"УС-2". Контент-аналитический цитатник

Необходимо констатировать, что рецензенты крупнейших российских СМИ, даже весьма лояльные к личности Михалкова, сошлись в весьма критической оценке его нового произведения. В блогах и на сайтах очень редки отзывы, хоть частично поддерживающие слоган «великий фильм о великой войне», а на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков kinopressa.ru, который размещает разнознаковые отклики на фильмы, таких просто нет. Вот жесткое резюме блоггера pinky-pig, который полностью одобряет деятельность Михалкова в СК и ценит его ранние фильмы: "Утомленные солнцем - 2", вне всякого сомнения, главная неудача Михалкова за его долгую кинокарьеру» - это резюме мало чем отличается от заключения противницы председательской деятельности Михалкова Ксении Лариной: «Великий фильм» оказался величайшим обманом в истории отечественного кинематографа». С другой стороны, защита произведения своего патрона замглавредом ведомственной газеты СК Витой Рамм (блоггер vitaramm) выглядит крайне неубедительной. И даже блестящая Татьяна Москвина, в силу личных отношений с НСМ написавшая об «УС-2» формально одобрительный текст, написала его так вяло, что о качестве картины можно судить по качеству отклика на нее: «Только через любовь к родным можно прийти к Богу. И великим страданием заслужить милость и прощение».

Базисные векторы обсуждения фильма:

1. Обращение с историческими обстоятельствами.

Фактологические претензии

Советские концентрационные лагеря находились в глубине территории СССР, и немецкая авиация не могла бомбить их в первые дни войны.

СМЕРШ был создан в 1943-м году, штрафбаты – в 1942-м, так что в 1941-м году Котов не мог пройти через СМЕРШ и попасть в штрафбат.

Во время войны немецкая авиация не обращала внимания на знаки Красного Креста и вряд ли совершала холостые налеты ради тренировки.

Мыслимо ли, чтобы Берия не знал о замене Особым совещанием (ОСО) 58-й статьи Котова на уголовную, если ОСО возглавлял сам Берия?

В пионерском лагере не могли быть вожатыми родичи репрессированных.

(по Трофименкову)

Комдив Котов мог понадобиться Сталину в начале войны, когда Советская армия терпела тяжелые поражения, но не в 1943-м, когда она научилась воевать и перешла в наступление.

Раз Сталину донесли, что Котов жив и находится на фронте, в том же донесении было бы указано, где именно он воюет, и на его поиски не надо было отряжать и тем более вызывать для инструктажа в Кремль специального гонца.

Кремлевский курсант никак не мог принять немецкий танк за советский.

Командир подразделения не мог допустить, чтобы солдат-штрафник ходил с привязанной к спине дверью.

(по Матизену)

«И тут на лагерь налетают немецкие самолёты. Ещё один точный исторический штрих: нацистам было не до блицкрига, они не бомбили аэродромы и колонны транспорта, они уничтожали советских заключённых»

«Фашистские лётчики, только что умело и безжалостно уничтожавшие беженцев и заключённых, внезапно вспоминают про какую-то конвенцию. Очевидно, ту самую, в строгом соответствии с которой сжигали людей вместе с деревнями и миллионами уничтожали в концлагерях» (goblin)
«Представляют ли создатели, что на скорости 400 километров в час произойдёт с говном, как его размажет и куда оно улетит? Жаль, режиссёр нам этого не показал – думаю, ветеранам было бы интересно»

«Пока Надя после стремительного крещения приходила в себя, священник Гармаш уплыл в чистое море, в строгом соответствии с христианскими заповедями покончив с собой. Многие думают, что самоубийство – тяжкий грех, полное отрицание воли божьей. Но Михалкову виднее»

(по Гоблину)

Возражения на фактологические претензии

«Меня совершенно не интересуют отмеченные многими авторами исторические несообразности фильма... Кино не учебник истории.... И у меня нет никакой охоты ловить автора на хронологических и исторических погрешностях» (Кичин)

«Штрафники перчаток с когтями не носили, а лагеря располагались на Колыме, а не в Белоруссии, - уже объяснили пожизненно обиженные Михалковым критики. А гладиаторы в древнем Риме не говорили по-английски, как в фильме Ридли Скотта. И что с того? Почему Тарантино может сочинить свою версию войны, а Михалков нет? Вам же не говорят, что это документальное кино» (Тыркин)

«Фактологические претензии следует отмести сразу. «Недостоверно», «так не было», из самолета нельзя нагадить на палубу, фашистские танки не имели парусов, девушки не разговаривают с минами — все это не имеет к кино никакого отношения. В кино часто показывают то, чего не бывает вовсе» (Быков).

«Это тот случай, когда художественная условность не только допустима, но и оправдана... «Предстояние» – не реалистическая, а мифологическая картина» (Москвина)

Возражения на возражения

«Но художник на то и художник, чтобы убеждать. Если возникают исторические недоумения, это свидетельствует только об одном: не убедил» (Быков).

«Отношение зрителей к фактологическим погрешностям зависит от того, насколько они знакомы с тем, что показывается в фильме. Если говорить о современных российских зрителях, то искажения древнеримской истории в «Гладиаторе» (I век н.э.) и «Царе» (XV в.) им незаметны или безразличны, но когда речь заходит о Великой Отечественной, ситуация резко меняется. Это все еще болезненная тема - живы многие очевидцы и здравствуют их дети. Из многочисленных дискуссий – взять хотя бы обсуждения «Сволочей» и «Полумглы» - явствует, что отступления от того, что отечественные зрители считают исторически достоверным, ими не прощаются. Точнее, не прощается, что эти отступления делаются без предупреждения, когда под видом правды подкладывают выдумки» (Матизен).

«Впечатление уничтожается даже мелкими фактическими неточностями или просто отсутствием мотивировок. Зритель не может сопереживать происходящему на экране, если сомневается в его возможности. Стоит человеку задуматься о том, с какой стати вождь вызвал Арсентьева в Кремль и поылает искать Котова, как долгая сцена в кабинете вождя из психологической превратится для него в лжепсихологическую» (Ярошевский).

2. Жанр, характер условности и стилистика

«Первый час «Утомленных солнцем-2» (УС-2) Никиты Михалкова (НМ) смотреть можно, если воспринимать их как комикс, мангу, хотя с «Первым отрядом», конечно, не сравнить... А дальше уже не комикс, а порнография. Порнография в дурном смысле слова. Порнография в узком и широком смысле слова» (Трофименков)

«Комикс о великой войне - это оксюморон» (Ларина)

«Никита Михалков как русский Вагнер творит собственный личный миф, величественный и трагический. При всем изобилии конкретных деталей все повествование приподнято, возвышено, опоэтизировано, как в опере» (Москвина).

«Как и положено произведению Большого стиля, «УС-2» - зрелище глубоко условной, «оперной» природы, слегка замаскированное «гиперреалистическими» спецэффектами в виде взрывов, оторванных ног и вывалившихся кишок» (Тыркин)

«Больше всего она (картина – В.М.) напоминает частью пародийный, а частью почтительный пастиш на темы советского батального искусства» (Быков).

«В фильме много театра, в самом дурном смысле этого слова» (Ларина).

«Служебный сюжет собирает на живую нитку мозаичную структуру фильма, распадающегося на несколько огромных самодостаточных кусков... Рыхлость драматургической формы... является отличительной чертой Большого стиля, ревнителем которого выступает Михалков. Не всякого, конечно, а периода его полураспада. В своих поздних картинах Висконти, Феллини и прочие авторы (я не сравниваю их фильмы с творчеством МНС) решительно не боялись длиннот и часто даже не трудились соединять разрозненные куски. Впрочем, они никогда не снимали патриотический экшн» (Тыркин)

«У Михалкова имеется «непробиваемый» аргумент: он снимает не историческую картину, а народный миф. Но если снимаешь народный миф, зачем так гордиться достоверностью мельчайших деталей? Давайте определяться: если у нас миф, упраздняется множество требований вроде психологической прорисовки, фактологической и мотивировочной достоверности, исторической правды и т. д. Но появляются новые... Миф не сочетается с гротеском, в церкви не смеются... В мифах не писаются и не пишут протоколов о том, как Пушкин А.С. ранил Дантеса Ж. Но главное — в мифах действуют титаны, а не энигмы...; в мифах действуют масштабные характеры, а не типажи провинциальной драмы... Наконец, миф... задает картину мира, а значит, строится вокруг концепции; но следов этой концепции в «Предстоянии» не обнаружит и самый пристальный зритель» (Быков)

«В конечном счете жанр «УС-2» следует определить как трэш-хоррор с некрогомопорнографическим подтекстом или бессознательный стеб. В этом жанре в 60-е годы XX века работали писатели Иван Шевцов и Всеволод Кочетов, искренне считавшие себя серьезными романистами» (Матизен)

3. Постмодерн по-михалковски

«Кажется, что нет такой банальности, которую Михалков не притащил из советского кинематографа к себе в фильм» (Евгений Васильев)

«Люди кино видели и до Михалкова – поэтому они с легкостью узнают пригодившиеся автору цитаты – из «Титаника», из « Рядового Райана», из «Проверки на дорогах», из того же «Сибирского цирюльника» (Ларина)

«Я не увидел в картине ни одного кадра, которого бы не видел раньше. В «Унесенных ветром», в «Спасении рядового Райана», в «Титанике», в «Кошмаре на улице Вязов», в «Сибирском цирюльнике», в полузабытой киноэпопее Евгения Матвеева «Судьба» и многих других произведениях. Никита Михалков вершит свой «большой стиль» при помощи новейших компьютерных технологий, упиваясь возможностью стилизовать каждый эпизод под то или иное свершение мирового кино и символически одерживая над ними победу» (Тыркин)

«Опыт заокеанских коллег, с которыми «Предстояние» вступает в принципиальный спор, явно изучен Михалковым тщательно, на уровне практически дословных цитат из «Перл-Харбора» или «Спасения рядового Райана» (Ростоцкий)

«Ничуть не меньший стихийный постмодернист, чем его закадычная немезида Тарантино, Михалков очень старается делать все правильно и всерьез, но спотыкается на том же, на чем Тарантино в «Бесславных ублюдках» (Волобуев)

4. Сценарий и режиссура

«Характеры исчезли вообще. Есть одномерные знаки-маски: трясущийся от страха начальник пионерлагеря, ретивая пионерка-отличница, капризная дама с люстрой и ее покровитель – мелкий начальник (оба пришли из фильма «Летят журавли»). Чуть разработанней других маска, которую играет Евгений Миронов, но тут работает природный талант этого артиста, способного оживить и восковой муляж, а нормального ролевого материала нет и у него» (Кичин)

«Обилие примитивных пропагандистских приемов, агитирующих то за родину, то за православие, намеренные агрессивные искажения исторической правды, лишенные всякой логики вымученные сюжетные ходы, приблизительность отношений и характеров. Отсутствие внятной сюжетной линии компенсируется яркими спецэффектами, невыносимым натурализмом, граничащим со смакованием и общей эмоциональной истеричностью. Эпизоды, мало чем связанные друг с другом, выплывают ниоткуда и выходят в никуда. Ни один характер не развивается, существуя лишь на уровне заявленной сцены» (Ларина)

«Художник вообще не контролирует происходящее. Художник наверняка заметил бы и чудовищно выполненные компьютерные дорисовки, и физиологическую (то есть внехудожественную) омерзительность сцены с нацистской жопой, и запредельную фальшь диалогов девушки с миной» (Кичин)

«Михалков – камерный, комнатный постановщик. Он сам мне сказал после «Сибирского цирюльника», что для него управиться с массовкой в 6000 человек было тем же, что после командования ротой совладать с армией. В «УС-2» он попытался «управиться» с немецким нашествием, и потерпел поражение, потому что мыслит отдельными и узкими сценами, причем тянет каждую из них так долго, как если бы она была частью бытовой драмы. Визит Арсентьева к Сталину и Берии. Разговор Арсентьева со смершевцем. Разговор священника и Нади на рогатой мине. Разговор Нади с обожженным танкистом. Эта заторможенность, которая была бы естественна в психологическом фильме, в «УС-2» убивает эпику и зрительские эмоции» (Матизен).

«Михалков - не Толстой, а Чехов. Толстым был Сергей Бондарчук. Михалков же всегда стремился к камерности, к той простой и понятной мысли, что главное, ради чего стоит жить - это твой дом, твоя семья, женщина, которую ты любишь. Это лирический, а не эпический режиссёр. И потому эпос ему не удался» (pinky-pig).

«Главный шок картины: нет ровно ничего, о чем можно было бы говорить всерьез. На экране три часа суетится человеческое месиво, и отдельные лица в нем можно вспомнить не потому, что врезались в память, а потому, что это лица популярных актеров, которых там собрано рекордное количество. В этой суете, в этом копошении нет развития, нет интриги» (Кичин)

5. Актерское исполнение

«Почти весь звездный состав фильма играет, спустя рукава. Даже Олег Меньшиков, который обычно держит класс, выглядит на экране беспомощно и неорганично. Не говоря уже о менее именитых актерах» (Артюх)

«Прелестное дитя (Надя Михалкова), наделенное естественным артистизмом, которое в первом фильме комдив нежно называл "утконосиком", за шестнадцать лет выросло в половозрелого утконоса в беретике, который в плане актерских способностей может продемонстрировать прежде всего умение кривить рот и обливаться слезами» (Маслова).

«Играть актерам нечего, ни у одного персонажа нет ни судьбы, ни биографии. Это повлекло за собой лобовую и грубую манеру игры. Каждый предоставлен сам себе и выдает на гора все, чему научился за годы существования в профессии» (Ларина).

«Надя Михалкова играть не умеет, а и не надо, и не надо! Она просто прелестна в своем неумении, являя сама собой уникальный бриллиант, забытый в наше время женский типаж» (Васильев)

«Если бы Михалков не любил бы себя настолько до дрожи, до забвения, и снял бы кого-нибудь другого в главной роли, было бы только лучше. Но Михалков наслаждается собой в разных ракурсах и гримах» (pinky-pig)

«Топорность игры абсолютного большинства актеров, работающих с авторского показа, воспроизводящих михалковскую манеру говорить, его интонацию, его как бы интеллигентный, впроброс, матерок. Иногда кажется, что на экране много-много михалковых, только в обличье других, не менее известных актеров... Остальным актерам можно только сочувствовать. Толстогановой, которая приняла роль от Ингеборги Дапкунайте, но играть ей нечего. Гармашу, вынужденному свершать нелепейший из обрядов – крестить Надю Михалкову на мине посреди невесть откуда взявшегося моря. Гафту, которого в очередной раз Михалков использует для изображения чего-то опереточно карикатурного... Хуже всех сам Михалков в роли Котова. Здесь не стыкуется решительно все. Вальяжный начальственный взгляд – с замасленной спецовкой. Стальные ножи-рукавицы из арсенала Фредди Крюгера – с функцией замученного режимом политзаключенного сталинского ГУЛАГа» (Кичин)

«Карикатурный Гафт умело выпучивает глаза, листает перед собой воображаемый кодекс, немного тупит, а потом рассказывает – про что статья. Исключительно правдивое и характерное поведение для уголовника, который лет двадцать ничем кроме обсуждения статей с соседями по нарам не занимался и знает статьи УК лучше любого адвоката... Нестриженый до гнусной патлатости Меньшиков поражает интеллектом и выдержкой ничуть не меньше идиотов из НКВД в лагере. Сразу видно, аристократ. Сталин корчит страшные рожи, жутко зыркает исподлобья и внешним обликом больше всего напоминает Носферату из фильма режиссёра Мурнау. Ну, только что не ездит по кабинету как Гэри Олдмэн в роли Дракулы, а так похож неотличимо» (goblin)

«Олег Меньшиков и Евгений Миронов – пожалуй, единственные из михалковской труппы актеры, отказавшиеся от навязанной режиссером манеры «Большого стиля» и оставшиеся живыми людьми» (Ларина)

«Качественную актёрскую игру в фильме демонстрируют трое: Меньшиков, Миронов и Маковецкий. Все остальные с разной степенью успешности имитируют Никиту Сергеевича: неразборчиво бормочут, взвизгивают, подвывают, таращат глаза, хихикают» (goblin)

«Меньшиков почти так же выразителен, как Миронов, но его игре мешает неправдоподобность предписанного поведения персонажа, которого он играет» (Матизен)

6. Символический аспект: порнография смерти, некрогомосексуализм, инцест и вампиризм

«После довольно убедительной смерти основных действующих лиц в «УС-1» происходящее с ними в «УС-2» можно воспринимать как приключения в аду» (Маслова)

«Эксгумация в особо крупных размерах. Жизнь после смерти в "Утомленных солнцем 2" (Маслова)

«Режиссера влечет... то, ради чего он и снял фильм... Это – человечье мясо: рваное, раздавленное, жженое. Долгими, жадными планами: подробно, еще подробней, крупно, еще крупней. Две, три, пять минут подряд. Во всех ракурсах. Одна оторванная нога курсанта, вторая нога курсанта, третья нога курсанта. НМ словно не владеет собой, «идет за мясом», как хищник. Найдя сумку медсестры, подписанную «сержант Котова», комдив находит в ней обломок гребешка и принюхивается, определяя, пахнет ли она его дочкой. Пахнет! Котов прячет гребешок в карман и… Ну да, идет на запах, по следу Нади. Режиссер НМ ведется на запах крови. Бутафорской крови...» (Трофименков).

«Судя по мимике героев, все они – зомби. Судя по фильму, НМ тоже» (Трофименков).

«Если главные герои «УС-2» погибли в «УС-1», кто они? Правильно, живые трупы, тире ожившие мертвецы. Котов и Арсентьев – персонажи Джорджа Ромеро или Евгения Юфита. Обожженный танкист Дормидонт как будто вышел из «Дома тысячи трупов» Роба Зомби. Михалков об этом не подозревает, но за него «думает» фильм, то и дело подбрасывая новые доказательства их природы. У Котова стальные когти, как у живого покойника Фредди Крюгера из «Кошмара на улице Вязов». Котов восстает из-под засыпавшей его земли, как главный герой «Вампиров Джона Карпентера». Котов обнюхивает вещи из сумки с надписью «Котова Надя», и в зрителя закрадывается мысль, что он идет на запах как вампир. А камера с некрофильским интересом демонстрирует оторванные части тел» (Матизен)

«УС-2» – порнография смерти, что опаснее, страшнее и отвратительнее порнографии любви... Анально-фекальная фиксация, некрофилия и – финальный апофеоз – голая грудь Нади... Догнав сбежавшего «языка», Котов играючи хлещет его ремнем по заднице, а «язык» требует, чтобы руки ему связали не спереди, а за спиной. Где ваше дилдо, товарищ Котов?» (Трофименков)

«Немец учит Котова, что связывать руки пленным надо за спиной и хихикает, когда комдив по-отечески порет его, шалуна такого, ремешком. Что они вытворяли дальше – увы, осталось непонятно» (goblin)

«Для меня очевидно, что “УС-2” – густо замешан на греховном эротическом чувстве. В первую очередь, это - фильм о любви отца и дочери. Как хотите это, так и понимайте. Многие маститые киноведы лишь вскользь, со смешком касаются этой подоплеки. Видимо, стыдно и думать» (Васильев)

«Не смея разбомбить пароход с ранеными (?!), немецкий летчик решает хотя бы обосрать капитана. Его голая задница маячит на экране во всех ракурсах, пока в нее не всаживают заряд из ракетницы. Механическое анальное изнасилование как метафора Великой Отечественной?» (Трофименков)

«Нет образов – только физиология. Нет ужаса – только отвращение. Ну, еще неловкость, почти стыд за профессионалов грима, мастеривших все эти шевелящиеся кишки, лопающиеся ожоги... Это приговор режиссеру; даже не приговор, а диагноз. Режиссер все-таки художник. Художник создает образы – это акт любви. НМ уже, похоже, не в состоянии их создавать, он может только насиловать зрителей» (Трофименков)

«Дочь главного героя (по совместительству дочь режиссера) довольно быстро взрослеет - этому способствуют разные обстоятельства военного времени. Сначала она получает боевое крещение прямо на морской мине. Она двое суток держится за фаллоимитаторы, торчащие из мины. Доплыв до берега, она целует мину несколько раз, прощается с миной и благодарит ее. Мина и дочь отправляются каждая в свое самостоятельное плавание. Этот метафорический ход свидетельствует о половом созревании героини» (блоггер tema).

7. Психология

«Еще в первом фильме выглядело немного странно, когда женщина сначала любит одного человека и режет из-за него вены, потом выходит замуж за другого из соображений "А куда деваться?", а узнав, что за монстр ее муж, разрушивший ее счастье с первым возлюбленным, пару минут для виду рыдает: "Не подходи ко мне!" только для того, чтобы с удвоенной страстью ему отдаться. В немногочисленных сценах с Марусей, которая в "УС-2" предъявлена как бы для проформы, закрадывается подозрение, что эта вечная жертва собственной гибкости снова оказалась в той же ситуации — живет с одним человеком, потому что опять же деваться некуда, но больше интересуется судьбой другого, Котова, при упоминании которого сильно оживляется» (Маслова).

«Когда НМ включает «психологию», это похлеще некропорно. НМ никогда крестиком не вышивал, но и топором еще не монтировал, как смонтировал всё более крупные планы глаз цыганской девочки и глаз фрица, палача табора» (Трофименков).

8. Идеология

«В фильме «12» есть фраза, которая выражает идеологию произведения: «В тюрьме ему будет лучше!». Есть ключевая фраза и в «Предстоянии»: «Это - война, единственное наше спасение». Оба парадокса, конечно, существуют в своем контексте и легко могут объясняться только этим контекстом. Но в них читается довольно стройная система идей. Да, есть идеология, согласно которой народ не дорос до свободы, ее блага могут оценить и с пользой использовать только избранные. Согласно той же идеологии, для эффективного управления народными массами необходимо вечное предощущение близкой войны. Эта идеология предполагает наличие сильного лидера, патера, всевидящего и все понимающего. Она была персонифицирована в образе царя-батюшки из «Цирюльника», в председателе коллегии присяжных («русский офицер бывшим не бывает!») из «12». Ее отголоски теперь явственно, хотя и весьма нелогично ощущаются в ушедшем «в народ» Котове» (Кичин).

«Самобытный розановский дискурс про духовный авторитаризм и особый русский путь плохо иллюстрируется конкретным историческим материалом. Реальность (даже редуцированная до набора сугубо частных военных историй) сопротивляется ему, так же как пару лет назад сопротивлялась американская пьеса (Волобуев)

«Мысль о том, что для обретения личного счастья или избегновения смертельной опасности рекомендуется верить в Бога и помогать ближнему, не может лежать в основе нового мифа, ибо общеизвестна. Мысль о том, что русский народ в обычной жизни жесток и равнодушен, но в минуты великой опасности демонстрирует великие качества, плоха не тем, что пахнет русофобией, а тем, что высказывалась сотни раз. Миф без мировоззрения — пирог без муки. Так что аргумент не хиляет. Упомянем и о том, что мифу присуща нарративная связность, повествовательное единство, цельная монументальная стилистика — его не рассказывают вразбивку, с множеством чужих цитат. Мифу присуща аскетическая простота» (Быков)

«Единственное, что... разработано со знанием дела, - это некая эстафета властного садизма, которую иезуитствующий Сталин передаст Арсентьеву, и тот окажется хорошим учеником, и будет с тем же иезуитством пугать людей вплоть до обмоченных штанов. В обоих страсть к садизму соединена с порочной страстью к игре на фортепиано. Сделано с неожиданной для фильма душевностью» (Кичин)

«УС-2» – сага о том, что Михалковы в огне не горят и в воде не тонут. Прочие насекомые оттеняют их душевные муки» (Трофименков)

«У Михалкова концепция настолько отсутствует, что за нее в итоге выдается следующая гедонистическая мораль: пусть каждый зритель, посмотрев фильм, живо ощутит, как ничтожны все его проблемы, какое счастье просто спать в чистой постели, дышать, купить мороженое etc. «Но чтоб до истин этих доискаться, не надо в преисподнюю спускаться», а тем более тратить $42 млн.» (Быков).

«Мысль, стоящая за разрозненными эпизодами «УС-2», мягко говоря, не нова и отыграна в десятках произведений о начале Великой Отечественной: бессилие советских людей, военных и штатских, перед немцами, даже такими нестрашными и комиксными Гансами, Максами и Отто, какими их показывает Михалков. О гигантской и устрашающей фашистской махине в фильме нет и речи, о причинах бессилия – ни звука, об истоках будущей победы – ни кадра. Белой ниткой прошитая через фильм мораль запредельно пошла: будешь молиться - не подорвешься на мине, будешь молиться - и пытающийся расстрелять тебя летчик вместе с самолетом врежется в воду. Если же ты в церкви, сброшенная на нее бомба даст тебе время удрать до взрыва» (Матизен)

«Вера персонажей выражается в пылкой зачитке самодельных молитв и нечеловеческом везении уверовавших, которое почему-то обязательно приносит смерть всему живому вокруг. Оказался Котов в лагере — всех заключённых и охрану убивают. Приплыл к мосту — мост взрывают вместе с людьми, самолёты и танки расстреливают колонну беженцев. Живёт его дочь в пионерлагере — все дети и персонал гибнут на барже, она спасается. Зашла в деревню — убивают случайно забредших в эту деревню немцев, а всех жителей, включая детей, сжигают в сарае. Выживают только те, кто согласен слепо служить главному герою Котову. Никакой помощи ближним, вроде советов по обороне от опытного генерала, ни единой попытки спасти из воды хотя бы одного ребенка, Котов с семейством не предпринимают» (goblin)

«По логике фильма люди, не готовые ни к чему серьезному, способные идти со штыком на танк и погибающие еще до первого боя, не только побеждать не могут, но не могут и воевать с достоинством – на их фоне, как ни странно, даже карикатурные немцы в фильме выглядят профессионалами. «Вы не понимаете: Россия – это страна, где лузгают семечки!» - объяснял Михалков загадку русской души западной прессе на каннской премьере «УС-1». Это барское представление о стране и ее людях теперь полной мерой ударило по его первой попытке отразить войну в кино» (Кичин)

«Что характерно, немцы не делают в фильме ничего плохого. Всё плохое от немцев – только в ответ на некорректные действия тупых совков» (goblin)

«Российское кино последнего времени стремительно переосмысляет роль православия в Великой Отечественной войне. Если эта тенденция продолжится, то в скором времени в наших фильмах сам Никола-чудотворец будет брать Берлин» (Артюх)

«За что можно сказать спасибо Михалкову - это за рооообкую попытку рассказать о войне в новом ключе. Конечно, он ccыт рассказать смело. Конечно, он сам играет супергероя-терминатора (у него даже механический викториноксовский палец есть в фильме). Но в целом просматривается попытка рассказать о войне честно: никакой индивидуальный поступок не может считаться настолько героическим, чтобы все прям обосрались» (pinky-pig).

«Михалков искренне надеется, что война все спишет — как списывала она в СССР все и всегда. Евгений Марголит в эссе о Гайдаре высказал точную мысль, что без постоянного и назойливого, растворяемого в воздухе предчувствия войны эпоха предвоенного террора была бы немыслима — мобилизационный психоз позволял объяснять любые внутренние злодейства, от репрессий до молотовского пакта. Война — универсальное оправдание» (Быков)

«Попытка вывести военную тему на иной космический (или религиозный) уровень ограничилась буквальным ауканьем божьими знаками из разных углов экрана: то божественное свечение, то слепящий глаза крестик, то горящая икона, то взорванный купол деревенской церкви» (Ларина)

«Кажется, что задача ставилась скромная: все три часа "Предстояние" стремится быть энциклопедией народной жизни и смерти (больше смерти) в формате "Курсантов" и "Штрафбата". Но всякий раз срывается: крещение уцепившейся за морскую мину Нади безногим священником, обгоревший мальчишка-танкист, который просит медсестру показать грудь — это уже не энциклопедия жизни и не правда войны, а что-то куда менее литературное» (Андреев).

9. Эмоциональные впечатления

«Час экранного месива – и даже шока не испытываешь. Тебя насилуют – а тебе по барабану, привык» (Трофименков)

«В «Иди и смотри» сцена сожжения жителей деревни в запертом доме потрясает. У Михалкова, который заимствовал ее у ненавистного ему Климова, но испортил своими вставками, совершенно не волнует, равно как и стриптиз героини на фоне обгорелого и умирающего танкиста» (Матизен)

«Два с половиной часа, оставляющие до странного равнодушное чувство» (Волобуев)

«Редко бывает, чтобы адресатом ленты в настолько малой степени является зритель» (Кирилл Андреев)

«На экране людей перемалывают в фарш и сжигают заживо, по экрану плывут оторванные руки и расплющенные тела, в музыке Артемьева гремит скорбный реквием, а с экрана самым невероятным образом веет абсолютным равнодушием автора к тому, что он показывает» (Кичин).

«УС-2» по интонации и энергетике... напоминает нечто вроде киноэквивалента поэмы "Василий Теркин" — как неспешное, спокойное и в общем-то оставляющее спокойным перечисление разных... случаев, которые бывают на войне» (Маслова).

«Если кто и будет утомлен во время демонстрации этого эпоса, продолжительностью больше двух с половиной часов, так это зрители. Ибо понять, зачем Никита Михалков снимал «УС-2»), крайне трудно» (Артюх)

10. Трансгредиентные объяснения

«Кажется, единственный способ понять его (фильм – В.М.) – это воспринять как личное поражение Никиты Михалкова, последнее время увлеченного борьбой с оппозицией в Союзе кинематографистов, а не творческими вопросами» (Артюх)

«Михалков… никакой войны не нюхал, и населяет мир «Утомлённных солнцем» исключительно своими фантазмами и чертями... Получается охренительная сверкающая каша, которая особо ценна отдельными встречающимися в ней изюминками» (crienza)

«Михалков наступил на границу своей художественной области в «Сибирском цирюльнике», переступил ее в «12» и увяз в нехудожественности, снимая «УС-2». Достоевский где-то сказал: если писатель хоть раз соврет, тут же станет бездарен. НМ врал не раз, как человек и как постановщик. Экран – отражение не только внешнего, но и внутреннего мира, зеркало авторской души, портрет Дориана Грея. Говоря словами Шекспира, из фильма явствует, что душа режиссера фильма покрылась пятнами черноты» (Матизен)

«Вещество нового михалковского кинематографа — субстанция, в которой вперемешку плавают советские, российские и евангельские символы, сталинские и антисталинские клише, обломки чужих концепций и цитаты из чужих шедевров — и все это без намека на единство и смысл; это чистый распад сознания, утратившего всякое представление о себе и мире» (Быков)

«Ответ «Рядовому Райану» не получился. Не получился даже ответ отдельным сценам из фильма Спилберга, вроде эпической высадки на Омаха-бич. Ни 50 миллионов долларов бюджета, ни восьми лет работы над фильмом не хватило. Получилась отечественная версия «Бесславных ублюдков». Как и фильм Тарантино, фильм Михалкова не имеет никакого отношения к реальным событиям. Как и у Тарантино, все персонажи ведут себя и разговаривают как режиссёр, он же автор сценария. Только у Тарантино есть внятный сюжет, нормальный монтаж, гениальный Кристофер Вальц и звезда Брэд Питт. В»УС-2» — бессвязный набор короткометражек, бестолковая актёрская игра да никакой сценарий. Кстати, фильм Тарантино дороже ровно на гонорар Питта, на 20 миллионов долларов. Чего-то Квентин в кино не понимает» (goblin)

«Судя по всему, задача была ровно одна: десакрализация памяти о Великой Отечественной войне. Вы считаете, что ваши предки одержали великую победу? Да нет же, поглядите – они метались как скоты, они боялись всего на свете, дрожа от ужаса в грязи и в говне. Великая война, в которой победила наша некогда могучая держава? О чём вы – просто бог так захотел, и те, кто молился, победили, а остальных убил НКВД. Командование? Да не было никакого командования – вы же видите, в фильме нет даже ни одного замполита. Говно ваша война, и предки ваши – говно» (goblin)

«Я знаю, почему отменили показ «УС-2» на Красной площади. Сурков прикрыл глаза, представил и вздрогнул: 9 мая над Кремлем парит огромная голая нацистская жопа. Достойный символ русского кино, поднявшегося с колен, чтобы встать раком... Докопались до дна – снизу постучались» (Трофименков)

11. Предсказания

«Не удивлюсь, если во второй части нам покажут известный сюжет о том, как служители культа забрались в самолёт и облетели Москву, высунув в открытую дверь икону. Почему, собственно, войска Гитлера и не смогли нашу Москву взять. А вот Гитлер был тупой, он не догадался облететь Берлин, высунув икону в дверь» (goblin)

«Во второй серии... можно будет оценить замысел целиком и вынести окончательное решение. Чтобы подобно тому, как это произошло в «Предстоянии» с самим Котовым, инкриминируемая ему сейчас расстрельная «политическая» статья была сменена на тоже малоприятное, но куда более простительное и в результате спасительное «хищение в особо крупных» (Ростоцкий).

«Три против одного, что «УС-2» ничего не получат в Канне, сто против одного, что получат «Золотых орлов» как лучший фильм года и за лучшую режиссуру, не считая специальных наград, и тысяча против одного, что им ничего не достанется на «Нике» и «Белом слоне» (Матизен)

12. Ляпы в женском роде

«Танкист Мерзликина, и сапер Стычкина, и... старший лейтенант Евгения Миронова, и капитан курсантов Голубева» (Рамм)

Ссылки: Михаил Трофименков, http://www.fontanka.ru/2010/04/18/038/; Татьяна Москвина, http://www.argumenti.ru/culture/2010/04/57001/; Роман Волобуев, http://www.afisha.ru/movie/197107/; Стас Ростоцкий, http://www.vremya.ru/2010/66/10/251875.html; Стас Тыркин, www.kp.ru; http://www.kinopressa.ru/news/644.html; Дмитрий Быков, http://novayagazeta.ru/data/2010/042/19.html; Валерий Кичин, http://valery-kichin.livejournal.com/56380.html#cutid1; Кирилл Андреев, http://www.film.ru/article.asp?id=6146; Анжелика Артюх, http://www.kinopressa.ru/news/648.html; http://pinky-pig.livejournal.com/5642.html; Евгений Васильев, http://www.kinopressa.ru/news/652.html; tema, http://tema.livejournal.com/626972.html; http://www.chaskor.ru/article/utomlennye_solntsem_2_otechestvo_v_bolshom_dolgu_16839; goblin, http://oper.ru/news/read.php?t=1051606225

Все цитируемые отзывы собраны на сайте Гильдии киноведов и кинокритиков www.kinopressa.ru

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67