Что думать о Китае

Если кто-нибудь будет проводить мировой опрос на тему, что люди думают о Соединенных Штатах как о стране и мировой державе, то получит очень чёткие ответы. У всех есть какое-то мнение о США: на Севере и на Юге, у богатых и у бедных, у мужчин и у женщин, у правых и левых, у молодых и пожилых. Мнения чрезвычайно различаются в широчайшем диапазоне от крайне благоприятных до крайне враждебных. Но люди действительно чувствуют, будто они знают о том, что следует думать о Соединенных Штатах.

Тридцать лет назад то же самое, вероятно, было справедливо и в отношении Китая. Однако теперь это не так. Многие люди, возможно, даже большинство людей во всем мире, больше не уверены в том, что они думают о Китае как о стране или как о мировой державе. Действительно, теперь этот вопрос вызывает не только неопределённость, но и острейшие дебаты. Возможно, будет полезно рассмотреть, какие проблемы люди за пределами Китая склонны обсуждать, когда они говорят о Китае. Таких главных проблем три.

Первая и, возможно, самая хорошо известная проблема: считать ли Китай социалистической или капиталистической страной? Сам Китай, конечно, все еще провозглашает себя социалистическим государством. Китаем продолжает управлять коммунистическая партия. С другой стороны, очевидно, что именно принципы рынка лежат в основании процессов внутренней торговли Китая, и уж тем более его международной торговли.

Взгляды на данную проблему левых и правых различаются. Некоторые правые продолжают настаивать на том, что рынок – это просто фасад, прикрывающий истинные задачами китайского правительства, которое продолжает стремиться к реализации исторических целей традиционной марксистско-ленинско-маоистской идеологии. Однако многие среди правых уверены, что современный Китай находится в состоянии перехода к экономике, полностью основанной на рынке, и фасадом считают как раз идеологию, а не рыночные процессы.

То же самое верно и для лагеря левых. Есть такие, кто видят в Китае страну, всё еще преследующую социалистические цели, и расценивают рыночные процессы либо как тактическое отступление, либо как красочный фасад. Но есть и другие левые, которые или с цинизмом относятся к нынешней политике Китая, или открыто демонстрируют свое разочарование ею.

Следующая проблема, по которой существует раскол во взглядах людей по всему миру, - вопрос о том, является ли частью глобального Юга или уже стал частью глобального Севера. Тридцать лет назад сомнений по этому вопросу не было. Китай участвовал в Афро-Азиатской конференции в Бандунге в 1955 году, где заявлял о себе как о последовательном выразителе геополитических интересов глобального Юга. Но сегодня Китай рассматривается как сильнейшая из набирающих силу мировых держав, находящихся «на стадии становления», и вторая по масштабам экономика в мире. Мировая пресса говорит о G-2 (Соединенные Штаты и Китай), называя ее истинным правителем мира. Это сильно отличается от ситуации, имевшей место в конце 1960-х годов, когда Китай говорил о Соединенных Штатах и Советском Союзе как о «двух сверхдержавах», против которых должны объединиться все остальные страны.

Таким образом, сегодня многие и на глобальном Севере, и на глобальном Юге рассматривают Китай как важную составную часть глобального Севера. Но существует и другое мнение, на глобальном Севере и на глобальном Юге, некоторые продолжают считать Китай главным рупором глобального Юга. В конце концов, говорят они, очень большая часть населения Китая все еще крайне бедна, а уровень ее жизни крайне низок.

Наконец, возможно, самый противоречивый вопрос: считать ли Китай государством, ведущим антиимпериалистическую политику, или рассматривать его как империалистическую державу. Этот вопрос меньше обсуждают на глобальном Севере, чем на глобальном Юге. Многие настаивают, что Китай продолжает играть важную роль в борьбе против американского империализма, который, как заявляется, остается главной империалистической силой в мире.

Кроме того, сторонники видения Китая как противника империализма ссылаются на то, каким образом КНР осуществляет программу экономической помощи странам Азии, Африки и Латинской Америки, а также на отсутствие тех условий, которыми обычно обуславливается аналогичная помощь со стороны американцев и европейцев. Китайцы, заявляют они, предлагают крайне необходимую глобальному Югу экономическую помощь – вот наглядный пример социалистического сотрудничества.

Но на глобальном Юге есть и сторонники иной точки зрения, которые видят в китайской помощи способ гарантированного доступа к важнейшим сырьевым ресурсам, причем в таких формах, какие не обязательно удовлетворяют оптимальные потребности и нужды этих стран. И есть ещё позиция тех, кто выражает тревогу в связи с притоком мелких китайских торговцев в эти страны, и утверждает, что их действия подрывают позиции местных мелких торговцев, представляя собой форму поселенческой колонизации.

Сегодня дебаты неопределённы, а разделительные линии между позициями размыты. Это вряд ли продолжится очень долго. Возможно, через десять лет, а через двадцать лет уже наверняка все будут знать, что думать о Китае. Мнения (как «за», так и «против») опять станут определёнными.

* * *

Авторские права сохраняются за Иммануилом Валлерстайном. Разрешается копировать текст, распространять его по электронной или обычной почте и помещать этот текст на некоммерческих Интернет сайтах при условии сохранения его содержания в неизменности и наличия в тексте сообщения об авторских правах. Для перевода текста и публикации его в печатной и/или иных формах, включая размещение на коммерческих Интернет-сайтах или во фрагментах, необходимо связаться с автором, отправив ему сообщение по электронной почте на адрес: immanuel.wallerstein@yale.edu или по факсу: 1-203-432-6976.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67