Кому отражать эпоху

Эти люди на телевидении, пожалуй, в наибольшей степени являются его "лицом" и визитной карточкой, поскольку без них не обходится ни один уважающий себя канал. Они представители жанра, который является становым хребтом, формирующим всю сетку вещания телекомпании. Речь идет о ведущих новостных программ, кои периодически символизируют собой ту или иную эпоху.

Собственно говоря, еще не так давно, до 90-х годов ХХ века, при Гостелерадио СССР, такой телевизионной профессии не существовало. Были дикторы, солидные, седовласые люди в годах, которые в эфире много лет послушно зачитывали хорошо поставленными голосами написанные им редакторами тексты, а все телевизионные новости у аудитории ассоциировались с программой "Время", стабильно выходящей десятилетиями в 21:00 мск. Существовало даже устойчивое временное понятие: "до" или "после" программы "Время". В армии, например, просмотр программы "Время" был в обязательном порядке внесен в распорядок дня. И даже если телевизор был сломан, личный состав рассаживался на табуретках вокруг и терпеливо отсчитывал полчаса, в которые обычно шла программа. Я, как и при просмотре в гарнизонном клубе кинотворений какого-нибудь "Узбекфильма", в такие минуты дремал.

То, что не попадало в программу "Время", слушалось ночами по "вражеским голосам", которые сквозь шум и треск глушилок дополняли информационную картину дня.

С Перестройкой, Ускорением и Гласностью хорошо поставленные баритоны стали вытесняться молодыми, но яркими тележурналистами, которые не имели таких замечательных голосов, зато отлично понимали, чт о дают в эфир, поскольку зачастую снимали сюжеты и писали тексты сами. К программе "Время" добавилось ТСН (телевизионная служба новостей), ведущая которой, Татьяна Миткова, в январе 1991 года совершила вещь, в прежние годы на Гостелерадио немыслимую: она демонстративно отказалась зачитывать навязанный ей руководством ГТРК "Останкино" комментарий о событиях в Вильнюсе 13-14 января 1991 года, после чего была уволена.

Однако тогда дули уже другие ветра, и вскоре все убедились в том, что Миткова не прогадала: в августе того же года случился приснопамятный ГКЧПистский путч, в результате чего канули в лету как Гостелерадио, так и СССР, а сама она была не только торжественно возвращена на телевидение, но и отмечена за свой поступок различными наградами, среди коих были премия американской организации защиты журналистов "За высокопрофессиональное выполнение журналистского долга" и медаль "В память 13-го января" от президента Литвы.

Молодая постсоветская республика тогда активно строила и укрепляла новое, российское телевидение (РТР) в пику старому ("Останкино"), в стране появилось несколько каналов, то есть несколько точек зрения на те или иные события в новостях, а главными героинями стали две эффектные молодые дамы - брюнетка Татьяна Миткова и блондинка Светлана Сорокина, между которыми установилось негласное соперничество. Зрители и телекритики разделились на два лагеря: кто-то отдавал предпочтение холодной аналитичности Митковой, другие, напротив, симпатизировали страстной Сорокиной, фирменным "коньком" которой стали ее знаменитые "прощалки" в конце каждой программы "Вести", где она от себя подводила итоги дня. Слушать зарубежное радио по ночам стало как-то неактуально.

Любопытно, что, по свидетельству тогдашних руководителей ВГТРК Олега Попцова и Анатолия Лысенко, им зачастую звонили из высоких кабинетов и требовали, чтобы Сорокина прекратила "нести отсебятину" в конце новостной программы, угрожая в противном случае лишить обоих постов.

В начале 90-х я работал на канале РТР, входившем в состав ВГТРК, и прекрасно помню, как из столовой к лифтам величаво вышагивали "небожители", к которым прислушивалась вся страна, первые ведущие "Вестей": Светлана Сорокина, Александр Гурнов и Юрий Ростов (забегая вперед, скажу, что ныне Светлана Сорокина практически ушла с телевидения, Александр Гурнов подвизается в англоязычном варианте Иновещания, канале "Russia Today", а Юрий Ростов давно эмигрировал в США, где ведет новости на небольшом русскоязычном кабельном канале).

Времена потихоньку менялись, и к середине 90-х в информационные лидеры на российском телевидении вышел еще один канал, НТВ, руководители которого придумали мощный бренд: "Новости - наша профессия!" Действительно, на фоне государственных ОРТ (бывшее "Останкино", ныне Первый канал) и РТР (теперь "Россия") вечерние новости НТВ, выстроенные в западном ключе, производили большое впечатление. Телевизор в 19:00 и 22:00 включали все - и аудитория, и конкуренты. Благо, там, как правило, была информация, которую больше нигде нельзя было увидеть, а также нарочито отстраненные ведущие программы "Сегодня". Та же Татьяна Миткова: скорость и четкость произносимой ею информации вызывала удивление и уважение; ироничный, не без своеобразного тонкого "английского" юмора Михаил Осокин, который для зрителей представал в строгом офисном костюме, пряча под столом любимые джинсы, с которыми никогда не расставался. Подводил же итоги дня в программе "Сегодня в полночь" журналист Владимир Кара-Мурза, который (на Гостелерадио СССР такое было совершенно немыслимо!) был бородат, а главное, не стеснен рамками какой-либо политической цензуры.

Четкий современный стиль подачи информации "а-ля НТВ" взяли со временем на вооружение и другие каналы, а к Митковой и Осокину на НТВ добавились Андрей Норкин, Петр Марченко, позднее - Алексей Пивоваров и первая на федеральном ТВ ведущая-чеченка Асет Вацуева, которые не зачитывали новости, а формировали их, самостоятельно выбирая, какое из событий на данный момент главное и существенное.

В итоге программа "Сегодня" и ее ведущие были многократно отмечены коллегами по Российской телеакадемии призами ТЭФИ как лучшие в своем жанре. А зритель мог, посмотрев новостные программы трех ведущих каналов (ОРТ, РТР и НТВ), вполне составить себе картину дня.

В 2000-х годах эпоха Ельцина закончилась, и политические ветры подули в другую сторону. Был взят курс на сплочение нации, и канал НТВ, после ожесточенной борьбы "хозяйствующих субъектов", перешел под контроль государства. Андрей Норкин ушел в небольшую оппозиционную телекомпанию "Эхо-ТВ", а его коллега по "Сегодня" Петр Марченко, напротив, навострил лыжи на государственный Первый канал, где несколько лет вел программу "Время", после чего был "разжалован" и ныне являет зрителям свой лик в программе "Доброе утро". Среди многих покинули канал Владимир Кара-Мурза, Михаил Осокин и Асет Вацуева. Первые двое слишком явно выбивались из нового "государственного" подхода к федеральным телевизионным новостям (теперь оба работают под руководством Норкина на том же "Эхо-ТВ"); что же касается Вацуевой, которая олицетворяла собой интернациональное начало на постсоветском телевизионном пространстве, то она покинула канал, как было объявлено, "по семейным причинам".

Татьяна Миткова также покинула эфир, став руководителем новостных программ НТВ, в отличие от января 1991 года не сделав никаких громких заявлений по поводу событий вокруг НТВ. Что-что, а политическое чутье у этой дамы всегда было отменным.

В итоге нынешние ведущие информационных программ на основных федеральных каналах весьма похожи друг на друга, как, собственно говоря, и содержание их информации. Они гладко и стильно причесаны, добротно одеты, молоды, охотно участвуют в различных передачах, в которых надо показать свое умение танцевать, прыгать с парашютом или лазать по горам, и при всем при этом весьма бессодержательны. Во многом они похожи на дикторов.

Теперь в новостях правят бал другие дамы. На Первом канале это Екатерина Андреева, с суровым лицом советского прокурора, сообщающая в программе "Время" об очередных достижениях очередного вице-премьера, и более очаровательная Мария Ситтель в "Вестях" на "России", чьи длинные стройные ноги увидела вся страна в программе "Танцы со звездами", в которой Мария по праву одержала победу.

А новости сегодня можно вполне почитать и посмотреть в интернете, благо, их там намного больше и они более оперативные, нежели на телевидении. Такая, видимо, нынче эпоха на дворе.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67