Ух-ты и ах-ты о текущих событиях

Заметки скептика-идеалиста

Сразу оговорюсь: не буду анализировать здесь в полной мере послание нашего президента, чтобы не опускаться до междометий "ух-ты", "ах-ты", "да поди ж ты". Потому что, на мой взгляд, вручающий Послание не всегда важнее тех, кому это Послание вручается, и мне в данном случае занимательней непроясненная формализация перехода Послания из рук в руки.

Вот Верховный главнокомандующий произносит некие слова о развитии демократии, что он, на самом деле, ждет? Что все примут к сведению и начнут ее тут же развивать или же настолько сразу же демократически разовьются, что тут же начтут сопротивляться Верховному главнокомандующему и не статут развивать демократию? Какой из вариантов предпочтительней? Парадокс. Быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху.

Опять закономерна и такая постановка вопроса: чем является Послание Верховного главнокомандующего - командой? Руководством к действию или информацией к размышлению?

Если руководством к действию, то хотелось бы увидеть, прочувствовать размышления, предшествовавшие императивно навязанному действию, побывать на фабрике мысли, понять из какого сора они росли и сколько мастеров участвовало в их конечной огранке. Если же информацией к размышлению, то хотелось бы разгадать процедуру, по которой они должны затем преобразовываться в действия.

Последнее - не сочиненная мною красивость.

Вот, например, президент Медведев заявил о желательности увеличении президентского срока полномочий с 4 до 6 лет, а думского - с 4 до 5, мотивируя тем, что эти увеличения дадут "необходимый дополнительный ресурс для их стабильного функционирования".

Имеет полное право! Возможно, дадут. И как я уже сказал, я не хочу здесь что-либо говорить о самом предложении. Ибо кто я такой, чтобы судить столь капитальную реорганизацию? Однако мне интереснее, и я могу судить тех, кто получил подачу. Как они отреагировали?

Ну, как… как…замечательно, мол! Как мы раньше не догадались, что дополнительный ресурс для стабильного функционирования лежит прямо под ногами! "Все, о чем говорил Дмитрий Анатольевич, нужно поддержать и поддержать в кратчайшие сроки" (Володин), "Госдума с нетерпением ждет поступления законопроектов в Думу". И т.п. Просто бери фамилию, набирай в Яндексе и смотри степень восторга.

А если бы президент сказал не так, а, допустим, немножко по-другому. Вышел бы на ту же самую трибуну и заявил, что в целях скорейшего обучения населения демократии через школу демократии, которой являются по определению выборы, мы тут посовещались и решили, что нужно увеличить сменяемость. Теперь срок полномочий президента будет 3 года, а Думу будем собирать вообще каждый год новую, поскольку все равно она только и делает, что визирует законы, подготовленные в правительстве, так что не страшно.

Подозреваю, что реакция так называемой элиты будет абсолютно идентична. «Все, о чем говорил Дмитрий Анатольевич, нужно поддержать и поддержать в кратчайшие сроки» (Володин), "Госдума с нетерпением ждет поступления законопроектов в Думу".

Я чешу в затылке: как же тогда нам оценить варианты оптимального управленческого решения? Ведь до тех пор, пока мы не подозревали, что возможно альтернативное решение, оно и казалось нам оптимальным. А поставили мысленный эксперимент - ёк! все не так. И виноваты в этом не президент, а именно адресаты его Послания. Они только кажутся пассивными потребителями интеллекта политического демиурга, на самом деле, они - активны в пережевывании этого интеллекта и в превращении псоледнего в продукты собственной жизнедеятельности. Уж не в этом ли их законспирированная историческая субъектность?

Специально не хочу касаться ничего судьбоносного. Рассмотрим сугубо мирное: реформу образования, - в которой политика, если она где-то и была, сублимировалась чисто в кадровой интриге.

Начало эксперимента - ровно 8 лет назад, когда бюрократия оценила важность образования в реформаторском процессе и для будущего страны, с лопатами и вилами чего-то покумекала и решила выправить дефект. Нельзя сказать, что бы не старалась. Все восемь лет непрерывно проводились совещания, семинары, конференции, съезды учителей с присутствием высших лиц государства, увеличивалось финансирование, вступали в Болонский процесс, придумали Госэкзамсен и т.д. То есть деятельность была. Нельзя сказать, что деятельности не было.

И вот некий финал. Москва, 5 ноября 2008 года. Медведев, такие слова: "Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже 'откатились'". То есть восемь лет усилий государства не задержали откат? Разве ж это не удивительно?

Неужели же не любопытно исследовать, имела ли управленческая проблема решение, чтобы создать на будущее алгоритм взаимодействия субъекта власти и объекта управления? Не обязательно по образованию, по чему угодно, да хоть по преодолению финансового кризиса.

Причем, все мы помним этапы славного большого пути, и они, в каком-то смысле, типичны.

И нацпроект, и как МГУ прирос библиотекой, и как в таежные школы провели долгожданный Интернет. И как бюрократия рапортовала об успехах. Но тут в последнюю осень в ряде школ, сразу в нескольких по стране, упали крыши. Прямо на учеников. Оказалось, что Интернет много может, но крышу не кроет. Стали срочно перенаправлять потоки финансирования, латать крыши; спешно, следовательно, не очень хорошо строить новые коробки.

"Российская школа не имеет права быть 'ветхой'!" О, кей!

Но и тут незадача, оказалось, что в неветхих бетонных коробках старого новочеремушкинского образца так же не выучишь нового нанотехнологичного ученика. Опять правильно говорит им Медведев: "Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться». А в нее, - продолжая его мысль, - должен придти юноша не такой больной, которого в армию брать страшно, а веселый и здоровый от рождения.

Типичный пример цикличной саморасширяющейся задачи, которая втягивает все новые и новые отряды бюрократии, все новые и новые учреждения до полного коллапса государственной машины, все дальше и дальше отодвигается результат. А это ведь не оборонка, не космос, не бодание с НАТО, всего лишь образование, школы, учителя, крыши, два провода Интренета.

Вывод. Правильная алгоритмизация взаимодействий общества, политического класса и институтов исполнительной власти - вот задача текущего момента. Ее нужно решать немедленно. Промедление смерти подобно, как сказал покойный Ленин.

Источник: Liberty.ru

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67