Чувствуя место, добавляя смысл

13 апреля LABORATORIA Art&Science Space и Австрийский Культурный Форум представили лекцию Дитмара Оффенхубера – медиахудожника, исследователя Массачусетского технологического института (MIT), сотрудника Лаборатории SENSEable City. Студия с одноименным названием открылась в этом учебном году в институте Стрелка, и ведет ее директор массачусетской лаборатории Карло Ратти.

Дитмар Оффенхубер – архитектор, урбанист по образованию, – занимается пространственными аспектами человеческого восприятия и поведения, т.е. вещами, отличающимися от привычных представлений о работе в сфере архитектуры и градостроительства. Он разрабатывает технологии и инструменты, объясняющие, как функционируют города и тем самым позволяющие влиять на происходящие процессы.

Если рассматривать город не как хаотический набор феноменов человеческой жизнедеятельности, а как множество обособленных паттернов, интерпретация которых сколь сложна, столь и важна, то можно сказать, что Оффенхубер занимается теми паттернами, на основании которых (если выявить скрытое от глаз, невидимое) можно вывести определенные заключения о функционировании того или иного города; подобно тому как расположение улик на месте преступления может рассказать историю преступления. Такими невидимыми паттернами могут быть, к примеру, пути движения мусора по Сиэттлу, которым посвящен проект TrashTrack. TrashTrack – важная попытка выявить невидимую инфраструктуру, связанную с транспортировкой и переработкой отходов.

Мало кто задумывается о том, куда девается мусор. Подобные данные, как правило, недоступны для широкой публики, да и воспринимается утилизация мусора как что-то само собой разумеющееся. Однако в лаборатории SENSEable City считают, что если бы мы знали точные пути следования мусора, мы были бы гораздо больше осведомлены о проблемах экологии, и, соответственно, наше поведение изменилось бы.

Отметить на карте сооружения по переработке мусора оказалось недостаточно для полной картины. Поэтому исследователи решили отследить движение мусора по городу, его миграцию по стране, для чего поместили в мусоре электронные датчики и на основе полученных данных проследили пути движения мусора, подчас обнаруживая незаконные места захоронения отходов или неожиданные траектории в движении двух одинаковых картриджей от принтера. Оказалось, что мусор порой оказывается далеко за пределами страны, путешествует по всему миру. Такие сведения позволили увидеть недостаточную эффективность существующей системы, требующей неоправданных затрат.

В другом проекте, в Сан-Паоло, проводилась работа с местным неформальным сообществом мусорщиков, которые вручную собирают мусор на центральных улицах города. Исследователи задокументировали ежедневные пути их движения при помощи GPS и мобильных телефонов. Цель этого эксперимента – использование данных, которые могли бы помочь оптимизировать сбор мусора, создать новые партнерства, а также обозначить насущные городские проблемы. Немаловажный аспект – создание нового типа считывания и трансляции скрытых городских процессов, создание открытых сетей на нескольких уровнях городской структуры.

Проекты Оффенхубера и его коллег находятся на стыке технологии и искусства. Порой художественная составляющая выходит на первый план, как в проекте «Серенада пыли», в котором звуковая волна воздействует на частицы уличной пыли, раскрывая материальную природу звука. Или в проекте с появлением лица Моны Лизы, состоящего из управляемых микровертолётиков. Каждый вертолетик несет на себе маленький LED-экран и таким образом выступает как один пиксель изображения. Синхронизированные движения вертолетиков формируют эластичные дисплеи, подходящие для любого сценария. Этим технологиям позавидовал бы сам Сальвадор Дали, с той же целью использовавший съемку падающих бобов, проецируя на них изображение Девы Марии и прокручивая пленку в обратном направлении, с целью симулировать вознесение.

Социально-ориентированные проекты, направленные на взаимодействие различных групп населения, доказывают практическую ценность этой методологии. Такие проекты часто используют системы контроля в реальном времени и позволяют приводить функционирование города в соответствие с нуждами горожан. Дитмар Оффенхубер привел известный пример из XIX века, когда лондонский врач Джон Сноу совместил карту очагов заболевания холерой и карту источников водоснабжения, доказав тем самым свою теорию об инфраструктуре водоснабжения как основном передатчике холеры.

Управление городскими процессами при участии жителей с некоторого времени превратилось в общее место (пока, правда, больше в теории). Это совершенно новый подход к проектированию городов, противоположный спланированному «сверху» модернистскому городу, потерпевшему фиаско. Новые технологии позволяют сделать горожан полноценными участниками городского планирования. Данные, полученные в результате исследований, можно использовать как для улучшения функционирования инфраструктуры, так и при формировании общественного пространства. Однако это не означает необходимости полного отказа от централизованных инфраструктурных сетей. По крайней мере, утверждает Дитмар Оффенхубер, традиционное планирование топ-даун (сверху вниз – Ред.) должно быть совмещено со стратегиями боттом-ап (с самого низу до самого верха – Ред.).

«С помощью визуальной коммуникации мы можем сделать городскую инфраструктуру более понятной и открытой к взаимодействию», – считает Оффенхубер и его коллеги из MIT. Первый шаг к этому – осознание многослойности процессов, протекающих в городской среде, понимание иерархии уровней организации, где каждый новый уровень сложнее предыдущего, восприятие города как организованной сложности, возникающей из хаоса и порядка, в которой даже небольшое изменение может повлиять на всю систему.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67