Дебаты о Сталине – это современный каргокульт

Причины интенсификации дебатов о Сталине, о его роли в победе в Великой Отечественной войне и сталинских репрессиях, вероятно, следует искать в смене политического формата, предложенной с начала президентского срока Дмитрия Медведева. Два года назад у многих сложилось ощущение, что повторяется «Перестройка», соответственно, люди, политики, эксперты, медиа и так далее к очень многим вопросам стали относится также, как относились к ним 20 лет назад. В самом деле, нынешняя дискуссия о Сталине в очень многих моментах рифмуется с аналогичными дискуссиями конца 1980-х годов. Практического смысла в этой дискуссии особо никакого нет, она едва ли спровоцирует ресталинизацию российской политики или, наоборот, приведет к ее десталинизации. Сейчас модно рассуждать на тему языческих каргокультов. Вот нынешняя дискуссия о Сталине – это такой каргокульт. При этом важно отметить, что нынешняя дискуссия о Сталине протекает в более или менее цивилизованных формах, в цивилизованных настолько, насколько вообще возможны цивилизованные формы любой дискуссии. Нынешние дискурсанты отнюдь не ставят себе цель переписать историю. В конце концов, историю невозможно переписать, поскольку она и так переписывается круглосуточно. И сказать в настоящий момент, что есть на самом деле история, я думаю, никто не сможет, даже если очень захочет задаться такой целью.

Важно отметить, что дискурсанты не ставят себе целью разрушить или создать национальный миф Российской Федерации, поскольку такого мифа у нынешней России просто нет. Единственное его достаточно жалкое подобие – это миф о войне 1941-45 года. Но определенные негативные трансформации он претерпевал отнюдь не сейчас, а несколькими годами ранее, когда тема Великой Отечественной войны активно использовалась для решения тогдашних внешнеполитических проблем. Именно это сильнее всего ударило по сакральности Великой Отечественной войны, а не дебаты по поводу вклада Сталина в Победу.

Кстати, вызвавшее большое возмущение общественности решение московской мэрии в преддверии 9 мая развесить по столице портреты Сталина, вообще не имеет никакого отношения ни к политике, ни к дебатам о Сталине. Это просто остаточный рефлекс советских времен, когда принцип заботы о ветеранах, в том виде в каком он понимался властью, стоял во главе угла. Известно, что со времен Брежнева партийная номенклатура очень большое значение придавала ветеранам, как многочисленной, активной и способной к мобилизации социальной и электоральной группе. И, собственно, тот факт, что буквально в последний год при Лужкове сильным фактором влияния на общественный климат в городе вдруг стал Московский совет ветеранов во главе с Владимиром Долгих, не должен никого удивлять. Долгих ныне – это такой серый кардинал Москвы, духовный мэр города, который то снимает вывеску шашлычной, то зажигает Вечный огонь, то вывешивает портреты со Сталиным. Благоволя Московскому совету ветеранов, Лужков реализует свое понимание ответственности перед важной для него частью москвичей, а ветераны из организации Долгих в ответ вполне серьезно поддерживают Юрия Михайловича.

Поэтому, мне кажется, что со стороны московской власти «заигрывания» с ветеранами – это не популизм, но что-то вроде популизма, потому что никто не будет спорить, что советский ренессанс у значительной части нашего общества сейчас находит позитивную оценку. И не стоит искать в планах по вывешиванию портретов генералиссимуса в День победы каких-то тайных причин. Юрий Михайлович Лужков не настолько тонок и не настолько изощрен в политтехнологиях или в чем бы то ни было. Собственно, вся его политическая карьера достаточно груба. Поэтому приписывать московскому градоначальнику какие-то специальные хитрости по отвлечению внимание от чего бы то ни было, по-моему, неправильно.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67