Врубель. Версия 3.0

Мой приятель Т. во время посещения Винзавода захотел ощупать часть инсталляции – сделанную из стальной проволоки туфельку, стоявшую у проволочной же кровати, чем вызвал гневную отповедь девушки за ресепшном. Девушка воскликнула что-то вроде: «Поставьте на место, это же произведение искусства!». Галерея была модной, искусство – современным, а девушка – молодой. Т. настаивал на интерактивности и не выпускал из рук железку, смотрительница призывала к порядку, и когда мой обиженный спутник выпалил, что это не искусство, то получил угрозу вызвать полицию. Мы сдались, но на другой площадке, где посетителям предлагалось высказаться на некую тему, Т. сбросил пар, опустив в урну бюллетень с тремя размашистыми буквами.

Т. не понравилось, что его посетительскую свободу ограничили. Почти что ударили по рукам. Желание потрогать картины Глазунова никому в голову не придет, а тут вроде бы все должно быть по иному: Сыромятнический переулок – не Волхонка или Лаврушинский, а за пределами тихих царств музейных старушек происходят такие вещи, при которых быть просто наблюдателем по меньшей мере скучно.

Таким образом, вопрос об участии в арт-процессах публики оказался на практике весьма чувствительным. Наверно, этим и объясняется комментарий дуэта Дмитрий Врубель – Виктория Тимофеева по поводу их последнего детища Global Art Project: «В основе GAP - идея глобального распространения искусства, не связанного с арт-институциями, границами, стоимостью материалов, подготовленностью участников, их гражданством и национальностью». Проект работает с актуальной политтематикой, управляется через Интернет, а воплощен в технике «стрит-арт».

В соответствии с амбициозной вывеской, GAP совершает сразу несколько подвигов:

1. Арт - революция и восстановление в правах современного искусства как собственно современного.

2. Вовлечение в творческий процесс максимально возможного числа людей по всему свету по принципу социальной сети и уточнение базовых позиций «художник – зритель – выставочное пространство – произведение искусства»;

3. Интеграция художественного проекта в актуальные общественно-политические процессы, наполнение арт - формы гражданским содержанием;

4. Разрушение преград между виртуальным и реальным.

Теперь обо всем по порядку.

Собственно современность, символом которой когда-то стало современное и актуальное искусство, стала обгонять проекты Гаража и Винзавода. Даже телепрограммы стали интереснее биеннальных манифестов - на «Центральном телевидении» Вадима Такменева Джей-Джей Йохансон 9 октября исполнил свою новую песню в память о Стиве Джобсе. Ну а собственно новым символом и носителем настоящего времени, в том числе культурного, стал Интернет. Современному художнику пытаться набрать скорость на старых арт-стратегиях невозможно. Вспоминается стишок о лыжной прогулке по асфальтовой дороге.

Если и политика стала вершиться в Сети – вспомним о виртуальных корнях революционных событий в Ливии и Египте,- то что же говорить об искусстве, рассуждает Врубель. Так, концепция и новости, фотоотчеты о реализации GAP размещаются на сайте проекта, связь и координация осуществляются по электронной почте. В проекте участвую активисты из Амстердама, Астрахани, Бенгази, Берлина, Вильнюса, Калуги, Лейпцига, Лондона, Минска, Москвы, Нью-Йорка, Омска, Рима, Санкт-Петербурга, Сургута, Ташкента, Уфы, других городов, - любой желающий может следовать выложенным инструкциям и стать участником проекта.

С помощью Интернет - технологий Врубель и Тимофеева борются и с режимом «ограниченного доступа» к актуальному искусству. По едкому замечанию Врубеля в интервью сайта «Артактивист», главным событием Венецианской биеннале стало явление яхты Абрамовича, заслонившей вид на залив. Инвестиции в искусство дарят надежду остаться на плаву на фоне депрессии индексов ММВБ и РТС, и сам объект капиталовложении превращает произведения в категорию люксовых продуктов с непременными анальными вау-импульсами по Пелевину. Фильтры чуждой большинству формы дополняются имущественным цензом. В GAP же искусство распространяется свободнее, чем объекты интеллектуальной собственности по лицензии «Creative Commons». Да и в целом у «произведения» вообще отсутствует титул «собственность», что вообще исключает рыночный контекст до момента подведения итогов проекта – т.н. «Галерейной составляющей». Такая настройка на демократичность объясняется в GAP как обращение к традиции русского авангарда 20-х годов ХХ века - включение широких кругов в культурные процессы.

Вовлечь людей в общее дело в глобальном масштабе проще всего через социальные сети. «Зафрендить» GAP означает не привычную возможность переписки и обмена файлами. Это приглашение к активным действиям: вы авторизируетесь на сайте, фотографируете заведомо эстетически невкусные места, городские окраины, промзоны, заборы и гаражи, фиксируете их координаты и отправляете на сайт проекта. Художники ищут фотографии актуальных мировых событий, из которых делают картинки – метафоры (т.н. «Виртуальная составляющая»). Происходит любопытная конвертация сиюминутного визуального материала в лаконичный долгоиграющий образ коллективного сознания. Выложенные на сайте файлы картинок распечатываются и расклеиваются участниками проекта в оговоренных локациях. Так устанавливается диалог идеи с внешней средой, рафинированные, «открыточные» центральные пространства уравниваются в правах с неблагородными задворками. Материальная база элементарна: ч/б принтер, канцелярский клей, скотч, бумага и прочее. Это «Реальная составляющая».

«Галерейную составляющую» составят смонтированные на холст первые распечатки файлов для обычного экспонирования на выставочных площадках.

Еще один важный аспект GAP – это универсальность. Унифицированные источники вдохновения (СМИ), техника (минималистичная экспрессивная графика), материалы для изготовления «произведений», индустриальный принцип «сборки» - (обработка медиа - образа, публикация, рассылка, печать, расклейка, документация). Врубель объясняет этот процесс так: «…исчезают понятия Центр и Периферия, почти исчезают понятия Художник и Зритель, Оригинал и Копия». В сухом остатке – идея, выраженная в лаконичном графическом символе, в воплощении которой поучаствовали совершенно разные люди, объединенные только одной задачей – донести до мира некое важное высказывание. Эгоцентрический аспект исключается.

Еще одна характеристика GAP – активная гражданская позиция. В составе проекта на сегодняшний момент – три «заряженных» политпроблематикой элемента - «Выставки по средам», «Выставки одной работы» и уличная выставка «DEMO».

Идеология «Всемирной «Выставки по средам» продиктована обстановкой в одной из самых братских республик СНГ. «Ситуация в Беларуси - самая вопиющая и отчаянная. Сегодняшняя Беларусь - это символ стремления людей к свободе. С другой стороны, Беларусь - самый яркий символ несправедливой тоталитарной власти, бессмысленного и беспощадного насилия тоталитаризма. В-третьих, Беларусь - это символ бессилия Запада перед диктаторами, от которых он так или иначе зависит. Поэтому с художественной точки зрения, Беларусь - это завершенный художественный образ», - определяем Врубель свой «источник вдохновения в интервью на сайте движения «За Свободу».

Название «Выставки…» отсылает к практике «молчаливых» протестных акций в Минске и других городах «братской республики», проходящих в середине рабочей недели. Стратегия – глобальная «арт-герилья»: уличные протестные действия транслируются на стены городов по всему миру посредством расклейки картинок. которые могут быть истолкованы как в терминах событий, так и общие символы внутреннего сопротивления. На стикерах первых «Выставок по средам» - сцены разгона демонстраций, две-три фигурки в действии, на последних – аплодирующие руки и демонстрант, вскидывающий известный американский жест со средним пальцем и закрывающий лицо полой куртки. Новая «Среда» - новый пост на сайте GAP.

Насчет символа «F… you» Врубель - Тимофеева высказываются на сайте GAP с панковской прямотой: «Это Фак той власти, которая создаёт невыносимую ситуацию, годами ничего не говорит о ней, не может предотвратить насилие и не может с ним справиться. Фак всем тем, кто не может одних своих граждан защитить, а другим – дать перспективу. Глобальный Фак всему, что лживо и несправедливо». Символ апеллирует и к социальному неравенству стран «капиталистического рая». А завершается пассаж удивительным высказыванием: «Мы не рисуем плакаты, не занимаемся агитацией. Мы всё время во всём сомневаемся. Современное искусство – это никогда не агитация и пропаганда, никогда не “мы занимаем чёткую позицию”. Современное искусство – это ещё и провокация, это постоянное хождение по сомнительным морально-нравственным минным полям, постоянное “на грани”».

Интересна метаморфоза идеи стикеров с изображением рук в зависимости от места расклейки: ернические белорусские рукоплескания превращаются в одобряющие аплодисменты в иных городах-участниках GAP.

«Выставка одной работы» объединяет единичные высказывания на темы терроризма (теракты в Норвегии - работа «Осло»), поп-культуры («Amy W», посвящение соул-певице Э. Уайнхаус, фигуре бунта и сопротивления к контексте GAP). К этой части GAP примыкает и работа про Руперта Мердока (портрет с подписью «Я смотрю на тебя, как на говно»), берлинский проект «Тило Сарацин, иностранец». Так, стикер с изображением медиамагната размещен на стене издательского комплекса в лондонском Уоппинге. Иконография события помещена в его эпицентр.

DEMO посвящена разгону демонстраций в Минске и Барселоне, афинским беспорядкам. Расклейка картинок в городах-вдохновителях выявляет мировую революционную ось. К ней подключены и «спокойные» города – Лейпциг, Омск, Сургут, Астрахань, относительно «спокойная» Москва. Задача одна – не быть равнодушным, сохранять пассионарность и обеспечивать резонанс.

Но было бы ошибкой полагать, что GAP – проект исключительно альтруистический. Острые темы обеспечивают внимание и поддержку, борьба за права человека – постоянный позитивный тренд, следование которому не всегда подразумевает чистоту помысла. С растиражированных на сувенирах изображений врубелевского «Братского поцелуя» в 1990-м автор не получил ни цента - по немецким законам стена – публичное пространство, и все, что на ней изображено – не объект интеллектуальной собственности, а общественное достояние. Удовлетворена была только PR-амбиция – образ помнят, цитаты ее можно было встретить на московских стенах. А изначально некоммерческая деятельность Бэнкси получила солидную капитализацию после сентябрьского аукциона в Bonhams и выпуска в кинопрокат «Выхода через сувенирную лавку». Сопоставив эти факты, вполне оправданным было бы ожидать продаж и GAPовских работ в рамках «Галерейной составляющей».

Ну и напоследок осталось понять, что же такого революционного в GAP.

Врубель и Тимофеева убеждены: GAP – это современная революция. А революция, как известно, делает невозможным существование старого порядка вещей. Так, ревромантика Че Гевары выносилась в масскульте до образов «Cuba Libre», вкуса рома и той самой фотографии комманданте на футболках и значках. Революционеры нового века – Джулиан Ассанж и Стив Джобс, а реальная политика и война прописываются двоичным кодом. GAP – по сути попытка не только застолбить себе место в этом цифровом пантеоне. Это еще и попытка эффективно свести воедино режимы «он-лайн» и «офф-лайн», функционал СМИ, социальной сети и силу художественного высказывания. Такая футуристическая амальгама, которую омский активист Виктор Корб метко обозвал «потенциальной вебтринольностью».

Источники:

Официальный сайт GAP:

http://vrubel-timofeeva.de/

Интервью:

http://artaktivist.org/dmitrij-vrubel-global-art-project-v-minske/

http://pyx.by/rus/novosti/mir/983/).

Комментарии сайта «Сноб»:

http://www.snob.ru/profile/5037/print/39119

Комментарии и воспоминания о проекте «Братский поцелуй»:

http://www.goethe.de/ins/ru/lp/prj/drj/top/wtt/str/ru6944817.htm

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67