Боспорский форум и проблема переноса столицы Крыма

В России давно, и временами активно, ведётся диалог на тему возможного переноса столицы страны. Однако реально в этом плане ничего не делается. А в соседней стране, на её крайнем Юге, в рамках полуострова со статусом автономной республики, на подобные темы не ведётся никакого диалога. Зато кое-что в этом направлении, наоборот, делается.

На днях в Крыму завершился пятый Боспорский форум современной культуры. Международный «семинар-фестиваль» (исходное определение жанра мероприятия) отметил двадцатилетнюю годовщину со дня своего основания. Одной из черт обновления проекта стало резкое расширение его географии.

В 1990-е Боспорский форум проходил в городе Керчь и на ставшем позже знаменитым острове Тузла в Боспоре Киммерийском (эзотерическое наименование Керченского пролива). Участвовали в разные годы десятки самых разных авторов – от Василия Аксёнова и Фазиля Искандера до Ивана Жданова и Льва Рубинштейна. И именно в рамках БФ – в ходе дискуссий в керченских залах и перформансов на песчаных берегах Тузлы – сложилась «крымская» версия геопоэтики («формирование ландшафтно-территориальных мифов»). Однако, начиная с четвёртого Форума, состоявшегося после долгой паузы в 2011 году, часть акций происходит ещё и в столице Крыма.

И в этом есть определённая интрига нового, едва ли не геополитического свойства.

Сперва о самих событиях. В программе пятого Боспорского форума участвовали около тридцати писателей, музыкантов, художников, издателей, историков и культуртрегеров из Украины и России, а также из Австралии, Белоруссии, Германии, США и Франции. Официальное открытие состоялось в Симферополе 18.09.2013. Большинство акций, включая семинар «Школа выживания современной культуры», круглый стол по геопоэтике Крымского полуострова и литературно-музыкальный гала-конвент с участием импровизаторов-мультиинструменталистов Юрия Зморовича и Сергея Летова, происходили в залах Крымского университета культуры, искусств и туризма.

Последний компонент в названии вуза, выступившего площадкой для диалога, неслучаен. Любой культурный феномен при попадании в крымский контекст приобретает романтический (иногда параноидальный) оттенок путешествий. Важной частью программы БФ являются экскурсии для участников по раскопкам городищ Боспорского царства, по скифским гробницам и капищам, посещение грязевых вулканов Керченского полуострова и некоторых других гео-раритетов. Авторы должны подвергнуться непреодолимому воздействию киммерийской ауры, проникнуться эндемичными образами и смыслами. Мифологические киммерийцы обитали в Античности на восточной, азиатской стороне пролива (нынешняя Кубань), однако в XX веке, как известно, гигант отечественного мифотворчества Максимилиан Волошин перетащил Киммерию волоком через «бычий брод» [1] в пустынный Восточный Крым.

Неофициально Форум открылся днём раньше, лекцией парижского художника Жана-Марка Кастерá. Математик по образованию, он исследует орнаментальные мотивы и архетипы в культурах афроазиатского ареала, начиная с марокканских. На одном только Мадагаскаре Кастера прожил около двух лет – больше, чем автор этих строк.

Кстати, о Великом острове, побратиме украинской Тузлы. Мы не упомянули Мадагаскар в перечне «стран-участниц», но он традиционно присутствует в нашей программе – на этот раз в лице политолога и экономического аналитика Тантели Хариманга Ратувухери из Антананариву, живущего теперь в Киеве. Его выступлением завершилась симферопольская часть семинара по прикладной эсхатологии и авторской футурологии «Школа выживания современной культуры».

«Симферопольская часть» – тоже концептуально важное уточнение. Два года назад добавление крымской столицы в картографию проекта произошло экспромтом. Участники четвёртого Форума, оставшиеся после закрытия расслабиться в керченском пансионате «Боспор», после очередной бодрящей сауны вдруг снялись с места и рванули в Симф дать дополнительный концерт в Центральном музее Тавриды.

И они, строго говоря, имели на это историческое право! Раскинувшееся по обе стороны пролива эллинистическое Боспорское царство со столицей Пантикапей (нынешняя Керчь) в своё время включало в себя и Неаполь Скифский, соответствующий Симферополю на нынешней культурной карте.

Включало, однако, в качестве задворок. Периферии. И здесь пикантная аллюзивность сегодняшней ситуации.

20 лет назад, в первые годы послеперестроечной разрухи, именно в захолустную Керчь, а не в другие города полуострова, стали приезжать деятели искусств из разных концов света. И многие пророчили смещение культурной столицы сюда, на крымский Дальний Восток. В принципе, если бы рабочий процесс не застопорился в середине 1990-х очередным витком инфляции, со временем можно было бы фантазировать и о переносе сюда, в морские (а точнее, океанические) ворота огромного региона даже столицы всей Украины [2].

…Тут не лишне вспомнить, что в 1920 году, во время врангелевского правления в Крыму трудами профессора Киевского университета Митрофана Довнар-Запольского в Керчи был открыт Боспорский университет. Вуз работал без правительственной поддержки, на частные пожертвования. Просуществовал он недолго, и после прихода большевиков был редуцирован до рабфака. Вообще, есть ощущение, что над «редукцией» Керчи, интеллектуальным оскоплением региона История поработала особенно тщательно. После Второй мировой здесь выжила лишь небольшая часть населения, и городские предприятия укомплектовывались в значительной мере прибывавшими в опустевшие квартиры селянами с обеих сторон пролива. Пассионарность этого пространства улетучивалась, как пар.

Однако длившаяся, по сути, столетиями, с момента возникновения Неаполя Скифского, тяжба крымских городов за первенство на полуострове давно потеряла если не смысл, то остроту. Прекращение надолго сессий Боспорского форума свидетельствовало, помимо прочего, о несостоятельности столичных амбиций Керчи. Яркие авторы – нередко даже похожим составом – стали собираться в Симферополе (фестиваль «Крымская альгамбра»), Севастополе («Балаклавская Одиссея»), Ялте («Синани-фест») и т.д. А уж в Коктебель они собирались и без всяких проектов непрерывно десятки лет – благодаря наличию волошинского Дома Поэта и мощного, магнетизирующего геопоэтического мифа, созданного здесь Максимилианом Александровичем.

* * *

В последние годы, однако, Керчь вновь заявила права на звание нового культурного центра. Два года назад керченский genius loci заговорил устами предпринимателя и мецената Макса Кабанова, предъявив нам, агентам Крымского клуба, обвинения по поводу того, что мы устраиваем игрища от Москвы до самых до субтропиков, вывозя туда для мозговых штурмов живых классиков – а про Керчь забыли. Претензии обоснованные: Крымский геопоэтический клуб изначально задуман как московское продолжение Боспорского форума.

Базой для возрождения семинара-фестиваля и стал «одноимённый» пансионат.

А год назад возрастная городская интеллигенция и молодые любители рок-музыки и джаза, внезапно объединив усилия, поддержали зародившийся в рамках БФ новый фестивальный концепт «Школа импровизации Юрия Зморовича», или просто «ШЗ». «Школа Зморовича» может стать новым керченским брендом: как и на Боспорский форум, известные авторы из разных мест с удовольствием приезжают поимпровизировать в этой весёлой программе.

На этот раз тема «переноса столицы» возникла в контексте БФ осознанно, как проблема для обсуждения. Специальном проектом пятого Боспорского форума стал литературный десант из Западной Украины, представлявший так называемый «Станиславский феномен» (Станислав – эзотерическое название Ивано-Франковска). Для тех, кто ещё не в курсе, поясним: приблизительно четверть века назад литературная столица Украины стала перемещаться из Киева на запад страны. Но не во Львов, как подумает непосвящённый, а во Франковск, где появилась как бы ниоткуда плеяда сильных писателей и поэтов с международной ныне известностью – Юрий Андрухович, Владимир Ешкилев, Юрий Издрик, Галина Петросаняк, Тарас Прохасько…

Смещение столицы, смена ролей между перефирией и центром – процесс, всегда сопровождающийся выбросом свежей энергии. Даже просто переезд отдельных авторов из столицы в провинцию может давать заметный культурный эффект на местах. Каковые места всегда обладают собственной креативностью (но как правило, систематически подавляемой). Для старта процесса оздоровления достаточно просто слегка её приосвободить.

«Сид, изыди из Москвы! Новое рождается на окраинах», – подписал свою книгу лет двадцать назад автору этих строк крымский участник Боспорского форума, историк Андрей Мальгин. Что говорить: участники проекта, приехавшие на пятый БФ из дальнего зарубежья, давно изошли из столиц и живут в Галле, Майнтирану, Марракеше, Нью-Йорке, Сиднее…

Однако пробудившейся креативности и оживившейся столичной тенденции в Керчи противостоит, разумеется, титаническая инерция провинциализма. Местные власти помогают культурным проектам скрепя сердце, несмотря на очевидную роль этих проектов в позитивном ребрендинге города. Ответственных работников, конечно же, можно понять: у них всегда полно забот, и без наших арт-экспериментов.

А то, что понаехали к нам те самые живые классики, чьим плодотворным присутствием, как цветными нитями, будет вышита будущая история региона, объяснить удаётся не всегда.

* * *

Подытожим сказанное. Геопоэтический прогноз для Керчи получается не то чтобы негативный, но скучноватый. Потенция Пантикапея оказалась не столь сильной, как пророчили эксперты, и вопрос переноса столицы Крыма сегодня не стоит.

_______________________________

Примечания:

[1] Bosporos по-гречески – «Бычий брод»: в древности пролив был якобы настолько мелок, что с берега на берег можно было перегонять стада.

[2] «Когда рассматривают Украину, говорят, что основной двигатель развития – соотношение «восток Украины – запад Украины». Тем самым подразумевается, что Украина – это не морское государство, у неё нет Чёрного моря. Загоняя Украину в континентальную парадигму, мы приводим к тому, что и внешняя политика у нас чисто континентальная. Мы тянемся в Европу – но именно в Европу континентальную. Не учитывая южные побережья, которые у нас морские» (Тантели Ратувухери).

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67