Деконструкция

Недавно где-то в интернетах прочёл: "Всё-таки пусси - деконструкция, а не протест..."

И задумался - а это хорошо или плохо? За наших сказано или за каких?..

В конце концов, рассудил так: общество примитивизирует случившееся, низводя до "протеста", тогда как на самом деле тут всё сложнее. Протест - это когда тебе кто-то не нравится, и ты этому кому-то плюёшь в рожу, а деконструкция - это когда ты понимаешь кого-то лучше, чем тот, кого ты понимаешь, понимает сам себя. (Обычно в этих случаях понимаемый очень нервничает, обижается и утверждает, что его поняли неправильно – плюнули ему в душу).

Значит, всё-таки за наших. На этом текст про пусси заканчивается, дальше можете его не читать, потому что дальше начинается совсем другая история.

Обладая некоторым личным опытом отношений с концепцией деконструкционизма, хочу этим опытом поделиться, вспомнить, как это было. Может, заодно получится что-нибудь понять. (Представляете, как захватывающе понять того, кто понимает тебя лучше, чем ты понимаешь себя? Какие открываются перспективы?..)

В общем, когда-то мы с другом, под тяжестью скопившихся претензий к миру (в свою очередь, скопившихся под тяжестью претензий мира к нам, не сказать чтобы незаслуженных), писали длиннючий матерный роман, сбрасывающий все и всяческие оковы; осколки его до сих пор валяются в сети там и сям. Разумеется, это была "деконструкция". Вот только никак не деконструкция себя или своих претензий. Не того, что болело.

Как раз в те годы я полюбил читать монографии и словари Ильина про постмодернизм и журнал "Логос". Вскорости полки оказались заставлены Бартом, Лиотаром, Дерридой, Лаканом, Кристевой - которые хором твердили мне: "Ты не виноват! (Это они козлы)..." Ну, или казалось, что твердили.

В общем, оказалось, что деконструкционистская концепция есть конструкция и может быть деконструирована. Поэтому результат деконструкции - это понимание, облечённое в пародийную форму. Впрочем, необязательно понимание, но обязательно - в пародийную. Пародия выносит деконструктора за скобки метода, делает неуязвимым для деконструкции. И вместе с тем - делает "неуязвимым" для понимания того, что вся эта концепция так или иначе направлена на решение одной задачи - избежать ответственности.

(У европейской цивилизации к середине прошлого века было перед кем и за что отвечать. Подспудное чувство вины всегда накапливается в культуре при переходах от одной миросозерцательной концепции к другой, но это отдельная тема, она уведёт нас в сторону).

"Я не я и жопа не моя". "Мальчика не было". "Не поймите меня правильно". Вот три кита учения о деконструкции. Этими-то китами оно и любезно адептам. Как правило, юным - у них чувство вины развито плохо, а прорастающая из неотрефлексированной вины агрессия - хорошо.

Это, впрочем, может быть и не "интеллектуальный протест". Что-нибудь поджечь и разбить тоже хорошо помогает. "Это не ты виноват. Это они козлы. Это же не твоя машина горит? Ну вот, видишь. Это они".

Мой тогдашний соавтор А.В. Колотилин замечательно определил этот метод (и как раз в тогдашнем романе) в образе Гершеля-телескописта. "Гершель был средневековый Мастер, построил телескоп и вдруг, постеснявшись чего-то, так громко пукнул, что тот развалился, громко заорал, забегал на четвереньках по площади, стал кусаться, орать что-то талантливое, потом быстро снял штаны и насрал большую кучку какашек, разгреб все руками, раскидал, потом разорвал себе рот, выковырял глаза и умер".

Именно так, а как же. Малая вина лучше маскируется большой. В том числе (и прежде всего) - маскируется от себя. На этом фоне жалкие обиды людишек, которых ты, допустим, талантливо вывел в своём романе, не только не принимаются во внимание, но и доказывают, какие они козлы. Вместо того, чтобы благодарить тебя за то что ты их так талантливо вывел, пролил на них свой талант, они "обижаются". Вместо того, чтобы тебя восславить (обогреть, утешить, помочь забыть о том, что втайне мучит тебя) они пытаются усугубить твоё неразвитое чувство вины. Таким образом, ваш конфликт с миром углубляется, становится антагонистическим, непримиримым.

Да и что это за мир такой? Ясно же - не мир, а говнище. Только вы один чувствуете и понимаете, каким на самом деле мог бы быть мир, только вы несёте в себе чистую ледяную частичку Света...

Вы, скажем, понимаете цену сакрального, а они - только как свечницу тряпками протирать.

С другой стороны, пытаясь усугубить ваше чувство вины, они, эти другие (эта боль, этот ад) заодно развивают его в вас. Развивают, разумеется, пошло и нетонко - могут побить. Сразу это не подействует. Но постепенно, постепенно... Развитое чувство вины снимает проблему избежания ответственности, делает её неактуальной. Грубо говоря, вы начинаете находить прелесть в том, чтобы быть виноватым. А значит, вам уже не нужно предпринимать что-либо, чтобы чувствовать себя невиновным, и вы даже перестаёте понимать, зачем вы это всё делали...

На обыденном языке это называется "повзрослеть".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67