Судьба марксизма

Относительность свободы

Очень сложно прогнозировать ход истории. Для того чтобы это делать необходимо либо дать ответ на вопрос о смысле существования человечества, либо доказать что смысла и общей, единой цели существования нет, а наблюдается только системная стабильность двигающихся к иррациональным целям человеческих масс. В выборе между этими двумя альтернативами единственно верный выбор делает только марксизм. Однако, после того, как на востоке марксизм перестал существовать физически (распад СССР, отход Китая от принципов марксизма), а на западе была провозглашена "странная смерть марксизма", встает вопрос о том, что же такое марксизм сегодня?

Определение марксизма

Марксизм – это универсальная рефлексия социумом своей истории в качестве субъекта, а не объекта. Универсализм марксизма состоит в том, что он позволяет представлять историю как некий определенный объективными законами материи рефлексируемый социумом процесс, в котором социум выступает в качестве субъекта и объекта одновременно. В домарксистский период, как полагали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, история объективно создавала теории и на их базе идеологии, после марксизма сама теория стала создавать историю.

Однако, это не исчерпывает того, чем марксизм является на самом деле. Марксизм – это социологическая теория развития, предполагающая, что общества прогрессивно изменяются в соответствие с соответствующими законами развития, которые делают необходимым смену принципа производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, что обуславливает смену типа общества в тактически оптимальный и стратегически необходимый политический момент.

Крах исторического марксизма

Самой трудной и важной частью марксистского дискурса является задача показать, что марксизм обосновывает как капитализм, так и социализм (коммунизм).

Сам Маркс практически во всех своих произведениях, и прежде всего в "Капитале", анализирует и описывает капиталистическое общество и характерный для него закон прибавочной стоимости. И в этом содержится глубокий смысл. Как диалектический материализм никогда не смог бы себя идентифицировать как материализм без отрицания идеализма, так и капитализм никогда не смог бы осознать себя в качестве такового, если бы он не был противопоставлен социализму (коммунизму) в его марксистском диалектико-материалистическом варианте. Выходит капитализм сейчас существует лишь постольку, поскольку существует его диалектическая противоположность – теоретический коммунизм (марксизм), который, как известно, не был реализован на практике.

Впрочем, и сами идеологи капитализма осознают, что развитие их идола зависит от данного противопоставления (несмотря на «буржуазные» или «мелкобуржуазные» теории Тоффлера, Хайдеггера, Шпенглера и т.д.). И ярким примером подобного осознания является появление книги Тома Адама «Странная смерть марксизма».

Марксизма больше нет как истории. А это значит, что у исторически сложившегося капитализма не осталось исторически сложившегося противника, оппонирующего ему на уровне практики. Марксизм «умер» потому что он остался только в теории, прекратив свое существование в качестве исторического феномена. Однако, суть марксизма, как теории, именно в том, чтобы быть историей. Марксизм – это не торжество коммунизма вследствие победы социализма над капитализмом, а сама эта борьба. Сегодня мы имеем антагонистический мир, находящийся в поисках аморфноструктурирующегося внутри себя либерального капитализма и его приходящей на смену социализму противоположности.

Феномен культурного марксизма

Марксизм как теория, а не как история, есть уже не более чем этно-культурный маркер. В этом смысле он лежит исключительно в плоскости социологических исследований. Хотя, безусловно, парадигма марксистского диалектического материализма еще не снята никакой универсальной историософской теорией. До сих пор отсутствует теория, которая бы творила историю, и в этом смысле мир вернулся к домарксистскому периоду своей истории.

Однако, все идеологии, претендовавшие и претендующие на то, чтобы занять место освобожденное марксизмом (теософия, постмодернизм, евразийство, неолиберализм, New Age, media-культура, «информационное и постинформационное» общество и т.п.), стремятся "снять" марксизм, в гегелевском смысле. А это, безусловно, определяет контуры интеллектуального поиска и напряженности в этом глобальном направлении.

Источник: http://milosvet.livejournal.com/

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67