Украина: в ожидании развязки

Со времени победы "антиоранжевой реакции" и прихода к власти антикризисной коалиции во главе с премьер-министром Виктором Януковичем прошло всего полгода. Однако за это время политическая ситуация в стране настолько улучшилась, что писать об Украине, признаться, стало немного скучно. О чем писать, если все развивается, тьфу-тьфу, в нужном направлении.

Так, языковый статус-кво постепенно вернулся к дореволюционному уровню, и речь идет о том, чтобы на этом не останавливаться, а идти дальше в сторону придания русскому языку нового, более высокого, статуса. Каким станет этот статус на следующем этапе, пока не ясно, однако ясно, что речь идет о его повышении, а значит - о начале поэтапного движения в благоприятном для русского населения направлении. В настоящее время в разных муниципальных образованиях Юго-Востока продолжаются судебные разбирательства по поводу решений местных советов о предоставлении языку статуса регионального.

Правда, расклад сил в Верховном совете Украины пока не позволяет надеяться на необходимое для принятия соответствующих изменений конституции большинство. Однако если мы говорим о политике с дальним прицелом, то в таком положении есть и очевидные преимущества, поскольку главное на этом этапе - дальнейшая политическая консолидация русских сил. А ничто так не консолидирует русскоязычных в единую нацию, как справедливое чувство национальной уязвленности, вызванное упорным нежеланием "политических украинцев" поступиться своим статусом языкового превосходства. Впрочем, глупость "свидомых укров" давно уже стала "притчей во языцех". На эту тему давно ходят анекдоты: "Шимпанзе после произведенной лоботомии подходит к зеркалу и удивленно произносит: "Ой, що ж то зи мною злыдни зробылы: лишылы мэнэ прэзидэнтских полноважень..."

Из других положительных новостей значительное улучшение отношений с Россией и тесно связанное с последним восстановление прежних высоких темпов экономического роста. Снижение общего уровня неуверенности, повышение оптимизма по поводу продолжения отношений с важнейшим торговым партнером Украины также сыграли роль в этом процессе.

Впрочем, как и ожидалось, эйфория первых дней постепенно сходила на нет по мере того, как стали обнаруживать себя "долговременные опорные точки" врага и "укрепрайоны", которые с ходу взять не удается и где противник поклялся стоять до конца. Одним из таких укрепрайонов, в котором окопались проплаченные Западом ющенковские атлантисты, является Министерство иностранных дел Украины. По мере вхождения правительства Виктора Януковича в курс дела, стало очевидным, что министры, вошедшие в правительство по так называемой президентской квоте - министр иностранных дел и министр обороны, - намерены торпедировать его деятельность через создание искусственных кризисов в отношениях с Россией.

В ряду наиболее заядлых и "рухнутых" саботажников в новом правительстве особенно выделялся главный "руховец", министр иностранных дел Украины Тарасюк, по совместительству "голова" украинофонного националистического движения "Рух". Еще со времен "оранжевого" правительства он хорошо известен на Украине и за рубежом своими антироссийскими заявлениями, публичными выражениями ненависти к русскому языку. Тарасюк отличается тем, что любит приурочивать свои провокационные призывы и антироссийские эскапады к моментам, когда решаются кардинальные для жизни простых граждан Украины вопросы, такие как цена на газ. Чем яснее становилось, что курс правительства Януковича на сближение с Москвой не маскировка, а стратегическая линия, тем настойчивее Тарасюк и его заместители будировали тему вывода Российского флота с территории Украины, науськивали на разрыв сотрудничества с Россией и захват российского имущества.

Многим на Украине стало ясно, что увольнение Тарасюка и кадровая перестройка МИДа Украины благоприятным образом сказались бы не только на отношениях с Россией. Засилье атлантистов в этом ведомстве с некоторых пор стало мешать развитию отношений сотрудничества с такими странами, как Китай, Пакистан и особенно Иран. С последним государством украинская промышленность имеет самые тесные контакты в энергетической, военно-технической сферах и авиастроении. Расширение присутствия Украины на рынках стран Азии имеет критическое значение для стабилизации вектора развития страны и нейтрализации раздутого влияния стран Запада на ее политику, излечения от тяжкой болезни "евроцентризма".

Европа, как известно, идет к формированию наднациональных структур управления и представительства. В связи с этим некоторые удивляются, как можно быть ярым сторонником "незалежности", суверенитета Украины, и одновременно ратовать за вступление любой ценой в НАТО и Евросоюз, где суверенитет Украины будет тут же, причем совершенно официально, урезан? Но если вы - Борис Тарасюк, невозможное становится для вас возможным, хотя, наверно, оплата такого феномена обошлась западным спонсорам недешево...

Официально Тарасюк уволен уже более месяца назад, и его отставка утверждена Верховным советом Украины. Однако Ющенко долгое время не утверждал этой отставки, несмотря на то, что по конституции он только вносит кандидатуры министров, а утверждает их парламент. Тем не менее влияние "оранжевого" президента на политику оставалось все еще достаточно сильным, чтобы иллюзия того, что Тарасюк остался на своем посту и даже вел какую-то деятельность от имени Украины, сохранялась. Однако в конце концов Ющенко все же сдался и эта вражеская крепость пала...

Другим "укрепрайоном" Ющенко все еще продолжают оставаться силовые структуры. Президент, правда, чуть было не потерял контроль над Службой безопасности Украины, когда назначенный им руководитель этой службы Игорь Дрижчаный, обвиненный сослуживцем в коррупции, отказался уйти в отставку. Впрочем, коалиция не дала возможность Ющенко выступить в качестве "главного борца с коррупцией", и в Верховном совете утвердили отстранение от должности Дрижчаного (в увязке с согласием Ющенко утвердить годовой бюджет). Однако, имея своих людей в силовых структурах, Ющенко все еще удается устраивать мелкие провокации, такие как периодические попытки захвата имущества Российского Черноморского флота.

Закон о кабмине

Нельзя сказать, что коалиция ничего не делает, чтобы полностью перехватить управление силовиками, но прорывного результата пока не наблюдается. Чтобы сломить сопротивление президента и всей его когорты, коалиция под Новый год организовала новое успешное наступление. Для этого пришлось на время объединиться с политическими отрядами Юлии Тимошенко. Последняя неожиданно поменяла свою знаменитую прическу "а-ля Леся Украинка" на этнически более нейтральную, и злые языки утверждают, что именно поэтому ее посетила здравая мысль о бессмысленности дальнейшего сопротивления. В качестве компенсации пламенной революционерке "Партия регионов" пошла на малозначительные для нее уступки в вопросе о законе об оппозиции... В результате "бело-голубые" (символика "антиоранжевого" движения и "Партии регионов") в начале года преодолели вето Ющенко на новый закон о кабинете министров, значительно расширяющий права кабмина и сужающий компетенцию президента. Небольшая проющенковская партия "Наша Украина" осталась в полной изоляции.

Однако, ссылаясь на якобы ошибку в тексте, Ющенко категорически отказывался подписать закон, также угрожая роспуском Рады и новыми выборами. Формально дело было в том, что обнаружились разночтения в тексте закона, который Ющенко отказался подписывать первый раз, наложив свое вето, и в том тексте, который ему послали парламентарии второй раз, уже после того как преодолели вето президента. На самом же деле, как считают многие, причина в том, что подписание Ющенко закона о кабмине означало бы отречение от большинства своих полномочий.

Усложнила ситуацию и принятая на Украине практика, когда районные суды пытаются отменить решения парламента, трактуя конституцию в качестве закона прямого действия и фактически подменяя собой Конституционный суд. На этом основании городской районный суд маленького западенского городка Мукачево не долго думая запретил спикеру Верховной Рады Морозу подписывать закон о кабмине вместо Ющенко. Тем не менее 2 февраля по представлению спикера парламента Александра Мороза газеты "Правительственный курьер" и "Голос Украины" все же опубликовали закон о кабинете министров, после чего он автоматически стал считаться принятым. Сделано это было в полном согласии с конституцией, после того как в течение пятнадцати дней его не подписывал президент.

Впрочем, парламентарии правящей коалиции не исключают в будущем и компромисса с президентом по шести пунктам из восьми его замечаний, которые могут быть приняты отдельно, однако сам Ющенко пока категорически отказывается идти на компромисс. Очевидно, что ситуация политически неопределенная, и как она будет разрешена в Конституционном суде, куда грозит обратиться Ющенко, пока не понятно.

Очевидно также, что "антиоранжевое контрнаступление" достигло критической точки и Януковичу вместе с союзниками надо что-то решать: либо продолжать ломиться вперед, в логово врага до его полной и безоговорочной капитуляции, либо начинать переговоры о прекращении огня, перемирии и закреплении создавшихся на Украине политических границ в качестве новой демаркационной линии. Простое ожидание грозит им новыми осложнениями, так как слишком широкий состав сложившейся коалиции может распасться и перебежать на противоположную сторону Ющенко, если команда Януковича не докажет своей воли к достижению полной победы в короткий срок, либо стороны не продемонстрируют способность действовать в рамках компромиссных договоренностей. Последнее, однако, маловероятно.

Промедление грозит Януковичу и возможными осложнениями на социальном фронте, поскольку не исключено появление недовольства населения в русскоязычных регионах, связанное с недостаточно быстрым преодолением тяжкого экономического наследия "оранжевой революции" и волюнтаристских экспериментов правительства Тимошенко. Теперь выдвиженцам Януковича приходится разгребать экономические завалы, оставленные "оранжевыми" популистами, и делать это в условиях затянувшейся политической войны в стране весьма трудно.

Минувшей осенью в своем старании выплатить накопившиеся долги муниципальных структур власти ряда городов Украины были вынуждены существенно поднять коммунальные платежи. Так, например, в Харькове оплата за отопление в отопительный сезон осенью выросла в четыре раза, на десятки процентов выросли и другие коммунальные платежи. Население тихо возмущается, однако пока остается спокойным, в частности из-за надежды на то, что экономика и вместе с ней зарплаты будут продолжать расти ускоренными темпами.

Однако ясно, что в условиях политического хаоса рост экономики может вскоре упереться в структурный потолок, требующий жестких централизованных решений и более четкого определения внешнеэкономического вектора развития. Правительству предстоит решить: делать ли давно задуманные шаги в сторону экономической интеграции с Россией и "единым экономическим пространством", или продолжать изолировать себя от российских процессов интеграции на постсоветском пространстве в угоду западным конкурентам украинской промышленности.

Также ответ на вопрос, за счет кого будет происходить структурное реформирование украинской экономики - за счет политико-экономических интересов униатско-католического запада Украины или за счет русских регионов, - зависит от результатов борьбы между правительством и президентом. Если президенту удастся сохранить имеющийся у него в настоящее время объем власти, он будет обладать достаточным весом для того, чтобы продолжить свою старую политику экономического саботажа и бросания жирных бюджетных кусков своим избирателям на западе страны за счет собираемых в русских регионах Украины налогов.

Одним из таких камней преткновения стала цена на коммунальный газ: в начале сезона под давлением Ющенко она была снижена для частного пользователя, несмотря на рост закупочной цены на газ. В то же время цена за централизованное отопление значительно выросла. Но известно, что в русскоязычных регионах большинство населения пользуется именно централизованным отоплением, а на западе страны большая часть населения проживает в частных домах и привыкла отапливать помещения через индивидуальные системы отопления или просто зажигая в доме "вечный огонь".

Гибель политика

Трагическая смерть видного политика и главного идеолога крупнейшей "Партии регионов Украины", скончавшегося от огнестрельного ранения 17 января 2007 года, отозвалась резонансом на всем русскоязычном Юго-Востоке страны. Обстоятельства смерти, а также обстоятельства расследования этого дела продолжают вызывать вопросы. Так главный подозреваемый в том, что именно выстрелом из его охотничьей винтовки было причинено смертельное ранение Кушнареву, а это руководитель одного из харьковских предприятий и близкий знакомый погибшего, не только не взят под стражу, но, по официальным сведениям, у него даже не взята подписка о невыезде. Собственно говоря, подозреваемым его назвать нельзя, поскольку официально подозреваемых нет: с самого начала утвердилась версия о несчастном случае на охоте.

Кушнарев был назначен на должность руководителя Харьковской областной администрации в 2000 году бывшим президентом Кучмой и успел проявить себя в Харькове как активный и целеустремленный руководитель. При его правлении прекратились характерные для города в 1990-е годы отключения электричества и городское затемнение "с целью экономии", произошло определенное улучшение положения горожан.

Тем не менее большинство простых горожан относились к Кушнареву с двойственным чувством. Нельзя сказать, что его в городе любили или что до событий "оранжевой революции" он пользовался какой-то особой популярностью среди жителей, как мэр Москвы Лужков или как Янукович в своем родном Донбассе. Не так много было харьковчан, которые были бы готовы пойти за ним в огонь и в воду. Харьковчане продолжали считать, что они достойны лучшей доли. Ведь, несмотря на то, что в городе сосредоточена значительная часть экспортно-ориентированных отраслей промышленности, выполняющих многомиллиардные заказы для России, Ирана, Пакистана и других стран, зарплаты в городе оставались при Кушнареве гораздо ниже, чем не только в Киеве, но и в Днепропетровске, Одессе и Донецке.

У многих жителей создавалось стойкое впечатление, что деньги, собираемые в виде налогов, идут не на городские нужды, а уходят в Киев (на самом деле так оно и было). Собственно, Кучме нужно было от Кушнарева две вещи: это регулярный перевод денег между выборами и голоса харьковчан на выборах. Кушнарев послушно выполнял эти поручения, насколько мог, а разочарованные харьковчане при этом упорно продолжали голосовать на выборах не за пропрезидентскую партию, а за коммунистов.

Такое послушание харьковских элит привело за время "незалежности" к тому, что по степени разбитости дорог Харьков занял почетное первое место в стране, а единственным местом, где можно было найти работу, стал крупнейший на Украине вещевой рынок - Торговый центр у метро имени академика Барабашова, или просто "Барабашка". Последний вырос до немыслимых масштабов. Впрочем, контролировал рынок сам руководитель обладминистрации, что, конечно, не добавило ему любви харьковчан.

Однако в момент испытаний Кушнарев сумел измениться, изменилось и отношение к нему многих горожан. С приходом "оранжевых событий" стало ясно, что кучмовский выдвиженец, как и большинство региональных политиков Востока, к "оранжевой команде" вовремя не примкнувший, не сможет рассчитывать на достойное положение в будущей "оранжевой иерархии". Кушнарев организует в области активную кампанию за Януковича. В ходе нее он выступает с рядом заявлений, которые впоследствии пооранжевевшие украинские прокуроры инкриминируют ему как "сепаратизм".

Так, в своем выступлении в конце ноября 2004 на одном из митингов в поддержку Януковича Кушнарев произносит следующую фразу: " ...Еще раз заявляю, власть в Харьковской области не будет ни донецкой, ни львовской - будет только харьковская власть! В Харьковской области будут жить по своим законам все, кто считает себя харьковчанами". Кроме того, на сессии Харьковского областного совета он выступил за прекращение перевода денежных средств в Киев, а также за формирование местных органов самоуправления, которым реально будет принадлежать власть на местах. На основании всего этого ему впоследствии инкриминировали "призыв к изменению границ Украины и к нарушению принципов унитарного государства".

Тут следует отметить, что, выступая тогда за новый статус регионов, в том числе и за новый, более независимый от Киева, статус области, Кушнарев действительно выражал настроения русского Востока Украины, которому уже осточертел бюрократический "украиномовный" гнет, финансовая разверстка и "вказивки" из Киева. То, в чем, по сути, был обвинен Кушнарев, - это угроза отделения юго-восточных областей Украины, в случае если революционеры будут настаивать на приведении к власти своего, по большому счету нелегитимного в глазах большинства граждан Украины, президента. Впрочем, в ходе дальнейшего развития событий стало очевидным, что эти угрозы тогда не могли быть исполненными: международные обстоятельства складывались не в пользу русских на Украине: западная креатура Ющенко была открыто поддержана Европой и США. В то же время Москва заколебалась и пребывала в растерянности, впоследствии согласившись с результатами неконституционного "третьего тура". "Воевать" с США и ЕС без недвусмысленных гарантий поддержки Москвы Янукович, естественно, не стал.

Впоследствии, впрочем, Кушнарев отказался признать, что его призывы были "сепаратистскими". И правда, разве установление русского языка в качестве государственного и призывы к народному самоуправлению для русских на исконно русской земле можно считать сепаратизмом?! С каких это пор борьба с оккупацией и иноязычным притеснением на своей родной земле стала считаться сепаратизмом? Впрочем, проявляя "благоразумие" и послушание, сам Кушнарев это формулировал иначе. Впоследствии он сформировал свою политическую позицию как борьбу за формирование "нации всех граждан Украины". Такая позиция наиболее полно изложена в его последней опубликованной незадолго до смерти статье, где она противопоставляется известным позициям Тимошенко-Ющенко о "формировании политической нации украинцев" и консолидации граждан Украины вокруг украинской этнической идеи.

Признаться, все идеи Кушнарева о "нации всех граждан Украины" выглядят несколько архаичными. Это возвращает нас к известной идеологии "кучмизма", взятой из политического инструментария уже почти забытой эпохи Кучмы с его "Украина не Россия". В условиях, когда на самом деле на Украине выкристаллизовались не одна, а две политические нации, на западе и на востоке более логично говорить о "двух Украинах": русско-малороссийской и униатско-западенствующей, вступивших между собой в борьбу за души еще национально не определившегося населения.

Да и политики Юго-Востока не могут не понимать, что на получение голосов избирателей на западе у них нет никаких шансов и устойчивость их политического положения, преданность электората невозможно гарантировать без укрепления в русскоязычных регионах своей особой, отличающейся от западно-украинской, идентичности. Собственно, их политическое будущее как организованной силы зависит от укрепления этой новой национальной идентичности, вопреки тезисам Кушнарева о "единой нации людей с паспортом Украины".

С другой стороны, стать ведущим практическим политиком Кушнареву мешала его зависимость от политической группы премьера Януковича. Покончить с ней он не хотел, учитывая крепкие дружеские и деловые отношения с Виктором Федоровичем, да и не мог: история его хозяйственной деятельности сильно мешала укреплению его политических позиций даже в родном Харькове. Но это обстоятельство, скорее, беда Евгения Кушнарева как политика.

Тем не менее за свою сравнительно короткую политическую жизнь в качестве одного из ведущих политиков и главного идеолога крупнейшей "Партии регионов" он успел превратиться в определенный политический символ нового статуса русскоязычной Украины, в знамя ее борьбы за национальное возрождение и политическое освобождение уже в рамках Украинского государства. Его смерть стала значительной утратой для всех политически сознательных русских на Украине. Вероятно, поэтому на церковную панихиду в Благовещенском соборе Русской православной церкви в Харькове и на гражданскую панихиду пришло попрощаться с Кушнаревым столько людей...

Драма Кушнарева - это драма всей украинской политики, где, как на Востоке, так и на Западе, бизнес и политика не просто неразрывно связаны, а вынуждены сосуществовать в одних и тех же лицах. Такое смешение не способствует ни качеству бизнеса, ни качеству политики, вызывая постоянный соблазн трактовать политическую борьбу как разборки между олигархами даже в тех случаях, когда для такой трактовки нет достаточных оснований. Вот и теперь муссируются слухи о том, что смерть Кушнарева связана не с его политической деятельностью, а с переделом собственности и сфер влияния на Харьковщине. Однако по-другому политика на Украине пока что существовать не может. Тем же политикам, которым в таких условиях все же удается сделать немало полезного, следует отнестись с благодарностью и пониманием. Одним из таких выдающихся людей современной Украины и был Евгений Петрович Кушнарев.

Пожалуй, самым большим достоинством этого политика было то, что, вопреки давлению и судебной травле, он до самой своей трагической смерти продолжал открыто называть "оранжевую революцию" тем, чем она является на самом деле: нелегитимным организованным переворотом. Его активная деятельности в пользу повышения статуса русского языка, а значит, и статуса русских на своей земле вызывает уважение.

Ведь не важно, как называется государство, которое контролирует русские земли в данный момент и насколько оно "незалежно" от России, Москвы и т.д. Эта независимость - переменная величина, которая неоднократно менялась в прошлом и наверняка еще изменится в будущем. Главное, что те, кто здесь живет, должны знать и уважать русский язык, бережно относиться к русской истории, поскольку проживают на русской земле. Те, кто организовывает власть на этой территории, не имеют права относиться как настоящие оккупанты к коренному русскому населению, живущему здесь тысячелетия и составляющему не менее 90% населения. Они также не имеют никакого права продолжать, как ни в чем не бывало, начатые еще большевиками эксперименты по размыванию исторической общерусской идентичности, замене ее на другую, выдуманную для своих узкополитических целей "украинскую", превращая доверчивых русских людей в "оранжевых" уродцев.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67