Филантроматематика

Все же диву даешься. Казалось бы, при всех претензиях к нашему ТВ следует отдать ему должное в одном: что-что, а о жулье наш домашний сплетник сообщает регулярно и в красках. И с картинками. Однако же во всевозможные аферы жулья влипают аккурат те люди, кто регулярно смотрит в телеэкран. Как-то пришла расстроенная соседка, только что отдавшая зарплату лохотронщикам на тихом нашем бульварчике, - учитель математики, между прочим. Со стажем.

Лет десять назад, когда отечественные строители "пирамид" еще только приглядывались к своим коллегам за рубежом, один знакомый яростно убеждал меня включиться в цепочку клиентов подобной конструкции, фундамент которой находился где-то в Австрии. Пикантность этому придавал тот факт, что знакомый мой в свое время честно заработал диплом МГУ на кафедре логики.

В детстве я прочел "Занимательную математику" незабвенного Перельмана, где вся нехитрая схема облапошивания доверчивых граждан была изложена с предельной ясностью. И тогда же читал сборник рассказов О'Генри, где симпатичные жулики Питерс и Таккерс пали разок жертвой более изобретательного жука, торговавшего "золотыми" акциями. Полагаю, что мой приятель вовремя этих книжек не прочел. А если прочел?

И все же - в чем природа той сказочной наивности, что толкает людей остервенело дозваниваться на ТВ, где тебе сначала предлагают угадать, какой из двух квадратов темнее (светлее), а потом сообщают, что между первыми дозвонившимися будут разыграны Большие Деньги? Ну пилят ребята доход с телефонной компанией - дело ж понятное. Но ведь тысячи людей шлют SMS!

Судя по рассказам О'Генри, Новый Свет в большей или меньшей степени вляпывался в то же дерьмо ровно сто лет назад. Судя по опыту общения, ясно, что после Великого кризиса они там с наивностью покончили - в этом отношении, хотя и не в других вещах. Может быть, повторяя чужой путь столетней давности, мы и впрямь обречены делать ровно те же глупости. Но если так, то значит ли это, что именно в литературе начала ХХ века следует искать черты нашего сегодня?

Отчасти так и есть: если открыть замечательные записки Николая Варенцова, то там есть, среди прочего, восхитительная история "Стальтреста", где учредителями числилась пара великих князей и где, для прямого обмана контролеров, к грядам камней привозили железную руду. Но только отчасти, ведь записки Варенцова - это редкая птичка в нашей литературе, занятой по преимуществу копанием в якобы загадочной душе.

Инфантилизм сознания, жажда чудесного обогащения как снедала, так и снедает душу российского обывателя, и вот теперь, оказывается, высосав большие города, жулье бродит по малым градам и даже по поселкам, где еще водятся какие-то денежные знаки. И даже по весям, куда все же доставляют пенсии.

С трудов праведных не наживешь палат каменных - не вчера сказано, но как же сложно приживается приятие тяжелого труда как нормы бытия в стране, где "Слава труду!" торчала над каждым десятым многоэтажным домом. Ну да, конечно, блок для этики протестантизма и все такое, и тем не менее: как получается, что "гламур", извините за выражение, нагло прет на телеэкран и кубарь непристойности упорно подкручивается боссами всех (кроме одинокой "Культуры") каналов? Во всех поездках непременно смотрю тамошнее ТВ. Скучно в основном, но есть одна, принципиальная частность: рекламы много, но это всегда реклама того, что в принципе доступно среднему классу и ниже. Реклама роскоши прячется в журналах для богатых, ее никогда не пускают на основные телеканалы. Никогда!

Конечно, можно сколько угодно рассуждать о фарисействе, но ведь факт, что дорогие виллы где-нибудь в Малибу прячутся за деревьями так, что единственное, что видно с публичного шоссе - это табличка с надписью: Private road. О духовности на опытном Западе принято говорить - в церкви, однако срабатывает же примитивный инстинкт, подсказывающий: бедных не надо дразнить богатством. Не надо, и все тут. Опытный, с детства натренированный взгляд позволяет, разумеется, мгновенно отличить пиджак за две тысячи от пиджака за пятьсот, но для того, кто носит пиджак за полсотни, этих отличий не существует - он их не видит, его на это не натаскивали.

Не то у нас - на нашем ТВ есть специальные передачи, обучающие девочек из Юрьева-Польского тому, о чем им лучше бы не иметь представления, дабы не впасть в неизбывную тоску и соблазн, редко влекущий за собой счастье.

В социальной жизни инерция оттянутого спроса - великая сила. Все уходит корнями в 70-е годы - время неутоленной тоски по ширпотребу с некоторой претензией. До того хватало радости от появления товара как такового: году эдак в 64-м мне достались на ярмарке в Лужниках две польские фланелевые ковбойки. При ручной стирке их хватило лет на пять. Позже все переменилось. Никогда не забуду слесаря, нетрезвого самую малость, который изливал мне душу на задней площадке трамвая: дочь заездила, подай ей на сапоги за семьдесят и т.д. Кто помнит, в 70-е годы это для бедолаги составляло половину зарплаты, не меньше. Если подумать, то Советский Союз рухнул вовсе не от хитрованства Рейгана и не от падения цены на нефть как таковой. И уж точно не от голода по свободе, который испытывало меньшинство из меньшинств. Его погубила неутоленная мечта о модной одежке и обувке, заглушить которую официоз не мог никогда. Свободы 91-го года означали для большинства одно: в городе Лихвин появились "сникерсы" и "жувачка".

Полагаю, что с наивностью будет покончено году к 2027, когда вырастут дети моих нынешних студентов. Не раньше. В наивности дитяти есть несомненная прелесть, в наивности целой страны прелести нет, но перетерпеть придется.

Перечитайте, прошу, "Кафедру филантроматематики" О'Генри. Настроение улучшает.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67