Из залов ученых советов

Биопсия духа

Постнаука отличается от науки тем, что в эпоху этой самой постнауки социальным событием становится не защита диссертации, а наоборот - разгром. Девиз постнаучной эпохи: «Провали - и прославься!» В этом - общая закономерность: признание в форме обязательного остракизма. Это я про злополучную диссертацию Дмитрия Куракина:

Сколько я знал когда-то Дмитрия, он всегда обладал одним счастливым свойством - быть учёным и в «научные», и в «постнаучные» времена. Отсюда и вся его эволюция из физика в социолога сакрального. Это, конечно, интересный замысел - заниматься социологией сакрального, десакрализуя социологическую науку как последнее сокровенное прибежище десакрализации. Исследование сакрального - лайт-версия акта осквернения. Однако осквернение осквернению рознь. Сегодня оно связано с ломокой границ одного из последних доменов секулярного/досекулярного мира - классической социологии. Был ли такой замысел у нашего незадачливого исследователя сакрального я не знаю. Возможно, он хотел осуществить этот замысел руками самой классической социологии (в ипотаси ИСРАН).

Не стоит гадать, ибо важнее другое. На собственный остракизм современный автор отвечает даже не дискредитацией инстанции, которая прогнала его прочь, нет, он отвечает фокусом с исчезновение собственного предмета. Любой предмет исследования и, в частности, сакральное, не обязательно сакральны в своём статусе. Этот статус возникает из поддержания различия между секуляризованным/сопротивляющимся секуляризации.

Сакральное - это то, что находится у богов в собственности. Заповедник, в котором ютятся боги, заполняет промежуток между тем, что ещё только профанизируется, и тем, что уже профанизировано. Сакральное как предмет исследований находится под двойным замком. Анализировать сакральное можно. Но условием является похищение божественной собственности. Однако без неё не только боги - уже не боги, но и люди - уже не люди. »Человек» рождается из возможности заполнения опустевшего места бога. И заполняя это место, он предъявляет на сакральное свои права собственности.

Однако в постсекулярную и постнаучную эпоху это место пустует. Именно так случается пропажа исследовательских объектов, причём пропадает не только сакральное, но и любая сакрализованная наукой «предметность». Возможно, такая проблематизация ценой устранения объекта есть сегодня необходимое условие исследования. Возможно, устранение объекта и есть сегодня высший градус научного/постнаучного успеха. Однако мне вот, например, такого успеха совершенно не хочется, поэтому и занимаюсь я сегодня масскультом - в том числе образовательным.

Источник: http://ashkerov.livejournal.com/194756.html

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67