Исторический шанс

От редакции. В среду на комиссии по модернизации экономики в Магнитогорске президент России Дмитрий Медведев поставил перед правительством задачи по созданию привлекательного инвестиционного климата в России. Глава государства заверил, что будет лично следить за выполнением своих заданий. Главная задача страны, по его словам, сделать Россию привлекательной для предпринимательства и для частных инвестиций. При этом решить ее без изменения качества жизни невозможно, признает президент. Комментирует для Русского журнала предложения президента России политолог Юрий Шевцов.

* * *

Программа 10 пунктов, озвученная Дмитрием Медведевым, приятно озадачила. Она - действительное развитие его установки на модернизацию экономики через преодоление сырьевого характера экономики и развитие конкурентной среды. С ресурсной точки зрения уже первый пункт Медведева является ключевым: страховые платежи понизить, но государственные закупки и социальные программы фактически не сокращать; профинансировать бюджетные расходы за счет ожидаемого увеличения доходов от экспорта и сокращения коррупционных расходов. Ожидаемые доходы от экспорта - это про рост мировых цен на углеводороды на фоне событий в арабском мире и Японии. Коррупционная рента - в конечном счете, все те же углеводороды. Перед нами установка на перекачивание ресурсов из сырьевого сектора в несырьевой.

Сама по себе такая установка, безусловно, логична. В России нет иного масштабного ресурса для модернизации, кроме сырьевого сектора. Но известно состояние этого сектора - износ фондов, истощение старых месторождений, высокая стоимость освоения новых, надвигающаяся угроза падения значения углеводородов на рынке ЕС по мере реализации Энергетической стратегии ЕС, меньшая доходность экспорта углеводородов на рынки Китая, растущая конкуренция на рынке ЕС со стороны углеводородов стран Каспия и некоторых иных регионов. У меня была, и отчасти еще сохраняется, убежденность, что российский сырьевой сектор настолько слаб, что не потянет за свой счет модернизацию такой большой страны. Максимум, на что он способен, - поддержать существование государственного аппарата единой страны, не дать возобновиться дезинтеграции, которую мы видели в 1990-х годах, когда цены на углеводороды на мировых рынках были на крайне низком уровне. Наращивание же емкости внутреннего рынка позволит России подтянуть атомную промышленность с тем, чтобы когда Энергетические стратегии ЕС, США, Японии приведут к формированию "неуглеводородных" энергетик этих стран, превратить атомную промышленность во второй костыль среднеразвитой крупной преимущественно сырьевой страны в отдаленной северной Евразии на периферии ЕС. Провозглашенный курс Медведева на модернизацию казался здесь просто удачно выбранным предвыборным идеологическим акцентом на архетипе, обращенном к опыту русского народа, совершавшего несколько раз в истории рывки догоняющего развития за счет мобилизации вокруг сильного государства.

Программа 10 пунктов Медведева, отчасти, поколебала мой скептицизм относительно будущего России. Может быть, России опять повезло и стечение геополитических обстоятельств сработает в ее пользу. Авария в Японии и события в арабском мире скорее всего приведут к заметному увеличению и стабильному увеличению доходов российского углеводородного сектора. Возможно, Россия сможет получить действительно заметный ресурс для модернизации экономики за счет своего сырьевого сектора. С другой стороны, улучшение геополитического положения России в силу этих обстоятельств создает условия для усиления ее глобальной инвестиционной привлекательности. Внешний инвестиционный ресурс может быть очень значительным и приходить в Россию может долго. Скорее всего, Япония и арабские революционеры отложили переход ЕС, Японии, США к неуглеводородной экономике. Быть может, теперь у России есть лет 20-30 для сохранения высокой инвестиционной привлекательности при одновременно высоком значении развивающегося сырьевого сектора. Это - исторический шанс, которого не было год тому назад, когда Медведев выступил с идеей модернизации. Стабильных доходов сырьевого сектора должно хватить на саморазвитие страны, на значительный экспорт и на стабильную перекачку полученных доходов в перерабатывающие отрасли. А значительные внешние инвестиции должны стимулировать и сырьевой сектор, и перерабатывающий.

Но для того, чтобы использовать этот шанс, а не проморгать его, как это произошло с африканскими сырьевыми странами в последние 10 лет, Россия должна срочно силами государства провести структурные реформы именно того типа, которые предложил Медведев в своих 10 пунктах: сильное государство уменьшает налоговую нагрузку на сырьевые и прочие производственные корпорации, стимулируя их производственную активность. Во всех сферах жизнедеятельности государство создает условия для притока внешних инвестиций, в основном убирая коррупцию и монополии, а далее - видимо, будет сформулирована доктрина снижения налогов. Курс на модернизацию Медведева по не совсем зависящим от него, отчасти случайным, как цунами в Японии, обстоятельствам вполне может стать исторически успешным.

Понятно, что в структурном отношении ничего особо нового мы не видим. Модернизации сверху всегда идут примерно однотипно: лидер, а в нашем случае Медведев выступает вполне авторитарным модернизатором, формирует штат представителей в регионах и подавляет местных властителей. Так поступил в свое время Путин, создав институт федеральных округов, так делает Медведев, создавая институт инвестиционных представителей в регионах с правами контроля над местными органами власти. Путину надо было остановить развал страны, поэтому его представители были нацелены на контроль над территориями. Медведеву надо создать условия для притока внешних инвестиций, поэтому его представители нацелены на контроль над монополистами. В любом случае, речь идет о вертикали власти. Даже установка на доминирование прежде всего в мегаполисах - она также четко видна в 10 пунктах Медведева. Где в России основной инвестор и инвестиционный ресурс? Куда стремится внешний инвестор в первую очередь? В Москву и другие мегаполисы. Именно его интересы собирается отстаивать Медведев в первую очередь. Регионы в этом смысле второстепенны, хотя и важны.

Очевидный удар Медведева по привычным формам управления страной правительством тоже логичен. Медведев действительно нацеливается на сбор инвестиций и стимуляцию производства как в сырьевом секторе, так и в несырьевом. Но для этого надо раскрепостить производителя от бюрократического контроля, необходимого в нулевых, когда надо было удерживать страну от развала, но излишнего в новой ситуации.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67