Интеллектуальная проблема демократии

Выступление на секции " Стандарты демократии и многообразие демократического опыта" Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности", 9 сентября 2010 года

* * *

Давайте попытаемся приступить к дискуссии. Я считаю, что основной проблемой демократии – основной интеллектуальной проблемой демократии – является практически полное отсутствие консенсуса относительно значения слова, и причины данной проблемы кроются в самой этимологии термина.

Как известно, слово «демократия» происходит от греческих слов δῆμος и κράτος,- «народ» и «власть», соответственно. Итак, «демократия» - это «власть народа». И проблема — как, собственно, и причина для дебатов, заключается в следующем: что именно мы подразумеваем под «властью», и что именно — под «народом»?

В начале XIX века термин «демократия» считался крайне опасным — сродни слову «террорист» сегодня. Сегодня же все уже за демократию, и нет ни единой страны в мире, которая бы не называла себя демократической. При этом, всегда находятся и люди, утверждающие обратное, как внутри страны, так и за её пределами.

Итак, зададимся вопросом — что же такое «власть»? Некоторые расшифровывают данный термин как «возможность выбирать людей, принимающих решения», имея в виду институт выборов. В таком случае встаёт ряд новых вопросов: честно ли проводятся выборы? Является ли выбор настоящим или иллюзорным? Реализована ли многопартийная система? Есть ли свобода для выражения частных мнений по тем или иным вопросам? и т. д.

Другие скажут — ну что это за выбор, всё происходит раз в три года, или раз в четыре года, или раз в пять лет, при этом реального контроля над тем, что в действительности делают те, кто принимает решения, очень мало... Поэтому вопрос заключается, отчасти, в том, кто принимает текущие решения и в том, как эти решения принимаются.

Далее, что такое «народ»? О «народе» говорят все, кому не лень, как минимум со времён Великой французской революции, все за народ, но кто же всё-таки составляет этот самый «народ»? Нам потребовалось изрядное количество времени, чтобы решить, что женщины тоже являются частью «народа». У нас были проблемы с тем, начиная с какого возраста человек по-настоящему становится частью «народа». Мы до сих пор не можем определиться по значительным группам электората — например, являются ли лица, совершившие преступления, частью «народа», или же их следует исключить из процесса принятия решений?

И самый важный вопрос — это вопрос меньшинств. Какие именно люди попадают под это определение в тех или иных частях света? Возьмём, к примеру, бурные дебаты, которые идут сейчас в Латинской Америке, где многие требуют создания так называемых «плюри-национальных» государств, что означает предоставление права на самоопределение коренному населению — но что именно означает «право на самоопределение»? В Эквадоре идут дебаты по поводу прав на использование ресурсов, находящихся на территории страны и контроля над ними: должен ли контроль принадлежать государству или коренному населению? Подлежат ли разработке месторождения, и если да, то какие экологические соображения нужно будет учитывать? Кому будут принадлежать полезные ископаемые? Найти очевидный ответ на эти вопросы крайне трудно. Тем не менее, все они являются составными частями основного вопроса о демократии. Является ли государство демократическим, если власть навязывает свою волю коренному населению и принимает решения от лица последнего, и т. д., и т. п.

Я остановлюсь на этом и предоставлю уважаемой публике право сказать нам, наконец, кто же является народом, и что же такое власть. Спасибо.

Ссылка: http://www.gpf-yaroslavl.ru/viewpoint/Immanuil-Vallerstajn-Intellektual-naya-problema-demokratii

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67