В нашем образовании сегодня не только Рос-Пил, но и Рос-Разруха

Чуть больше месяца назад вышла первая предвыборная статья Владимира Путина. С тех пор каждый понедельник нас ждет очередной текст кандидата №1. Во всех статьях так или иначе затронута тема образования. Вот краткое резюме: без качественного образования невозможно появление высококлассных специалистов, а без них не будет конкурентоспособной экономики. Но поскольку с образованием у нас большие проблемы, его нужно усовершенствовать.

Кто бы спорил! Парадокс в том, что именно за прошедшие 12 лет были приняты многие решения, которые и довели наше образование до столь бедственного положения. Возникает вопрос: почему человек, эти решения инициировавший, требует теперь всех нас исправлять его ошибки (не признавая своих)? Об образовательных пассажах в статьях Владимира Путина, а также о том, можно ли разрешить эту ситуацию, разговаривают член-корреспондент Российской Академии образования Александр Абрамов и журналист Наталья Иванова-Гладильщикова.

* * *

Даешь движение «двадцатипятимиллионников»

Наталья Иванова-Гладильщикова: Главная идея Путина высказана в статье об экономике. Он говорит там о создании к 2020-му году 25 миллионов высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Для этого нужны весьма образованные люди. Предпосылки к их появлению, по мнению кандидата в президенты, есть: в стране наблюдается «образовательный драйв»; буквально вся молодежь рвется получить высшее образование. Этот драйв и станет локомотивом, который вытащит страну.

Александр Абрамов: Но это не соответствует действительности. В стране множество слабых вузов и слабых выпускников. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, оценивал в 2008 г. масштабы псевдообразования в 20-30%, а масштабы «плохого» образования в вузах— в 50-75%. У молодежи не страсть к знаниям, а просто тяга к получению дипломов любой ценой.

Н. И-Г: Путин рассчитывает и на то, что в стране уже сегодня есть много активных высокообразованных людей.

А.А.: И это тоже не совсем верно. 20 лет не прошли даром: у нас – кадровые дефициты, и намечаются кадровые провалы. Многие научные школы либо погибли, либо - на последнем издыхании. Не было притока молодых в образование и науку. Происходило резкое старение, дополняемое утечкой мозгов. Так что ни «драйва», ни готовых квалифицированных кадров для достижения декларируемой цели нет.

Н.И-Г: А цифра 25 с шестью нулями вас не смущает? Вспоминается Хлестаков, с его 40-тысячами курьеров.

А.А.: Смущает. Вспоминаются и сталинские 25-тысячники. Но для того, чтобы такое неслыханное количество рабочих мест было создано, в стране должна быть блестящая система образования на всех уровнях, передовая наука. У нас же всюду - проблемы.

Есть и решающий аргумент в пользу того, чтобы усомниться в реальности такой программы. Создание каждого высокотехнологичного места стоит очень дорого. Например, в нефтяной промышленности это миллион долларов. А когда речь идет о высоких технологиях, то нужна уникальная аппаратура. Если допустить, что создание одного рабочего места стоит, по самой заниженной оценке, 100 тысяч долларов, мы получим две тысячи пятьсот миллиардов. То есть, два с половиной триллиона. Для сравнения: годовой валовый внутренний продукт у нас сегодня – около двух триллионов долларов. То есть, даже заниженная оценка говорит о том, что программа нереалистична. Да и предсказать сейчас, какие отрасли будут развиваться в ближайшие годы, трудно.

Зарплаты преподавателей вузов обещано удвоить

Н.И-Г: В статьях обнаруживается много противоречий. Если в первой сказано, что у нас произошла «образовательная революция» (резко выросло число студентов), и что это позитивный процесс, то в другой говорится, что возникло большое число вузов, дающих некачественное образование. Поэтому высшую школу нужно перестраивать, слабые вузы либо ликвидировать, либо присоединять к другим.

А.А.: За счет простого слияния и укрупнения такие задачи не решаются. Чтобы качество вузов повышалось, нужна громадная работа с учетом требований времени: создание содержания образования, переподготовка преподавателей, система стимулов…

Н.И-Г: Кстати, о стимулах. Только сейчас Путиным поднят вопрос о доведении (уже к сентябрю) зарплаты вузовских преподавателей до средней по экономике. (Заметим, что говорить нужно о повышении базовых ставок, а не зарплат). А к 2020 году довести ее до 200 процентов от средней по экономике. Как признался ректор Национального исследовательского университета МИФИ, Михаил Стриханов, средняя зарплата доцента у них 9 тысяч, а доцента остепененного – 12! Они получают меньше школьного учителя. Только почему об этом кандидат в президенты заговорил лишь сейчас, а не 10 лет назад? Кстати, повышать зарплату вузовским преподавателям будут примерно так же, как это уже делают в школе: за счет сокращения учителей, ставок дополнительного образования, отказа от закупок оборудования. Иначе денег взять неоткуда. К этому прибавится и нормативно-подушевое финансирование. В школах оно уже есть, и каждая борется за ученика, теряя в качестве. А вузы, недобравшие студентов, просто сократят. Зато «оставшимся в живых» зарплаты повысят в два раза!

А.А.: Всем группам избирателей даются популистские обещания. Но такое повышение не предусмотрено бюджетом 2012-2014 гг. Наоборот, расходы на образование в 2014 году предлагается сократить примерно на 11% к расходам 2011 года. С учетом инфляции, в 2014 году сокращение может дойти до 40%.

Почему забыт Колмогоровский проект

Н.И-Г: Но есть же в этих статьях и что-то хорошее. Вам, как математику, должно нравиться, что премьер-министр призывает за 10 лет создать лучшую в мире систему школьного математического образования.

А.А.: Это тоже популистское заявление. Не решена проблема содержания образования в целом (чему и как нужно учить в XXI веке). Кроме того, нужно выстраивать всю траекторию подготовки математиков от школы до аспирантуры и дальше (и по ходу дела решить проблему утечки мозгов). Восстановить систему подготовки учителей, способных учить и одаренных, и обычных детей. Три года лежит без движения Колмогоровский проект – реальная программа действий. Там говорится, что эффективная система поиска и развития способностей должна охватывать всю территорию страны. Что должна быть создана сеть лицеев для учеников старших классов, проявивших способности не только в математике, но и в информатике, естественных науках. Что при ведущих университетах нужно создать 8 школ в федеральных округах, а на основе школ, уже существующих в регионах - сеть региональных центров. Общее число школ ориентировочно - 150. Они оборудуются на уровне лучших мировых образцов. Необходима система материальных и моральных стимулов, привлекающих к работе в таких школах лучших специалистов. Однако, о проекте, как о батарее Тушина, было забыто. Зато в Комиссии при Президенте появилась странная концепция работы с одаренными детьми, полная деклараций, предложений создавать какие-то фонды…

Н.И-Г: Эту загадку удалось разгадать. Как оказалось, в конце 2011 года прошел конкурс концепций школы будущего, организованный фондом «Сколково». Победил коллектив во главе с академиком РАН Алексеем Семеновым; победители запросили только на разработку проекта около 300 млн. рублей (см. газету «Троицкий вариант», №3).

ЕГЭ нужно совершенствовать?

Н.И-Г: А поможет ли нормальному развитию школ для одаренных математиков-физиков система ЕГЭ, которую Владимир Путин в одной из статей призывает совершенствовать, а не отказываться от нее?

А.А.: Могу точно сказать: если сохранится ЕГЭ, то система образования будет деградировать и дальше. Школа превращена в институт натаскивания на дурацкие задания. Почему 10 лет чиновники никого не слушали? Оказывается, потому, что есть точка зрения свыше: ЕГЭ - это хорошо. И необъективность, коррупционность, и бессодержательность ЕГЭ никого не волнуют. Страна не может быть заложником сомнительной позиции одного человека.

Н.И-Г: В статьях еще высказана озабоченность тем, что у нас не обеспечивается социальное равенство в получении образования. А все, якобы, потому, что в престижные школы и гимназии детей отбирают. При этом в ряде крупных городов есть школы, где почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком. И автор статьи делает своеобразный вывод: «Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию». Спрашивается: причем здесь социальные лифты? Ведь эти немногочисленные, так называемые «элитные школы» являются таковыми не потому, что там учатся дети богатых родителей. Они могут быть из самых простых семей. Но их нужно отбирать: ведь учиться в Лицее «Вторая школа» или Колмогоровском интернате при МГУ способны далеко не все. Другое дело, что государство должно помогать как таким школам, так и обычным, не демонстрирующим блестящие результаты. Здесь – неправильное понимание того, что такое социальный лифт.

Что делать?

Н.И-Г: А что, по-вашему, нужно делать с российским образованием?

А.А.: Сегодня общую ситуацию можно охарактеризовать одним словом: Рос-Разруха. Поэтому нужно отказаться от порочной практики последних 20 лет и начать подлинный нацпроект по реформированию школы. Первый шаг – разработка содержания образования, подготовка программ; это работа на 10-15 лет. Но прочистить содержание, освободив его от второстепенного архаичного материала, можно довольно быстро. А вместо ЕГЭ ввести систему проверки результатов на всех ступенях обучения. Например: на выходе из начальной школы проверять умение грамотно читать и понимать смыслы; решать арифметические задачи. Вместо системы ЕГЭ должна быть выстроена система ОКО (организованный контроль обучения на всех ступенях).

Второе: если меняется содержание школьного образования, то должна меняться и подготовка учителей. Профессия методиста вымерла, система педобразования не выполняет своей функции.

Третье. У нас развалена система средств обучения. И школьные лаборатории, и методическое книгоиздание уничтожены. Нужно развитие образовательной индустрии в стране.

Четвертое. Старая система управления себя дискредитировала. Один из первых шагов – восстановление Министерства народного просвещения и полная реорганизация Минобрнауки. Министром должен стать высокий профессионал, с незапятнанной репутацией, хорошей творческой биографией.

В работе должно принимать участие общество. Подъем дореволюционной школы во многом был связан с земствами. Они и были формой такого активного участия. В советское время в 30-е годы была культурная революция, проводилась ликвидация неграмотности. В 60-е годы был бум науки и активнейшее участие ученых в жизни школы. В России – множество невостребованных идей и людей. Пришло время отказаться от глубоко порочной узковедомственной системы принятия решений.

Существуют и практические соображения. Ресурсов государства на все не хватит. Давайте вводить режим налогового благоприятствования для всех, кто участвует в поддержке просветительских проектов или конкретных школ (как это делается во всем мире). Освобождать их от налогов в другой сфере.

Многие сейчас говорят: есть «план Путина». Но из этих статей следует: в применении к образованию его нет. Есть бессистемное собрание благих намерений, не подкрепленных ни программой действий, ни ресурсами.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67