От редакции. История России свидетельствует, что 17 октября 1905 года царь Николай II издал Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственного порядка, более известный как "Октябрьский манифест". Данный документ даровал жителям Российской империи гражданские и политические свободы. Чуть более 105 лет спустя в России был издан еще один "Октябрьский манифест". Его автором выступил уже не царь, но режиссер и сыгравший царя Александра III актер Никита Сергеевич Михалков. В своем манифесте, официально носящем название«Право и Правда. Манифест Просвещенного Консерватизма», Никита Сергеевич не только описал свое видение причин проблем, которые ныне актуальны для России, но и предложил методы их решений, подведя под них идеологическую основу. «Русский журнал» не мог оставить подобное без внимания и за комментарием обратился к обозревателю "Новой газеты" Андрею Колесникову.
* * *
«Манифест просвещенного консерватизма», очевидным образом, представляет собой в концентрированном виде личную позицию и личные взгляды Никиты Сергеевича Михалкова. Однако, несмотря на этот факт, данный документ очень хорошо вписался в контекст начавшегося, но официально не объявленного, но фактически начавшегося политического сезона, как бы предваряющего президентскую кампанию 2012 года. Просвещенный консерватизм, пропонентом которого и выступил Никита Сергеевич, - это просто идеологический полуфабрикат предвыборной платформы Владимира Путина. И если мысль, что данные идеологические кирпичики, михалковские идеологемы, могут лечь в основу каких-то предвыборных документов Путина, окажется не совсем верной, то уж точно не подлежит сомнению, что идеологические взгляды Михалкова и Путина совпадают практически на сто процентов.
Важно также отметить, что «Манифест» может стать тем удобным инструментом, с помощью которого Владимир Владимирович при необходимости мобилизует консервативный электорат. Как известно, консервативное течение в России не оформлено в нечто конкретное, а Михалков, достаточно красиво и четко излагая свои мысли, сформировал эдакий бульон, в котором плавают огрызки консервативной мысли, знакомые и близкие представителю любого из подтечений консерватизма.
Очевидный для читателя антимодернизм «Манифеста» Михалкова – это не более чем видимость. Это такая игра в слова. Никита Сергеевич не говорит в своем «Манифесте» о том, что он против модернизации. Наоборот, он описывает модернизацию в том виде, в каком он ее видит, и это такая «квазиконсервативная» модернизация.