Сакральное и консервативная революция

Первый в мире

Сегодняший уровень суждений о косервативной революции и ее отдельных фигурах (их циркулирует из сотен всего несколько в поминаниях, при чем все каким-то бессмысленным образом) удручающ, если вычесть суждения нескольких специалистов. Да и то, к примеру, то, что рассказывает главный переводчик Юнгера на русский Михайловский, наполнено такими нелепыми ошибками, что за голову хватаешься. Про Юнгера просто никак, неинтересно говорит, а вот "молодой талантливый Зарка" (глава гоббсинцев во Франции, 1950 года рождения) - это перл. Или "мелкий вариант Федье - Бенуа" (а по роду занятий Михайловский обязан знать фр. перевод книги Молера, расширенный Бенуа на треть по материалу). Т.е. "академия" не так чтобы была на высоте по сравнению с блоггерами. Впрочем, почему КР должна быть в лучшем положении, чем все остальное? Москва - провинциальный город на интелелктуальной карте мира, почему там должно быть иначе, чем в Лесото? Состояние главных библиотек отражает адекватно место страны на карте мира. Интересно, как в Лесото выглядит центральная библиотека?
Но я не про это, ибо здесь все скучно-ясно, увы. Хотели мы сделать в "Логосе" выпуск по "Консервативной революции", но что-то мне подсказывает, что теперь он вряд ли будет иметь место. Да и кому это нужно? про то, кто там фашист, как-нибудь и без нас разберутся. Карго-просветительство - вещь в лучшем случае никчемная, в худшем - вредная. Вот книжку про Леонова как представителя советской КР - надо бы довести до ума. Но диссертация умерщвляет интерес к своему предмету. Может, уже прошло, надо попробовать вернуться.
Одна из ключевых тем немецкой КР - техника и сакральное. Собственно, одна из самых сильных, ушедших в будущее тем - связь политики, техники и сакрального. Филлипов немного сказал про Фрайера. Но это и одна из центральных тем тех же Юнгеров, Готфрида Бенна, Никиша. У Эрнста она, кажется, наиболее масштабно продумана именно как "мифология техники" (Фрайер начинал, со своим "Прометеем", но бросил, пошел в более "рациональном" направлении).
Цымбурскому на хватало в своей метафизике именно этого, имхо - более глубокой, чем "архиидея", продуманности сакрального измерения своего мира. Здесь видно, как много платится за прерванную традицию. Цымбурский застрял на Шпенглере. Будь контекст более живой, он бы знал, что отвечали Шпенглеру другие немцы в те годы, какие иные стратегии предлагали - и, возможно, успел бы пойти дальше.
У Эрнста тема восстания титанов в Технике и Современной Войне - продумана с огромным богатством последствий. Уход и Возвращение богов, две стратегии освоения Леса (кажется, Вальдгенгер добавил третью? не знаю, надо подумать, мне не совсем понятна позиция братьев в "На мраморных утесах"), боги и цифры и т.п. - все это горит в нашем сегодня, с его новой критикой монотеизма - и кризисом политической теологии христианства, поменявшей полюса внутреннего и внешнего в отношении мысли и веры.
Горизонт "рабочего" - одной из фигур титанического, встающей из земли в небеса - тот горизон, который потряс Хайдеггера до основания его мысли - не перейден до сих пор, и все рассуждения о новой технической эпохе - не более чем пустые слова, пока не создавшие себе новых одежд мысли. Хотя Юнгер и объявил в конце жизни об возвращении богов - но пока мы находимся в ожидании, и ужас все нарастет. Если они возвращаются падающими в дома с небес самолетами - мы все еще в мире, поставленном под вопрос Эрнстом."Программист" не переходит этот горизонт ни коим образом. Наоборот. Он возвращается к греческому кибернетикосу, экспонированному сиренам.
Мир белого человека не только утерял сакральное, оно ему кажется ненужным, и он ужасается, когда чувствует его дыхание в евреях Израиля или в восстании мусульманского мира. Белый человек безоружен сегодня перед этим чужим чувством политического сакрального, перед его энергиями. И если он не найдет адекватного по уровню и мощи ответа - иного, чем "не принимать в ЕС Турцию" - дни белого человека сочтены. На его могиле вместо памятника положат электробритву.
Чем, кроме спонтанного террора, может ответить демон рациональности на эти последние вопросы?
Таков был вопрос Достоевского, отца всего движения консервативной революции и автора термина. Мы знаем сегодня, как на него искал ответ немцкий интелелктуальный мир. Но почти не представляем - как искал русский. А значит - не понимаем ничего в сегодняшнй "сакральной вертикали" русского мира. Большинству смешен уже сам вопрос.
Т.е. по Леонову я вижу, что тема титанов в соотнесении с техническим и сакральным - его центральная тема 30-х годов. "Лес" слишком подозрительно перекликается с "утесами", а в "Пирамиде" уже совершенно ясно, что Леонов тоже размышляет о возвращении богов - и его ответ негативен.
Но ведь это только маленькая зона вопрошания. Горький не воспрошен совсем. Бухарин, подозрительно напомнающий некоторые ходы Фрайера, да и вообще Бухарин 30-х годов, размышляющий о научно-технической революции и фашизме - совершенно не обдуман. Вообще дискурс "борьбы с фашизмом" в советские 30-е - не обдуман и даже не собран хотя бы так, как собрал свою КР Молер. Кто, как и с чем там, собственно, боролся? Как в одном диспозитиве размещены Берг, Горький, Бухарин и Мандельштам?
Страшно читать людей, (а среди них есть те, кто профессионально преподает историю) которые все это именуют "никчемными архивными интересами". Сказали бы они это Леонову, отчаянно пытающемуся собрать под звуки стрельбы осени 93 года свой окончательный ответ на вопрос о титанах! И с ужасом осознающему, что ответа он не нашел, и уходит с этим вопросом после десятков лет размышлений на Суд.
Как приятно плевать в эту дыру, видимо, словами про нерусь и атомное православие. Или наоборот, словами про либеральное секулярное счастье. Или лить туда мочу "религиоведения".И думать не надо. А дыра только ширится от этих плевков и щерится огромным зубастым ртом.
И если сакральное не вернется в русский мир, если восставшим титанам не будет найдено адекватного русскому языку ответа, если православный гламур с его "вертолетными крестными ходами" продолжится - то ракеты и трубы сожрут этот мир. Очень символично, что сейчас этот мир живет распродажей хтонических материй, с каждым качком вместе с нефтью из недр ныбираются сил местные титаны. А пока даже нет вопрошания об их именах и облике. Тема техники разом ушла из поля сознания вместе с концом коммуниситческого постава. Собственно, вместе с сознанием как таковым. Теперь все переместилось в область права народов и естественных отношений государств. Эта тема выела моск, на ней тут помешаны почти все. Вопрошание о КР позволило бы вернуть вопрос о сакральном в порядок дней, вернуть русскому миру последние вопросы Достоевского.
И что вместо этого? Рассждения о том, кто опасен? Вместе с возможностью держать боль уходит и возможность держать мысль, которая - всегда опасность. Буржуа, против которого восстал Достоевский и КР, здесь сидит в обнимку с титанами - и такая возможность даже Эрнсту не приснилась бы в страшном сне. Сакральное только там, где опасность и боль. Только там пайдейя. А максимальнео состояние тотальной анестезии дебелого тела, живущего на инъекциях нефтяной хтонической иглы - смерть. Мертвенький, вот и синенький.

Источник: Блог Эдуарда Надточия

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67