралия, Бразилия, Аргентина и даже Тайвань... Не ожидает ли Америку ностальгия по "золотым девяностым" - времени, когда только США могли полноценно использовать высокоточное оружие и наблюдать из космоса за ходом боя?

В-третьих, к началу XXI века впервые в истории космонавтики возникла практика коммерческих полетов в космос. Пионером в этой области выступила американская компания "Scaled Composites LLC". Еще в 2003 году она изготовила частный пилотируемый суборбитальный космический корабль многоразового использования "Space Ship One". Спустя год состоялся его успешный суборбитальный полет. Это открыло новые возможности перед космическим туризмом. Но одновременно суборбитальные космические аппараты менее сложны, чем все известные до сих пор космические системы. Эксперты опасаются, что распространение подобных проектов станет долгожданным толчком для развития космических программ стран третьего мира.

Есть и другая проблема. Развитие суборбитальных космических аппаратов дает крупным аэрокосмическим компаниям надежду на проведение собственных исследований. В настоящее время программы космического туризма осуществляют две компании - российский "Роскосмос" и американская "Space Adventures". Но если российская компания контролируется государством, то американская разрабатывает собственные коммерческие проекты. В ближайшие годы "Space Adventures" планирует построить космодром в Объединенных Арабских Эмиратах и создать с помощью российских специалистов небольшие космические корабли с пятью пассажирами и одним пилотом. Не появятся ли в будущем международные компании, использующие собственные космические аппараты?

Каждая из этих тенденций сама по себе не угрожает американскому превосходству. Но все вместе они вызывают тревогу. В Вашингтоне говорят об опасности наступления "космического хаоса" - ситуации, когда отсутствуют какие-либо правила при освоении космического пространства. Еще большие опасения у американцев вызывают попытки других стран стать "космическими державами". У этих стран пока нет достаточных финансовых и технологических ресурсов для конкуренции с США в космическом пространстве. Однако создать проблемы для работы американской космической группировки "новые космические государства" могут. И Белый дом пытается упредить их возможные шаги. "Не время почивать на лаврах!" - таков девиз космической политики Соединенных Штатов наших дней.

Эпизод 2. Месть ситхов

Под воздействием этих сдвигов космическая стратегия США стала меняться. До конца 2008 года американцы говорили преимущественно о наращивании своей орбитальной группировки или о выводе в космос боевых ударных систем. Однако в последние полтора года Вашингтон делает упор на защите своих космических активовов. Еще 23 января 2007 года Белый дом одобрил новую редакцию документа "Космические операции" (Space Operations). С этого времени идея защиты космического потенциала стала одной из основ американского стратегического планирования.

За минувший год американские СМИ опубликовали немало информации о разрабатываемых проектах космической зашиты. Вывод в космос регулярно испытываемых боевых лазеров воздушного базирования. Преобразование части противоракет SM-3 в полноценные противоспутниковые системы. Создание спутников типа "NFIRE", способных маневрировать в космосе и уничтожать космические корабли выстрелами из бортовой пушки. Развертывание ранней системы оповещения о нападении RAIDRS Block 20 - сеть наземных пунктов, которые отслеживают работу коммерческих спутников связи, используемых вооруженными силами США. Не исключается и возвращение к старому проекту вывести ядерное оружие в космическое пространство. (Достаточно вспомнить, что до подписания в 1963 году Договора о запрете на проведение ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой Соединенные Штаты провели 9, а СССР - 5 высоко-воздушных и космических ядерных испытаний.) Можно сомневаться в технической реализуемости этих проектов. Есть смысл уловить: в этом направлении идет развитие стратегической мысли Пентагона.

Но наращивание силы лишь видимая часть айсберга. В унисон с разговорами о выводе в космос боевых систем в Белом доме подумывают над изменением базовых принципов использования космического пространства. Еще в 1967 году СССР, Британия и США подписали Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства ("Договор о Луне"). Этот документ запретил вывод на орбиту, размещение в космосе и установку на небесных телах объектов с ядерным оружием или другими видами ОМП, а также провозгласил, что Луна и другие небесные тела могут использоваться исключительно в мирных целях. Однако в этом документе содержалось столько неточностей, что теоретически "великие державы" могли обходить ряд его принципиальных положений. В запасе у Америки есть целый ряд правовых прецедентов, которые могут привести к переделу всего "ближнего космоса". Вполне возможно, что Соединенные Штаты вспомнят о них перед новым туром наращивания своей космической активности.

Прежде всего, до настоящего времени в международном праве отсутствует общепринятое определение космоса. "Договор о Луне" не дает определения космического пространства, и потому еще в 1966 году Генеральная Ассамблея ООН поручила Комитету по мирному использованию космоса изучить варианты определения космического пространства. Большинство членов комитета, включая Российскую Федерацию, склонны установить границу между воздушным и космическим пространством на высоте прохождения минимальной орбиты космического аппарата - 100-120 км над уровнем моря. США, напротив, придерживаются "функционального" подхода. В соответствии с ним нет необходимости четко устанавливать границу между двумя пространствами. Лучше различать авиационную и космическую деятельность в зависимости от типа используемого летательного аппарата. Это открывает возможности для вывода в космос ударных боевых систем, которые Пентагон теоретически может замаскировать под "авиационные аппараты для верхних слоев атмосферы".

Задел для использования этого правового казуса у Вашингтона уже имеется. С 1991 года США разрабатывают проект тактических противоракетных комплексов c характерным названием THAAD (Theater High Altitude Area Defense ). Американцы официально именуют его комплексом мобильного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата". Но высота перехвата составляла 150 километров, что по международному определению уже попадает под определение космического пространства. Именно так и квалифицировал этот комплекс Китай, который высказал ряд протестов против планов развертывания систем THAAD в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вашингтон же, ссылаясь на свое определение космоса, доказывал, что речь идет о создании "очень высотных зениток". Острота дискуссий вокруг THAAD к концу 1990-х спала. (Благо, ни одного полностью удачного его испытания до настоящего времени не было.) Но все же эти споры немало подпортили американо-китайские отношения, став одной из причин для ракетного кризиса вокруг Тайваня 1996 года. Вполне возможно, что в будущем Вашингтон пойдет по тому же пути, выдавая суборбитальные перехватчики за "высоковоздушные системы".

Не менее интересна проблема статуса геостационарной орбиты (ГСО) Земли. Речь идет о круговой орбите над поверхностью нашей планеты на высоте около 35 870 км, где плоскость орбиты спутника параллельна плоскости экватора Земли. Советский Союз, а затем и Россия утверждают, что эта орбита - часть космического пространства, и следовательно, на нее распространяются положения "Договора о Луне" 1967 года. С таким подходом не согласны большинство экваториальных стран. Еще в 1976 году экваториальные страны Колумбия, Эквадор, Конго, Индонезия, Кения, Уганда и Заир приняли декларацию о распространении национального суверенитета этих стран на геостационарную орбиту Земли. Ясность в этот спор могла бы внести твердая позиция США. Но Вашингтон предпочитает не вмешиваться в эту полемику: ведь он делит воздушное и космическое пространство по типу используемых аппаратов, а не атмосферной границы. А это прекрасный задел для использования в военных целях геостационарной орбиты Земли.

Еще одна коллизия складывается вокруг подписанного в 1979 году Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Этот документ распространяет международное право на Луну и все другие небесные тела (кроме Земли), включая их орбиты. Договор провозглашает принцип мирного использования небесных тел, принцип равных прав всех государств на исследования небесных тел и недопустимость претензий со стороны любого государства своего суверенитета на какое-либо небесное тело. Но соглашение вступило в силу только для нескольких государств, среди которых нет ни одного члена "группы восьми" или постоянного члена Совета Безопасности ООН. Россия - потому, что страны ЕС, США и Япония не согласились считать Луну и другие космические "общим наследием человечества". Соединенные Штаты - потому, что не считают, что они принадлежат всему миру. Теоретически здесь заложено серьезное противоречие с "Договором о Луне" 1967 года. И Вашингтон вполне может вспомнить о нем в период вывода в космос ударных боевых систем.

В эту линию хорошо вписывается и обозначившееся в последние 8 лет стремление США не подписывать никаких новых космических соглашений. В 2000 году Россия на сессии юридического подкомитета Комитета ООН по космосу поставила вопрос о принятии универсальной конвенции по космическому праву. Российские предложения поддержали Иран и Китай. Но делегация Соединенных Штатов не согласилась с этой идей. Формально Вашингтон мотивировал это тем, что новый договор поставит под сомнение действенность "Договора о Луне". Фактически США уже в 2001 году заявили о намерении сохранить свободу действия в космическом пространстве. Рассмотрение вопроса было отложено на неопределенный срок.

Похожая ситуация повторилась и с российско-китайским проектом Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. В августе 2007 года Москва и Пекин представили Комитету ООН по космосу новый документ. Проект договора предусматривал запрет на размещение оружия любого вида в космическом пространстве, применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Одновременно проект договора был призван устранить существующие пробелы в международном космическом праве, в частности вводя жесткое разграничение между воздушным и космическим пространством. Но в декабре палата представителей конгресса потребовала от администрации разработать долгосрочную стратегию защиты национальных космических систем. В этой связи в феврале 2008 года Госдепартамент США представил свои замечания к проекту, по сути, отказавшись от его первоначальной концепции. Подписание "страховочного" договора было вновь отложено на неопределенный срок. На очереди - бесконечные дискуссии в ООН и реальные проекты реализации американской ПРО.

Эпизод третий. Новая надежда?

Поворот в космической политике США чреват для России серьезными осложнениями. Москва традиционно выступает одним из лидеров изучения космического пространства. Но финансовые трудности и серьезные потери российской науки во время депрессии 1990-х пока не позволяют разработать альтернативные военные программы США. Можно вернуться к популярным в эпоху рейгановской программы СОИ асимметричного сдерживания - например, за счет возобновления программы испытаний своего противоспутникового оружия. Однако такой шаг может разрушить остатки международной системы космического права. У Вашингтона появится новое обоснование для выхода из многих соглашений по космосу, включая "Договор о Луне" 1967 года. Журить Америку, но не доводить дело до конфронтации в космическом пространстве - такова в общих чертах суть современной российской стратегии.

Есть и другое сдерживающее обстоятельство. Сотрудничество с США в сфере освоения космического пространства - одна из наиболее доходных статей российского бюджета. Россия и Соединенные Штаты вместе построили, а теперь эксплуатируют Международную космическую станцию. Россия вместе с США обсуждает переход к сотрудничеству в сфере космического туризма. Москва и Вашингтон ведут переговоры о подписании программ сотрудничества при подготовке возможных экспедиций на Луну и Марс. 12 октября 2007 года было подписано российско-американское соглашение о сотрудничестве в космосе, которое предполагает поставку США российского прибора "ЛЕНД", предназначенного для исследования энергии нейтронов на поверхности Луны.

25 марта 2008 года в Космическом центре Годдарда НАСА был представлен летный образец "ЛЕНД". Сотрудничество с Америкой обеспечивает заказами российскую аэрокосмическую промышленность, и потерять такой ресурс Россия не хотела бы. Тем более что многие российские эксперты вообще ставят под сомнение саму возможность вывода в космос ударных боевых систем.

Перспективы гонки вооружений в космосе пока не ясны. Американцы, безусловно, будут пытаться милитаризировать космическое пространство. Но достаточно посетить крупнейший в мире Национальный музей авиации и аэронавтики в Вашингтоне, чтобы прийти к грустному выводу: все современные исследования космоса основаны на проектах 1960-х годов. Не внушает оптимизма и список космических достижений последних тридцати лет. Основные вехи освоения космоса - запуск первого спутника Земли (1957), начало пилотируемой космонавтики (1961), высадка человека на Луну (1969), создание первой орбитальной станции (1971), запуск первого аппарата, покинувшего пределы Солнечной системы (1972), и вывод на орбиту первого корабля многоразового использования (1981). Грандиозные проекты рейгановской СОИ, советские и американские марсианские программы завершились безрезультатно.

Сорок лет назад излюбленной темой фантастов были межзвездные десанты и освоение других планет. Современное "фэнтези" расскажет, скорее, о возвращении человечества к Средневековью, временам парусного флота и кремневого ружья. Тематика регресса - одна из характерных особенностей современной культуры. На фоне столь "бурных" успехов в освоении космического пространства эта тенденция вряд ли покажется аномальной. Случайно ли, что в 2008 году дальний космос кажется гораздо более далеким, чем во времена полета Гагарина или лунной экспедиции Армстронга?

В этом смысле лучшим гарантом от нового этапа звездных войн пока выступает научно-технический застой. Вашингтон будет активно использовать системы спутниковой навигации и связи. Но вряд ли он в ближайшее время создаст новое поколение "космических пушек". США, возможно, продолжат испытание противоспутниковых систем. Но это уже реализованные проекты 1970-х годов. Америка будет совершенствовать и развивать системы. Но это пока лишь "очень высокие зенитки", а не автономные космические перехватчики. Создать полноценные космические армии нынешний уровень развития технологий пока не позволяет. В конце концов, даже популярный блокбастер "Звездные войны" с множеством межзвездных десантов и лазерных бластеров был всего лишь политической сатирой на брежневско-андроповский СССР. Есть ли смысл спешить с новым прорывом в космических исследованиях?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67