Кенийский оранжад

Президентские выборы в Кении, состоявшиеся 27 декабря 2007 года, закончились вооруженными столкновениями между правительством и оппозицией. Основная борьба развернулась между действующим президентом Мваи Кибаки (Mwai Kibaki), поддерживаемым полицией и военными, и лидером оппозиции Райлой Одингой (Raila Odinga).

Кто есть кто в кенийской политике

Одинга, сын известного кенийского социалиста, бизнесмен, бывший политический заключенный и бывший министр, является самой сильной фигурой в оппозиции. На выборах 2002 года Одинга поддержал Кибаки. Однако после того, как не получил от президента обещанного поста премьер-министра, он покинул правительство и перешел в оппозицию. Во время конституционного референдума 2005 года Одинга выступил против конституции, предложенной Кибаки. Конституция не получила достаточного количества голосов на референдуме и не была принята. Президент Кибаки распустил кабинет министров, а в сформированном спустя две недели новом кабинете не нашлось места членам партии LDP, возглавляемой в то время Одингой. После этого Одинга создал партию "Оранжевое демократическое движение" (Orange Democratic Movement, ODM).

Кибаки, договорившийся о союзе с отколовшейся от оппозиции партией ODM-K, возглавляемой Калонзо Мусиокой (Kalonzo Musyoka), а также с рядом более мелких партий, имел все шансы довольно легко одержать победу на выборах. Действующий президент пользовался популярностью среди кенийцев, его правительству ставили в заслугу экономический рост в стране. Главным аргументом против него была ситуация с коррупцией. Кибаки опирался на людей, преданных ему лично, независимо от их неоднозначной репутации. Среди них можно назвать Дэвида Мвирариа (David Mwiraria), замешанного в деле "Anglo Leasing" (2006 год) - фиктивной компании, через которую было отмыто как минимум $200 млн.

На выборах 2007 года Кибаки выступал от партии Национальная коалиция Радуги (National Rainbow Coalition, NARC).

Если говорить об этнической составляющей выборов, следует выделить не только главные противостоящие блоки: луо (Райла Одинга; 13% населения) и кикуйю (Мваи Кибаки; 22% населения), но также и лухья (14% населения), камба (Калонзо Мусиока; 11% населения), меру (Дэвид Мвирариа; 6% населения) и календжин (Дэниэл арап Мои, президент Кении в 1978-2002 годах; 12% населения). Следует отметить, что из трех президентов Кении двое были кикуйю и один - календжин. На выборах в 2002 году календжин поддержали Кибаки.

Главная интрига выборов заключалась в том, насколько легко Кибаки добьется победы. Объявление Кибаки победителем с перевесом в 230 тыс. голосов (46,7%), в то время как Одинга получил 44,3%, задержка в объявлении результатов, расхождение официальных данных с данными exit-polls, признание ЦИКом Кении неточностей в подсчете голосов, спешка с инаугурацией президента - все это привело к массовым волнениям луо, поддержавших лидера оппозиции. Луо, никогда не имевшие доступа к политической власти, на этот раз оказались слишком близки к победе, чтобы признать поражение.

Подобный исход событий был в некотором смысле предсказуем. Согласно рейтингу политической стабильности, составленному специалистами НП "Росафроэкспертиза", наихудшая динамика политической стабильности с 2005 года среди всех 53 африканских государств - в Кении, также обращалось внимание на системность кризисных явлений в этой стране.

В результате вооруженных столкновений, начавшихся в Найроби, столице Кении, 31 декабря 2007 года, погибло на данный момент 486 человек, число беженцев составляет около 250 000 человек. Несмотря на попытки стабилизировать ситуацию и привести стороны к переговорам, предпринимаемые Африканским Союзом (АС), и несмотря на усилия со стороны США и ЕС, оппозиция отказывается идти на компромисс.

Переговоры, начатые председателем АС, президентом Ганы Джоном Куфуором, не привели ни к какому результату. На данный момент ожидается прибытие в страну бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана для дальнейших консультаций по установлению мира между оппозицией и правительством.

Кенийские газеты, никогда не отличавшиеся самостоятельностью суждений и часто не воспринимающиеся всерьез ("The Standard", "Daily Nation"), посоветовали Одинге сохранить единство страны и не способствовать разжиганию гражданской войны, а сфокусироваться на формировании сильной оппозиции, способной держать действующее правительство на коротком поводке в течение ближайших пяти лет.

Действия внешних акторов направлены на прекращение конфликта в стране, не оказывая поддержки ни одной из сторон. 31 декабря президент США Джордж Буш поспешил поздравить Кибаки с вступлением в должность, однако по прошествии нескольких дней США стали вторить ЕС о возможных нарушениях в ходе выборов и выражать недовольство касательно нежелания лидеров идти на прямые переговоры. На данный момент США выступили с заявлением, что они "прекратят ведение бизнеса с Кенией в обычном режиме", если ситуация в стране не нормализуется. Любое решение США может негативно повлиять на взаимоотношения страны с правительством Кибаки, до того имевшие положительную динамику. США являются главным донором Кении, которая долгое время считалась страной с самой устойчивой демократией в Восточноафриканском регионе. Помощь США составляла до $1 млрд в год. Наряду с государственными программами (от военных до судебных реформ), США также финансировали различные гуманитарные проекты в стране. Такая позиция Соединенных Штатов понятна. Не желая терять союзника - Кибаки, Америка не преминет воспользоваться ситуацией, чтобы припугнуть действующего президента для "более эффективного дальнейшего сотрудничества". В то время как Кения стремится к дальнейшей интенсификации торгово-экономических и политических связей с Китаем, в иерархии внешнеторговых и внешнеполитических приоритетов Кении происходит смещение в сторону Азии, США стремятся не потерять контроль над регионом.

Название оппозиционной партии ("Оранжевое демократическое движение") ассоциируется с цветными революциями в странах СНГ, поддерживаемыми США. Однако в данной ситуации действия США вряд ли направлены на свержение существующей власти и установление в стране нового правительства. Возможно, оппозиция и получает некоторое финансирование от определенных влиятельных кругов США (например, политическим консультантом Райлы Одинги выступает бывший консультант Джорджа Буша), но это всего лишь игра, имеющая целью достижение максимальной управляемости Кибаки. Что касается самого названия движения, то не следует забывать причину появления "оранжевой" политической силы в Кении. Во время референдума 2005 года оппозиция избрала своим символом апельсин, а партия власти NARС - банан. Именно поэтому движение оппозиции получило название оранжевого [orange - апельсин ( англ.)].

Тем временем Кибаки формирует новое правительство, место в котором нашлось и бывшему оппозиционеру - Калонзо Мусиоке. По словам президента, Мусиока считает своим долгом продемонстрировать единство нации вопреки гражданскому конфликту в Кении. Единственным выходом из ситуации, сложившейся в стране, Мусиока считает создание коалиционного правительства. Именно поэтому он принял решение сотрудничать с действующим правительством. Несмотря на проигранные президентские выборы, Мусиока считает, что его нынешнее положение позволяет в большей мере влиять на решение политических вопросов: "Теперь, когда ОDМ-К вступила в коалиционное правительство, партия ближе к решению своих задач, чем когда-либо прежде за историю своего существования".

Рано или поздно страна выйдет из кризисного положения. И, вероятнее всего, выйдет с победой Кибаки. Главный вопрос: сколько еще жертв будет положено в этой игре и каковы будут экономические потери в стране, которая значительную часть доходов получает от туризма? По предварительным прогнозам министерства финансов Кении, ущерб составит $1 млрд.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67