Финляндизировать Польшу

Восьмого февраля в Москву прибывает новый премьер-министр Польши Дональд Туск, всерьез настроенный на нормализацию отношений с Россией. Это знаковое внешнеполитическое событие - от успеха визита главы польского кабинета будет зависеть грядущее взаиморасположение Варшавы и Москвы.

Всегда непростые российско-польские отношения в последнее время пережили настоящую политическую бурю. Обмен ударами сыпался с обеих сторон - мясное эмбарго, вето на переговоры с ЕС, строительство "Nord Stream", размещение позиций ПРО. Агитпроповские орудия били без устали. По частоте повторений в СМИ тезис "о вреде польского мяса" мог соперничать только с бессмертной фразой "Карфаген должен быть разрушен". В качестве асимметричного ответа тогдашний премьер Ярослав Качиньский потребовал от российского руководства срочно явиться в рамках его предвыборной кампании в Катынь и там публично покаяться во всех злодеяниях кровавого чекистского режима, прямо под привезенные телекамеры и звуки оркестра Кшиштофа Пендерецкого.

Пропагандистская истерия достигла минувшей осенью немыслимо высокого градуса. Казалось, еще немного - и грянет настоящая война! Вот-вот - и ржавые танки Западной группы войск покинут места своего вечного захоронения в Сибири, а затем перейдут знакомую границу. А там их встретят с саблями наголо польские уланы в форме 1939 года... К счастью, медийные войны кончаются обычно конфузливым ничем. Как-то незаметно куски вредоносного польского мяса перестали пугать с экрана российского обывателя. А польские избиратели взяли и прокатили на парламентских выборах одного из проамериканских близнецов Качиньских. В том числе и за развал отношений с Россией. Так что испорченная страница в российско-польских отношениях оказалась перевернутой. Теперь она может быть смело сдана в архив. А еще лучше - в учебники по дипломатии. Как пример того, насколько вредно во внешней политике подменять мыслительный аппарат пропагандистским.

Одной из причин срыва на визг диалога между Москвой и Варшавой стала фрустрация по поводу неразрешимой проблемы, касающейся размещения позиций ПРО в Европе. Откровенно говоря, кризис вокруг европейской системы ПРО принципиально не может быть разрешен в сугубо российско-польском формате. Старые соглашения по ПРО были заключены в рамках переговоров по СНВ в начале 70-х между тогдашними сверхдержавами США и СССР и канули в Лету. После изменения геополитического баланса в 90-х и одностороннего выхода Вашингтона из договора ПРО в 2001 году стратегическая ситуация просто повисла в воздухе. Масла в огонь подлил фактический отказ Европы создать единую с Россией систему континентальной ПРО и четкий выбор ЕС в пользу атлантической солидарности и американского антиракетного зонтика. Сегодня исправить создавшееся положение смогут только новые стратегические переговоры по системам ПРО между Россией, Объединенной Европой и США, но они натыкаются на явное нежелание Запада видеть Москву в качестве равноправного партнера. И никаким истошным криком на рядовых союзников по НАТО, вроде маленькой Чехии или Польши, эту сложившуюся ситуацию изменить нельзя.

Новый премьер-министр Польши Дональд Туск, прагматичный профессионал, явно не горел желанием сделать свою страну заложником в ядерном сдерживании. Он вполне разумно предложил отложить окончательное решение вопроса по базам антиракет до президентских выборов в США, а также провести дополнительные консультации между Москвой и Вашингтоном по проблеме ПРО. Это заявление премьера вызвало настоящую истерику у оставшегося при власти проамериканского близнеца Леха Качиньского. Польский президент даже поспешил послать в Вашингтон (через голову премьера) главу МИД Радослава Сикорского, чтобы поскорее объявить вопрос о польских базах ПРО "принципиально решенным". Но перед началом визита в Москву Дональд Туск вновь упрямо подтвердил, что "по этому проекту еще нет окончательного решения". И подчеркнул, что решение по размещению объектов ПРО находится исключительно в компетенции польского премьера.

Дональд Туск предпринял также целый ряд знаковых шагов, демонстрирующих Москве добрую волю Варшавы. Нашел свое разрешение и "мясной" конфликт: Польша готова снять эмбарго на переговоры России с ЕС по новому соглашению о стратегическом партнерстве. В преддверии своего визита в Россию Туск сделал в интервью "Интерфаксу" очень важное заявление. Польский премьер не ставит своей целью требовать от России извинений за "дело Катыни" и считает , что "эти проблемы также не должны становиться орудием в руках тех, кто хочет ухудшить польско-российские отношения". Для Варшавы, считающей "катыньское дело" критической частью своего национального самосознания, - это переломный момент. Так что настало время для ответного жеста Москвы.

Безусловно, между нашими странами накопился немалый груз исторических обид. Но это совсем не повод для иррационального недоверия политиков. Трагические эпизоды в истории не должны стать преградой для делового сотрудничества двух стран. Тем более что у Москвы уже есть пример налаживания добрососедских отношений со страной, с которой мы тяжело и кроваво воевали. С соседним государством, имевшим с СССР взаимные военно-территориальные претензии. И на его земле, так же как и в Польше, до сих пор есть краеведческие музеи, описывающие "ужасы Красной армии". Я говорю здесь о Финляндии. Не только о тихой дачной стране для "новых русских", но и о важнейшем транзитном партнере России, выполняющем еще со времен Союза деликатные внешнеторговые функции. Для примера приведу такой факт. Сегодня большинство товаров из Китая и других стран АТР идут к нам вовсе не по родимому Транссибу; они доставляются морским путем через Суэцкий канал в европейские порты и далее идут через Финляндию. Так что старый анекдот о "финско-китайской границе" неожиданным образом реализовался в современном глобальном мире. Это еще раз подчеркивает стратегическую значимость сопредельных транзитных территорий, таких как соседняя Польша.

Говоря суконным советским языком, сегодня нам как воздух нужна "финляндизация Польши". Польская граница должна стать для России удобной калиткой в ЕС, а не тем постылым тещиным забором, мимо которого нельзя пройти без пошловатых шуточек! Если брать шире, то Москве настало время ввести политику "особых отношений" с критически важными транзитными странами. Речь идет о Китае, Казахстане, Финляндии, Польше и (нравится это кому-то или нет!) об Украине. Кстати, от того, каким будет российский ответ на "польский вопрос", во многом зависит среднесрочный внешнеполитический тон между Москвой и Киевом. Не секрет, что отношения с новой Украиной как будущим членом НАТО и ассоциированным партнером ЕС будут строиться по шаблону российско-польских связей.

На мой взгляд, Россия, выползая из геополитического небытия 90-х, пропустила один очень важный внешнеполитический этап. Нельзя сразу претендовать на роль Председателя Земшара или хотя бы шагнуть в престижный статус "мировой владычицы трубопроводов", не освоив (сугубо практически!) формат региональной державы. Этот международный формат как раз и предполагает приоритетное налаживание отношений со странами-соседями. Понятно, что Россия, при ее размерах и потенциале, могла быть только великой региональной державой, так что ничего обидного в этом термине нет. Кстати, "желтый сверхгигант" Китай не стесняется себя скромно именовать именно региональной державой. В любом случае этот региональный этап Большой Игры нам жизненно необходим - не доведя до автоматизма навыки двухстороннего политического диалога, мы всегда рискуем сорваться на подростковую медийную истерию, заранее обвинив партнера во всех будущих грехах. Сейчас России, как никогда, требуется умение кропотливо выращивать хрупкие ростки пророссийских тенденций во внешней политике соседних стран. Так что ответ Москвы на "польский вопрос" вполне может стать определяющим моментом при формировании внешнеполитического стиля нового российского руководства.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67