Диалоги в невесомости

Премьера «Римской комедии» Леонида Зорина в Театре имени Моссовета определенно рассчитана на ошеломляющий художественный эффект. Он настигает уже на пороге зрительного зала при виде кроваво-красного занавеса с изображением орла и говорящей надписью «Rome». Дальше – больше: капитолийская волчица размером со слона, дворец-конструктор неизвестного архитектурного стиля, колонны и фонтаны, достойные гения Церетели. Искать историчность или хотя бы изящество не стоит и в костюмах. Что опять же не исключает ярких впечатлений. Чего стоят одеяния Екатерины Гусевой (Лоллия), обнажающие, а не подчеркивающие достоинства фигуры!

Со сценического оформления тень громкого безвременья переползает на сюжет, характеры, стиль. Действие «Римской комедии», как нетрудно догадаться, происходит в античности. Леонид Зорин писал пьесу в 60-е годы ХХ века – и, разумеется, дело не обошлось без советских подтекстов. А в наше время разговор о поэзии и власти наполняется отсылками к текущим событиям. Надо признать, что «Римская комедия» без труда подстраивается под любую эпоху. Описанные в ней коллизии могли произойти когда угодно. Типажи поэта, куртизанки или вельможи универсальны до банальности. Диалоги справедливы до пошлости.

Ситуацию не удается спасти даже блестящим актерам. Помимо уже упомянутой Екатерины Гусевой, в постановке задействованы Георгий Тараторкин (Дион) и Ольга Остроумова (Мессалина). Но главный козырь режиссера-постановщика Павла Хомского, конечно, Домициан – Виктор Сухоруков. Его утрированная, гротескная, ироничная манера отлично вписывается в невольно фарсовую (вспоминается модное современное словечко «треш») атмосферу постановки. К тому же Домициан, единственный из героев «Римской комедии», наделен если не характером, то хотя бы намеком на человеческие качества и слабости, которые подчеркивает и развивает Сухоруков. Император в его исполнении настолько тщеславен, что каждое появление перед публикой превращает в церемонию; настолько труслив, что в исподнем лезет под стол, заслышав топот копыт; настолько лицемерен, что сам верит собственной лжи. Юродивый и искуситель, тиран, философ и приспособленец, Домициан слишком противоречив, чтобы удержаться в границах эмблемы власти. Его разговоры с Дионом (и, соответственно, актерский дуэт Сухорукова и Тараторкина) – пожалуй, самое интересное в постановке. И изворотливый Домициан, вопреки авторскому и режиссерскому замыслу, в них убедительнее и притягательнее предсказуемого, как зубная боль, борца за правду. «Римская комедия», пожалуй, могла бы стать трагедией правителя. Но для этого нужно сойти с рельсов привычного прочтения, перестроить постановку и пьесу. Павел Хомский к этому вовсе не стремился. Произведенные им в тексте изменения минимальны: они сводятся к сокращению эпизодов и реплик, не имеющих непосредственного отношения к центральной сюжетной линии. Для «Римской комедии» эта распространенная и в общем-то неизбежная мера, увы, имела неблагоприятные последствия.

Широкую известность Леониду Зорину принес сценарий к фильму «Покровские ворота», написанный через 10 лет после «Римской комедии» и мгновенно разобранный на цитаты. Рассуждать о причинах успеха – занятие неблагодарное, но обаяние «Покровских ворот», кажется, складывается из ярких актерских работ, острого ощущения исторического момента, афористичных диалогов. О первых двух компонентах – точнее, их преломлении в премьерном спектакле Театра имени Моссовета – речь уже шла выше. Что касается изящной словесной игры, то ее отзвуки изредка раздаются на периферии первого действия зоринской пьесы (чем ближе к, скажем так, идейному центру, тем меньше пространства остается для стилистических изысков). Однако сокращения в тексте не оставили зрителям Театра имени Моссовета даже этой отдушины.

«Римская комедия» получается методом вычитания из «Покровских ворот» иронии, движения, характера и характерности. Всего, что составляет атмосферу и художественный мир. Образовавшийся вакуум методично заполняет пафос, оставляя публику в деспотической власти диалогов в невесомости.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67