Чужая среди чужих

Только-только на экраны кинотеатров вышла отечественная криминальная драма “Чужая”. Режиссер и актеры не очень хорошо известны зрителю. Зато в представлениях не нуждается продюсер фильма Константин Эрнст. Достаточно популярен и автор сценария кино Владимир “Адольфыч” Нестеренко. Именно благодаря ему фильм и приобрел индивидуальность, отличающую его от подобных творений отечественного кино.

Пожалуй, никого не оставит равнодушным язык, на котором говорят герои фильма. Понятно, что лексика уголовников специфична, но, становится ясно, что многие лагерные словечки вроде “беспредел”, “наезд”, “откат” стали общеупотребимыми. Но некоторые выражения, равно как и песни группы “Воровайки”, даже подготовленный зритель воспринимает с трудом. Благо, смысл того, что говорится, легко понять из общего контекста и примитивной логики поведения героев. Но язык – не главное в кино. Гораздо интереснее подумать, о чем сам фильм? Какова его основная идея? Несколько версий.

Во-первых, это кино о великой силе и превратностях любви. Женские красота и обаяние способны сводить с ума мужчин. Под действием гормонов мужчины могут совершать самые отчаянные поступки ради любви или влечения. Хорошо, когда объект обожания подлинно прекрасен. Но бывает и наоборот. Женщина коварна, ее намерения преступны: ты лишь пешка в ее расчетливых руках, и она без сожаления расстанется с тобой, когда это ей будет выгодно.

Во-вторых, это кино о неотвратимости судьбы. Злодей, сколь бы расчетлив и, казалось бы, удачлив он ни был, в конце концов, понесет заслуженное наказание. Он может убить одного или даже всех своих врагов, подкупить органы правопорядка, изменить имидж, превратившись из маргинала во всеми уважаемого респектабельного бизнесмена. Но в книге судьбы записаны все твои прегрешения, и однажды отомстить за них придут из твоего темного прошлого.

В-третьих, “Чужая” – это попытка понять 1990-ые. Если в “Жмурках” Балобанова мы видим, пусть и чернушный, но ироничный взгляд на «братков в малиновых пиджаках», то “Чужая”, несмотря на очевидную гипертрофированность персонажей, серьезный драматический фильм. Если в “Жмурках” главной является мысль о том, что бандиты со временем цивилизуются и войдут в правящий класс современной России, то из “Чужой” следует, что удел бандитов один – это смерть; они социальная группа, которая неизбежно самоистребляется.

Однако все эти рассуждения не совсем корректны по одной причине. “Чужая” – это зрительское кино. А в зрительских фильмах нет нужды искать смысл, ведь его туда изначально и не стремились заложить. Действуют здесь не эстетические, а маркетинговые категории успешности и соответствия ожиданиям целевой аудитории.

Если вы высоколобый интеллектуал, готовый в десятый раз пересматривать Вендерса или Каурисмяки, этот фильм не для вас. Если вы девушка, которой нравится “Секс в большом городе” или кино с Джонни Деппом или Джудом Лоу, то вам тоже лучше не смотреть данный фильм. Если же вам больше 18 и вы любите “Антикиллера”, то можете смело покупать билет в кино.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67