Столкновение виртуального мира с реальным

Лес в России – больше чем лес. Это судьба нашей страны.

Леонид Леонов

«Средства-то у нас есть. У нас ума не хватает».

Кот Матроскин

Стихийные бедствия бывают разными. С разной антропогенной и бюрократической составляющей. Извержение вулкана в Исландии, землетрясение в Италии или наводнение в Луизиане мало зависит от человеческих действий, хотя и тут материальный ущерб и количество человеческих жертв может варьироваться, в зависимости от пресловутого человеческого и «начальнического» фактора. Борьба с пожарами в большей степени зависит от антропогенных факторов, профилактики, предупредительных мер, своевременной реакции, нежели нейтрализация последствий извержения вулкана или землетрясение. То, что произошло в Москве и ряде других российских регионов, вполне можно назвать экологической катастрофой.

Обличать власти тьма любителей. Впрочем, некоторые уже перешли из разряда любителей в профессионалы. Но меня ситуация интересует не как повод для обличений, но как политического аналитика, интересующегося анализом причин того, что власти и соответствующие службы не справились с вызовами жаркого лета?

Больше всего тревожит раздвоение реальности на виртуальный мир, в котором живут министры, депутаты, губернаторы, и на реальность саму по себе, в которой живут остальные граждане.

В одном (виртуальном) мире мудрые депутаты почти единогласно принимают мудрые законы[1], создают якобы продуманную систему пожарной охраны, лесозащиты, реформируя всё, на что падает их взгляд, что, на этот взгляд, готово приносить прибыль. Например, лесную отрасль.

В другом (реальном) мире только ленивый или равнодушный не критиковал Лесной Кодекс, расценивая его как мину замедленного действия, заложенную под лесное хозяйство, лесоохрану. «Эффективные менеджеры», решившие повысить эффективность лесного хозяйства сократили количество обеспечивавших лесозащиту 70 тысяч лесников (+ 130 тысяч других работников) до 12 тысяч человек. Возложив ещё массу других обязанностей, просто не оставивших времени на предупреждение пожаров[2].

«Если экстренные меры по восстановлению государственной лесной охраны и централизованной системы авиационной охраны лесов от пожаров не будут приняты, и адекватное их финансирование не будет заложено в федеральный бюджет следующего года – разговоры об эффективной борьбе государства с лесными пожарами так и останутся пустыми разговорами. В действительности же ситуация будет зависеть исключительно от погодных условий: если 2010 год окажется сухим и жарким, катастрофические лесные пожары неизбежны»,- констатировал, например, руководитель лесного отдела Гринпис России Ярошенко на «круглом столе» в Совете Федерации 22 октября 2009 года. Впрочем, ещё перед принятием кодекса прошёл ряд конференций специалистов, некоторые из которых назывались просто: «Новый лесной кодекс – угроза лесам России».

В этой невиртуальной реальности после принятия кодекса с 2007 года количество пожаров и спалённых площадей стало возрастать в разы. Доля лесных пожаров, ликвидированных в день обнаружения, снизилась с 74% в 2006 году до 40% в 2007 году (год его вступления в силу). Средняя площадь одного пожара увеличилась в 2,1 раза. Понятно, что чем раньше обнаружишь, тем меньше он успевает разгореться[3].

По независимой оценке Global Fire Monitoring Centre, располагающего данными со спутников MODIS, NOAA и Landsat, площадь, пройденная природными пожарами в России на 09.08.2010 с начала года превысила 15 млн. га. А по официальным данным Рослесхоза – около миллиона га: «Всё хорошо, прекрасная маркиза, за исключеньем пустяка!». Погрешность и разница в оценках – 15 раз!

Пожары могут быть и прибыльным бизнесом. Кстати, пожары и поджоги переводят земли Центральной России из лесных, в более дешёвые – нелесные. А подешевевшие участки земли могут быть скуплены по дешевке «заказчиками» пожаров.

Специалисты давно вынесли приговор кодексу на своих специализированных форумах: «Процесс законотворчества происходил настолько динамично, что представители области не успевали отслеживать все изменения в проектах Лесного кодекса... новый кодекс принят келейно узкой группой людей без учета мнений регионов и людей, которые всю свою жизнь связали с лесом». Надо ли удивляться, что рождаемый «в пожарном порядке» кодекс изначально был не в состоянии защитить леса от пожаров?

«При сохранении ныне действующего лесного законодательства…организовать в лесах нашей страны полноценное лесное хозяйство будет невозможно. Лесной кодекс 2006 года создал идеальную среду для развития лесного воровства и коррупции в лесном секторе»[4].

Тушение пожаров стало обязанностью регионов. Вы будете немало удивлены, что тушение всех лесных пожаров – это совсем не обязанность МЧС, хотя именно это министерство лучше всего финансируется, чаще всего появляется на экранах телевизоров. «Что касается нашей части, то мы отвечаем за безопасность на потенциальных объектах, когда лесные пожары подходят к объектам экономики и населенным пунктам, химическим объектам», - заявлял Шойгу.

«Если где-то горит дом, пожарная часть не поедет на тушение лесного пожара. А наши лесные пожары они не считают за ЧС, пока пожар не перейдет в крупный»[5],- сетуют работники лесного хозяйства.

Беда в том, что огню совершенно всё равно, к какой он относится категории, и в чью компетенцию входит его тушение. Даже если он «муниципального или регионального значения», то через день он легко станет чрезвычайной ситуацией федерального уровня. И начнёт душить миллионы людей ядовитым смогом, угарным газом, канцерогенами и прочими вредными веществами, подбираться к посёлкам, ядерным и особо опасным объектам, пороховым заводам, военным базам, нести радиоактивную компоненту и т.д. и т.п. Пока доблестные частные и ещё более доблестные государственные структуры будут героически и до последнего момента бороться… за перепихивание с себя ответственности за тушение пожара.

Выборочные проверки региональной отчётности показывают, что данные о пожарах в разы занижаются и скрываются регионалами[6]. В их виртуальном бюрократическом мире и пожары редки и ущерб незначителен. В законах и приказах очень стройная виртуальная система функций, компетенций всех структур и субъектов, ответственных за лес, особенная толчея в части, сулящей прибыли от эксплуатации лесных богатств.

Но скептики, живущие в другом (реальном) измерении, сомневались изначально: «Вот начнутся пожары, тогда и посмотрим: базар это или взаимодействие. Хотя, зная МЧС можно сказать, что они в любой ситуации будут "все в белом". А у пожарных на самом деле как все было, так и осталось, что касается лесных пожаров и в частности авиалесоохраны, на такие площади и учесть реликтовость пород леса, да и просто тайгу, субьект не потянет никогда, нужно федеральное подчинение это каждый стратег знает и чиновник, ориентированный на «экономию средств»[7].

Привлекать волонтёров? «А кто будет отвечать за этих людей? кто будет их учить? На каких таких добровольных началах они должны жизнью рисковать? Опять юных энтузиастов и студентов кинем дыры затыкать, которые от непрофессионального руководства образуются?», - задаются вопросом скептики-реалисты, которые хорошо знают, что от нашего суперэкономного государства в случае гибели и потери кормильца очень трудно будет получить адекватную или хоть какую-то компенсацию. И я бы не спешил их винить или осуждать.

«У вашего арендатора, рабочий, тушащий лесные пожары, имеет хоть какие-нибудь льготы как «боец» формирований МЧС или только зарплата и, может быть, премия? При привлечении сил и средств на тушение лесных пожаров вашим предприятиям возмещают полностью все затраты на тушение лесных пожаров? В случае травмирования или гибели рабочего кто и за счёт чего возмещает потерю трудоспособности или потерю кормильца?». И выясняется, что многие из этих вопросов в невиртуальном мире вообще не отрегулированы.

«Арендатору не позавидуешь. Это и есть самый веский аргумент за то, что арендатор не должен тушить лесные пожары, а только оказывать содействие по выделению техники и привлечению людей на не опасные работы, как и другие предприятия. Все остальные работы, в том числе и повышенной опасности должны выполнять специально подготовленные люди, находящиеся на государственной службе,… а у людей, работающих на него, в договорах не прописан вид работ - тушение лесных пожаров»[8].

В виртуально-телевизионном мире глава МЧС успокаивает население фразами, что всё под контролем, и нет оснований для тревоги. Что наука и техника делает борьбу с пожарами всё более высокоэффективной, чем раньше. И уже добрые 10 лет демонстрирует самолёты Бе-200. Правда, с этими машинами ситуация не прояснилась и по сей день.

Мы знаем, что МЧС неоднократно оказывало помощь в тушении лесных пожаров с самолётов за рубежом: в Италии (2004-2005), Португалии (2006) и Индонезии (2006). В 2007 году в Португалию на условиях лизинга отправлено два Бе-200ЧС. В Грецию по просьбе Правительства этой страны прибыл еще один Бе-200ЧС. В 2007 году Шойгу отрапортовал, что ведется работа по возможным поставкам в Грецию спасательных вертолетов Ми-26, а также вертолетов Ка-32 в Сербию и Черногорию. В декабре 2007 года СМИ сообщили, что МЧС России подписало контракт на поставку МЧС Греции от семи до 14 самолетов-амфибий Бе-200, хорошо зарекомендовавших себя при тушении лесных пожаров в Европе.

Авиалесоохрана, специализирующаяся на предотвращении и тушении лесных пожаров, находится в катастрофическом состоянии, а располагающая необходимыми силами и средствами авиация МЧС только эпизодически привлекается к этому делу? Привилегированная торговля техникой для тушения лесных пожаров на мировом рынке входит в обязанности МЧС? А в России лесные пожары – не обязанность МЧС?

В реальном мире граждане задаются вопросом: хоть в одном российском регионе местные власти смогли купить для выполнения переданных им авиалесоохранных функций столь широко разрекламированный самолет Бе-200? И если эти самолёты-вертолёты так хороши для тушения пожаров за рубежом, то почему их так и не закупили соответствующие российские ведомства? Не по карману[9]? Но «размазанная по регионам» авиалесоохрана сделала заведомо не решаемым вопросы координации и переброски летного состава и техники в зависимости от интенсивности горения из одного региона в другой.

Разработчик Бе-200 в свое время рекомендовал МЧС РФ иметь до 15 самолетов Бе-200, чтобы осуществить возможность «накрытия» всей территории страны противопожарными самолетами этого типа. Но в итоге за 10 лет его существования МЧС закупило всего… 4 самолета, а Бе-200 снят с производства «из-за отсутствия сбыта». В ряде стран используют другие самолёты, скорость которых меньше, поэтому точность сброса воды выше…

А если они изначально эффективны, то почему их не закупили в нужном количестве и вовремя – то есть до пожаров? И почему только теперь начальник управления авиации МЧС Закиров объявляет, что производство этих машин с Иркутского завода перенесено в Таганрог и возобновится в 2012 году…

Неутомимый Шойгу сегодня предлагает создать робототехнические противопожарные центры 117 по всей стране. «Техника эта разработана, и мы ее сегодня опробовали. Показала она себя достаточно эффективно». Говорит о спутниковом мониторинге, при соответствующем финансировании. Но, может, есть смысл создания системы дешёвеньких не армейских БПЛА – просто камер с крылышками, способными мониторить остатки российских лесов, пока они все ещё не сгорели?

А есть ещё чудеса противопожарной техники, – объясняют нам СМИ в виртуальном мире. ГНПП «Базальт» создало чудо-бомбу АСП-500, обеспечивающую гарантированное тушение пожара на площади до 1000 кв. метров Ил-76, например, может за один вылет подавить огонь на площади 10 гектаров. К тому же оно полностью безопасно для человека. Еще в 2005 году «Авиалесоохрана» рассматривало вопрос о закупке АСП-500, положительная реакция была и со стороны МЧС. Заказ на неё так и не появился, серийное производство так и не было. Какая бомба, когда очередная реформа?

«Ух, ты!» - восхищаются в реальном мире, закрывая носы от гари резко вздорожавшими респираторами и косынками развесившие уши граждане. «Может подавить огонь», но почему-то не подавляет, - недоумевают они… И в начале XXI века лесные пожары, чаще всего, как и сто лет назад, тушат люди, вооруженные топорами, пилами, мокрыми швабрами или ветками деревьев. Причём, в этом реальном мире не то, что супербомб не хватает, но элементарных раций, помп, пожарных рукавов, даже лопат – самой элементарной техникой вынуждены помогать соседние страны[10]. В виртуальном мире одно мудрое решение сменяется ещё более мудрым, единогласно одобряемым. Создаются новые службы, структуры, должности, звания, переподчиняются, реорганизуются. Виртуальная жизнь кипит![11]

А в реальном мире люди, живущие на земле, обсуждают последствия этой заоблачной жизни: «В течение нескольких лет Авиалесоохране было запрещено тушить лесные пожары в наземной зоне (до этого была отлажена система когда парашютисты и десантники-пожарные доставлялись на пожар) - соответственно, затраты были ни такие большие и тушили пожары на малых площадях. К тушению можно было приступать если давал добро лесхоз, притом затраты авиабазе он должен был возмещать из собственных средств. Соответственно, лесхозы тянули время и привлекали авиабазы тогда, когда пожар уходил в разряд крупных…так называемая «реформа-оптиматизация» попала в наименьший пик горимости. Погода работает на горе-реформаторов».

«Вот Вам свежая хохма. Лежат на столе у главы региона два обоснования: от Лесников, где они просят денег на технику для тушения лесных пожаров и от регионального МЧС, где они просят денег на технику в местные пожарки, якобы для борьбы с лесными пожарами, правда, МЧСники забыли указать, что юридически их пожарные части могут тушить лесные пожары только в пределах радиуса 500 метров от населенного пункта!). Глава посмотрел, почитал и говорит типа: «Я что-то не понял, похоже, мне кто-то из вас явно пудрит мозги!». Вот такие вот особенности национального пожаротушения!»[12].

«Не знаю у кого как, а у нас они (лесные ДПО) в каждом лесничестве аж с 2007 года есть! Только людей мало и техники нет - не дай бог, что серьезное и всё... А что даст Федеральная лесная служба реально, при нынешних законах? Всего лишь изменится виртуальное пространство канцелярской переписки! Министерство- управление- лесхоз и даже лесничество былинадстройкой. Все работы по охране лесов, лесным культурам, тушению пожаров и т.д. делались в обходе, что-то в лесничестве. Остальные структуры, по сути, были обеспечивающими. Пока РФ не вернется к системе обходов- лесников, с реальными нормативами по площади ЛФ на обход, толку не будет Собственно, вся система лесной охраны рухнула, когда не стало обхода. Не всем формы заполонять, кто-то и работать должен. А при нынешней системе работать просто некому и некогда[13].

В виртуальном мире созываются Экологические Конгрессы, конференции, круглые столы, ведомства взаимодействуют с экспертами, специалистами, наукой, прорабатывая вопрос и принимая самые лучшие из возможных решений.

В реальном мире наука играет для бюрократов и чиновников роль пятого колеса. «В 2008 году Институт прикладной математики Келдыша, подготовил доклад «Управление рисками лесных пожаров на территории РФ», в котором был сделан вывод: «…в имеющейся ситуации после ввода в действие нового Лесного кодекса и фактической ликвидации лесничества, и ликвидации авиалесоохраны как единой структуры…любой достаточно засушливый год может стать катастрофическим. Необходимо признать, что подразделения МЧС, по всей видимости, не готовы к тушению лесных пожаров в большом объеме, так как не обладают ни соответствующей техникой, ни средствами мониторинга, ни знаниями». «По части оперативного реагирования на лесные пожары следует принять срочные меры по сохранению опыта и наработок авиалесоохраны, специалистов по ландшафтному пожаротушению, поскольку расформирование авиалесоохраны как единого целого уже фактически совершилось»[14].

В виртуальном мире «эффективные менеджеры» и начальники эффективно руководят, разрабатывают столь нужную документацию, нормативы, требуют отчётности! Им не до мелочей.

А реальные лётчики-наблюдатели в это время делятся впечатлениями от такого руководства: «У томичей чиновники в новом лесном агентстве (многие из них, люди новые, пришлые из администрации, к лесу далекие) не знают какую бы им придумать очередную дурь, чтобы лесники «не расслаблялись». Сейчас чиновники требуют от летчиков-наблюдателей Томской авиабазы после каждого патрульного полета подробного письменного отчета с перечислением номеров осмотренных кварталов и описанием лесопожарной ситуации в них. Это уже не просто отсутствие у чиновников профзнаний и понимания отрасли, это откровенный идиотизм! За один многочасовой полет летчик-наблюдатель осматривает 1,5-5 млн. га! Одно составление такого отчета потребует в несколько раз больше времени, чем сам полет. Когда работать? Летнаб должен заниматься борьбой с лесными пожарами (процесс в котором главный враг – время!), а не составлением ежедневных абсолютно бессмысленных и никому не нужных многостраничных отчетов»[15].

«Подскоковая авиация, как ее еще называют, вообще лишилась права вылетать: в соответствии с новым законом предприятие не может получить лицензию, если 100% состава не имеют профильного «лесного» образования, а у руководителя предприятия должен быть еще и дополнительный диплом по специальности «пожаротушение»[16].

Как видим, виртуальность подавляет и подчиняет себе реальность. Что из этого получается? Это нам показали пожары 2010 года. Большая доза виртуальности в нашей политике, действиях бюрократических структур и пиарно-пропагандистких мероприятиях становится смертельно опасной для реальной жизни.

Вопросы:

1.Синоптики и метеорологи не предупреждали об аномально жарком лете?

2.Специалисты не информировали о повышенной опасности лесных пожаров? Торфяники горят впервые в истории?

3. Соответствующие службы своевременно предприняли дополнительные и чрезвычайные меры?

4. Для них были срочно выделены дополнительные резервы и ресурсы, на которых они, конечно же, настаивали?

5. Или они действовали строго в рамках действующего законодательства по правилам виртуального бюрократического мира?

6. Тогда зачем нам такое действующее законодательство, оказавшееся в нужный момент бездействующим? И депутаты, штампующие бездействующие мёртворождённые законы? И такие руководители?

7. Экономисты и эксперты подсчитают, какой ущерб нанесён пожарами[17]. Врачи смогут оценить примерный ущерб здоровью, нанесённый неделями пребывания десятков миллионов граждан под воздействием отравляющих веществ. Кто возместит этот ущерб?

Обмануть себя легко. Обмануть электорат тоже не сложно. Реальную погоду и стихию не обманешь. Даже с помощью телевидения…

Выводы:

«Лесная реформа» не выдержала экзамена, столкнувшись с реальностью. Реформирование лесного хозяйства, ориентированное на приоритет текущей коммерческой выгоды, создало механизмы, не обеспечившие необходимый уровень лесоохраны и противопожарной безопасности.

Не был спроектирован и закреплён в законодательстве эффективный механизм, способный осуществлять профилактику и борьбу с тушением лесных пожаров. Напротив, в заложенный механизм была изначально заложена нечёткость, межведомственная разобщённость, отсутствие должной координации, ответственности руководства и своевременного взаимодействия структур, призванных реализовывать различные функции.

Не был своевременно подготовлен адекватный вызовам и условиям 2010 года запас прочности, необходимой избыточности и ресурсов, (включая кадровый) для пожаротушения. При реформировании лесного хозяйства не были в должной степени учтены предупреждения, оценки, прогнозы экспертов и специалистов лесного хозяйства и противопожарной охраны, международный опыт и нормативы, адаптированные к отечественным реалиям.

Что можно было бы сделать для исправления системных изъянов?

Провести очередной специализированный (по лесной проблематике) экологический конгресс с участием первых лиц государства не в очередном дворце, а на пепелище русского леса в любой российской губернии – Нижегородской, Рязанской, Воронежской, Липецкой, Брянской, Московской… Провёл же Берлускони саммит в разрушенной землетрясением Л’Акуиле…

Может, хотя бы в этом случае совместная работа депутатов, министров, представителей бизнеса, науки и общественности выльется не в общие фразы о глобальных изменениях климата и пожелания о защите экологии. Но в конкретный проект, включающий законопроекты, механизмы, действия, решения реально, а не словесно исправляющиеся сложившуюся ситуацию конкретно в лесном хозяйстве, чтобы экологическое бедствие 2010 года не повторилось. Вот тут бы пригодилась и прямая трансляция он-лайн…

Возможно, понадобится «работа над ошибками», которую целесообразно провести в рамках парламентского расследования с широким привлечением общественности в соответствии с нормами действующего № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», ст.4-я которого гласит, что парламентскому расследованию подлежат «3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[18]. Если наши руководители и мы сами не сделаем выводы из ситуации, то мы обречены на постоянные повторения в разных формах событий горячего лета 2010 года.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Среди законов, эффективность которых продемонстрировали пожары можно назвать Лесной Кодекс и пресловутый закон о монетизации ФЗ-122, который, между делом, раздробил целостную систему пожарной охраны, и Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ряд других. Важней то, что пожары показали их неэффективность.

Реформа лесного хозяйства 2000 года, ликвидировала Федеральную службу лесного хозяйства и Госкомэкологии. Созданный в 2004 г. Рослесхоз, входил в Министерство природных ресурсов и экологии России (Минприроды), но после передачи агентства в 2008 г Минсельхозу оно осталось ответственным только за заповедные леса. С 2006 года тушением лесных пожаров занимаются также не пожарные службы в составе МЧС, а ведомства, занимающиеся управлением лесным хозяйством.

[2] В борьбе с пожарами в августе 2010 г. в России участвовало более 166 тыс. человек, в том числе 129 тыс. человек – от МЧС России. Было задействовано 26,5 тысячи единиц техники, включая 37 воздушных судов, 27 - от МЧС и 10 - от иностранных государств, - проинформировало Управление информации МЧС России. См.: http://www.vesti.ru/doc.html?id=385939

[3] Система авиалесозащиты была создана в предвоенные годы. В авиаотрядах треста лесной авиации Наркомлеса СССР были самолеты, аэродромная сеть, и к началу Великой Отечественной войны авиапатрулированием было охвачено 109 млн. га лесов, использовалось 60 самолетов типа ПО-2, Ш-2. После войны на смену им пришли самолеты Ан-2, вертолеты Ми-8 и самолеты-амфибии Бе-12П. Преимуществом амфибий стала большая оперативность за счет заправки водой за считанные минуты, при глиссировании машины по поверхности воды. На наземную же заправку самолета-танкера уходит от 15 до 45 минут.

[4] См.: http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=7565.

[5] См.: http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=24&t=7300&sid=681bb23e419e6ded4b141ef363000d68

[6] В 2009 г. данные по лесным пожарам в Иркутской области в 19.6 раз оказались ниже данных Рослесхоза, в Тюменской в 13.1. раз, в Омской в 12,1 раза, в Забайкальском крае в 8.8 раз, Хабаровском крае в 4.7 раз и т.д. Естественно это связано с серыми схемами добычи леса и теневыми схемами его экспорта. На пожары можно очень многое списать и сэкономить огромные средства, предварительно поделившись с кем надо.

[7] См.: http://www.milkovo.ru/Forum/index.php?topic=202.30

[8] См.: http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=24&t=7300&sid=681bb23e419e6ded4b141ef363000d68

[9] На сайтах госзакупок мы можем узнать, что отдел № 72 Федеральной противопожарной службы купил себе джип Hyundai Tucson, по цене - 872 000 руб. Государственная пожарная служба по Краснодарскому краю приобретает PAJERO SPORT за 900 000 руб. и NISSAN TEANA за 1 145 000 руб.. Не отстают нижегородские пожарники, купившие автомобиль Toyota Land Cruiser UZJ200L за 2 223 000 руб. И это не техника для тушения пожаров. Понятно, почему денег на всё остальное не хватает? А ещё есть создание макетного образца учебно-игрового тренажера для обучения школьников основам и навыкам пожарной безопасности за который заплачено 11 млн. руб. и т.д.

[10] Кстати о технике: у некоторых губернаторов и самолёты и вертолёты есть… для собственного передвижения. Как мы знаем, и для ВИП-охоты находится техника. Но не для оперативного предупреждения и тушения пожаров во вверенных им областях.

[11] На одном из форумов лесной пожарный делится впечатлением от работы МЧС в 2007 году в Туве: «Три недели Тувинское правительство просило оказать реальную помощь, так как средства субвенции на тушение закончились, а пожары продолжали бушевать. Три недели ушло на раскачку. После того как московское начальство МЧС заинтересовалось проблемой, только после этого начались какие-то движения. От МЧС требовался бесплатный транспорт для доставки авиапожарных команд «Авиалесоохраны». МЧСники пригнали Ми-26 и Ми-8. Вместо развозки команд и авиаосмотров действующих пожаров, они отправили МИ-26 на один пожар, а следом вокруг него часами кружил Ми-8 с операторской командой, которая снимала кино о "героической работе МЧС". См.: http://www.milkovo.ru/Forum/index.php?topic=202.60

[12] См.: http://www.milkovo.ru/Forum/index.php?topic=202.30

[13] См.: http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=7565

[14] См.: http://echo.msk.ru/programs/personalno/700133-echo/

[15] См.: http://www.milkovo.ru/Forum/index.php?PHPSESSID=cfd38f99cf5c3c3d433747d51300620e&topic=202.45

[16] См.: http://www.0-1.ru/default.asp?id=16710

[17] По предварительным оценкам аналитиков, ущерб от аномальной жары и вызванных ей пожаров уже на начало августа составил для российской экономики не менее 450 миллиардов рублей.

[18] См.: http://www.legis.ru/misc/doc/4326/

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67