Чем либеральный мультикультуралист хуже расиста

Борьба за «христианское наследие», которую уже почти десять лет самоотверженно ведет Славой Жижек, к сожалению, вовсе не обостряет его способность к анализу текущей культурно-политической ситуации. Жижек использует недавние события – депортацию цыган из Франции и популярность книги Тило Саррацина – только как повод для того, чтобы в очередной раз вступить в схватку с «ветряной мельницей» – «толерантным либеральным мультикультурализмом». Этот «мультикультурализм» оказывается виновен в том, что его «языческая» риторитка (признание существования и ценности различных культур) способоствовала приходу к власти в европейских странах правых популистских политиков, которые используют его риторику в своей расистской политике.

Есть ли что-то новое в этом диагнозе? Нет. Еще двадцать лет тому назад Пьер-Анри Тагиефф и Этьен Балибар описали становление такого нового, «культурного» (в противопоставление старому, «биологическому») расизма, имеющего наготове свое объяснение расизма: «Если мы хотим избежать расизма, прежде всего нам следует избегать “абстрактного” антирасизма, а именно незнания психологических и социологических законов перемещения населения: следует уважать “пределы толерантности”, удерживать “культурные дистанции”, то есть в силу того постулата, что индивиды являются наследниками и носителями определенной уникальной культуры, различать отдельные коллективы (лучший критерий с этой точки зрения – национальные границы)» (Этьен Балибар, Иммануил Валлерстайн. Раса, нация, класс. М.: Логос, 2004. С. 35).

Надо ли пояснять, что на самом деле такой «культурный расист» не знает ни той культуры, которую он будто бы пытается защитить, ни той чужой, от которой он всеми силами старается отгородиться и которая вызывает у него страх? У «культурного расиста» нет ничего, кроме аргумента о том, что его «культура» нуждается по крайней мере в такой же, если не большей защите, как и культура «иммигрантов», которую «либеральные мультикультуралисты» призывают хотя бы не стигматизировать и не дискриминировать.

Понять же, чем такой «либеральный мультикультуралист» хуже «культурного расиста», можно, наверное, только с точки зрения жижековского «политического христианства». Странным образом у такого «политического христианства» нет ответа на вопрос, что же делать с «чрезвычайной экономической ситуацией», которая как раз и является действительной причиной сегодняшней популярности правого популизма.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67