Чем правее, тем глупее?

Для начала оговорюсь, что специалистом в области изучения западного правого консерватизма я не являюсь, однако, исследуя на протяжении более десяти лет русскую консервативную мысль, не пересечься с ее зарубежными "аналогами" просто не мог. Как сейчас помню начало 2000-х, когда в России совершенно неожиданно буквально одна за другой были изданы "Политическая теология" Карла Шмитта и "Рабочий" Эрнста Юнгера. Думаю, нет смысла говорить о том, какой неожиданностью было увидеть, что сборник сочинений последнего вышел не в каком-нибудь полуподпольном ариософском кружке, а в издательстве "Наука".

Конечно, только сейчас, когда на русском языке уже можно прочесть практически весь корпус сочинений этих классиков немецкой консервативной революции, мог возникнуть вопрос "а следует ли публиковать в таком количестве подобную литературу?" Ведь, думаю, не стоит напоминать о том, что еще каких-то 10 лет тому назад имена ее авторов были известны достаточно узкому кругу лиц, в основном, из числа последователей А.Г. Дугина, а также учеников А.Ф. Филиппова и А.М. Руткевича. И это притом, что тот же Эрнст Юнгер западной политической системой был вполне себе "легализован" (так, известно, что в день его 90-летия в 1985 году гостями мыслителя были Гельмут Коль и Франсуа Миттеран).

Тем не менее, нынешнее сетевое обсуждение того, что в России-де издают слишком много классиков зарубежного правого консерватизма, а подлинные (левые) интеллектуалы находятся чуть ли не в "загоне", лично для меня не стало новостью. Так, еще в середине апреля Кирилл Мартынов, известный своей активной "интеллектуально-левацкой" позицией сетевой деятель, презентуя в своем блоге свою же рецензию на новоизданную книгу классика европейского традиционализма Юлиуса Эволы "Лук и булава", задался пафосным вопросом: "Меня начинает очень серьезно волновать этот вопрос... Для кого и зачем издают всех этих фрайеров, юнгеров, шмиттов и эвол? Почему Брехта и Беньямина днем с огнем не найти, зато все полки магазинов заставлены этими ребятами?"

Разумеется, тот факт, что человек, в сферу интересов которого не входит правая мысль, возмутился книгоиздательской асимметрией, сам по себе не удивителен, хотя очевидно, что издательский "правый поворот" произошел лишь в 2000-е, до этого же столь же очевиден был "перекос" влево. И, кстати, тот же Вальтер Беньямин достаточно активно издавался в "лихие 90-е", а потому "днем с огнем" обусловлено лишь тем, что, как выражаются издатели, "тираж прошел".

Однако же, как мне кажется, современная дискуссия приобрела вполне определенный контекст, далекий от банальной оппозиции "больше-меньше". Подлинный смысл "левацких" возмущений сводится к следующему: издаются мракобесы, не издаются интеллектуалы. И именно на этом хотелось бы остановиться, поставив встречные вопросы.

Для начала хочу сказать, что возмущение Кирилла Мартынова месяц назад вызвало у меня, по меньшей мере, удивление. "Сравнивать тех же Карла Шмитта и Вальтера Беньямина в духе противопоставления "мракобес-интеллектуал", как мне кажется, все равно, что противопоставлять в том же духе Кьеркегора и Фейербаха", - ответил я возмутившемуся, пошутив при этом, что "фейербахова борода" "вполне себе мракобесна" в отличие от личины датского "брадобрийцы". Прошел месяц, и фактически с тем же тезисом выступил Александр Павлов: "Интеллектуальный потенциал левых в разы превосходит оный у правых".

И вот здесь у меня возникает закономерный вопрос: "А что есть тот самый "интеллектуальный потенциал"?" Какую деятельность можно вообще назвать "интеллектуальной"? Вот, например, такие "правые" темы недавно защищенных докторских диссертаций по философии, как "Метафизика слова и имени в русской религиозно-философской мысли" или "Трансформации аристотелевской "онтологии" в византийских богословских дискуссиях VI-VII веков" - интеллектуальны или нет? А, к примеру, теоретическая политология - более ли интеллектуальна, нежели история социально-политических учений и менее ли интеллектуальна, нежели философия политики? Вопросы, пожалуй, что риторические, хотя услышать вразумительный ответ на оные, признаться, не отказался бы.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67