Славные ублюдки

Неловко читать статьи, где «Южный парк» обвиняют в нарушении политкорректности. Конечно, только в этом фильме негров могут назвать «ниггерами», евреев – «жидами», а Пэрис Хилтон засунуть в такие места, где не ступала нога человека (уточним, так и быть - в задницу одного из героев, Мистера Мазохиста). Только «Южному парку» даровано высокое право обидеть саентолога, а иногда – мормона, и всласть поиздеваться над католицизмом, изобразив его адептов поклонниками огромной матери-паучихи, а священников – любителями маленьких мальчиков. Здесь испускают газы, ругаются неприличными словами, нарушают все мыслимые социальные табу, принятые в современном обществе. Здесь сам Иисус Христос ведет непопулярное шоу на провинциальном телеканале.

И тем не менее нарушение табу приводит лишь к их утверждению. Система работает очень любопытно. Возьмем для примера серию «Битва калек». В ней, в частности, обсуждается актуальная для Америки проблема – могут ли геи быть «пионервожатыми» (точнее – скаут-лидерами). По сюжету скауты изгоняют из своих рядов Большого Голубого Эла. Дети устраивают кампанию в его защиту, по итогам которой его даже согласны вернуть. Но он отказывается, говоря, что скауты имеют такое же право изгнать его из своих рядов, как он сам – быть голубым.

Казалось бы, в данном эпизоде утверждаются ценности свободы (именно так трактует его Пол Кантор в статье «Южный парк и либертарианцы»). Но в действительности авторы «Южного парка» добиваются одного – подтверждения правила на новых основаниях.

Разница вот в чем. Стандартная модель политкорректности есть система запретов. Нельзя оскорблять меньшинства. Нельзя ставить под вопрос власть больших корпораций или авторитет религии. Но эти запреты носят внешний характер по отношению к нам, простым людям и потому необычайно тягостны для души. Марк Твен рассказывал, как в детстве ужасно хотел вступить в парамасонский орден для детей. Там выдавали форменную одежду и позволяли маршировать строем на Четвертое июля. Правда, были и условия – нельзя было материться и курить. Бедный ребенок, лишенный курева и ругани, терпел-терпел, да и сбежал. Также и с политкорректностью. Пока она остается внешней системой запретов, всегда есть опасность побега.

Но клетка должна быть прочна. И прочность её обеспечивается добровольным принятием политкорректности как нормы. Человек не просто должен есть «норму» в качестве кем-то навязанного пайка: нет, он должен делать это осознанно, понимая, что иного пути нет. А для этого требуется на мгновение отменить все запреты, сделать так, чтобы человек в ситуации, когда запретов как бы нет (не забывайте, что в реальности они есть – дело происходит в кино) сделал свободный и рациональный выбор в пользу политкорректности.

А для этого, понятное дело, нужно сначала тысячу раз продудеть ему в уши «жид», «жид», «жид», «shit», «shit», «shit» - чтобы его стошнило прямо на мостовую.

Аналогичным образом обстоит дело в серии про «Вал Март». Напомню сюжет – в городе появляется магазин всемирно известной сети «Вал Март». Жители протестуют. Главные герои находят уязвимое место сверх-магазина. После чего тот просто-напросто растворяется в воздухе. Правда, бросившись в соседний маленький магазинчик, горожане мгновенно превращают его в монстра – прибыль владельца растет и он расширяет бизнес, открывая свой супермаркет. Война против гигантского магазина в пользу маленьких лавочек оказывается тщетной. Разумеется, правило («большие корпорации – хорошо») в очередной раз находит подтверждение. Благодаря тому, что оно проиллюстрировано, вы «проголосовали за него сердцем».

Политкорректность настолько глубоко въелась в код сериала, что становится почти неразличимой. В самом деле, главных героев – четверо. Серый, ничем не выдающийся Стэн. Еврей, а точнее – иудей Кайл в зеленой шапке-ушанке, вечно рефлектирующий на тему своей национальности («дрейдл-дрейдл-дрейдл»). Бесконечное количество раз умирающий бессмертный Кенни, бормочущий нечто неудобопонятное сквозь свой капюшон. И наконец, расист-антисемит-хиппифоб-жиртрест Эрик Картман. Казалось бы, есть тут противоречие.

Картман – типичный антагонист, постоянно противостоящий героям сериала, особенно главному протагонисту – Кайлу. Естественно, как и требует политкорректность, Эрик – воплощение всяческого нечестия и всяческих пороков. Долго перечислять их – чтобы понять, надо смотреть «Южный парк». Например, в одной из серий он скормил старшему школьнику Скотту Теннорману («Скот Теннорман должен умереть») мясо его собственных родителей. Наверное, достаточно для общего представления о персонаже, не правда ли?

Так вот, не праздный вопрос – почему его терпят в «четверке»? С Кайлом Картман на ножах – беспрерывно обзывает того «евреем», делает кучу гадостей, даже заражает СПИДом. Кайл неоднократно говорит, что ненавидит Картмана. Казалось бы, учитывая, что Стэн – лучший друг Кайла (и наоборот), а Кенни можно не считать («да Кенни всё время дохнет», говорит Картман в одной из серий), Эрик должен быть неизбежно изгнан из кампании. И тут не помогает объяснение в стиле: «Мы же пацаны, мы над всеми издеваемся. Над Токеном – потому, что он черный, над Баттерсом – потому, что он слабак, над Кайлом – потому, что он еврей, над Картманом потому, он жиртрест». Хотя бы потому, что вражда по линии Кайл-Картман далеко выходит за рамки детских дразнилок. Даже в вышеприведенном эпизоде Кайл произносит фразу «Картман – жиртрест» трижды и с явным удовольствием.

Но наряду с отстаиванием политкорректности для авторов «Южного парка» важна и другая тема – национальное единство. Этот идеологический посыл вообще очень характерен для Голливуда. Какими бы ни были идеологические разногласия между жителями «Южного парка», как бы ни ссорились участники «блестящей четверки», они – американцы. И об этом создатели «Южного парка» напоминают постоянно. Вне зависимости от вражды партий, войны меньшинств, расовых и классовых противоречий Америка должна стоять нерушимо и её граждане – понимать, что живут в лучшем из миров.

Потому-то Эрик Картман, антагонист и антисемитское жирное чудовище, по-прежнему остаётся одним из четверки друзей. Это, как ни странно, изнанка всё той же политкорректности. Расисты ведь тоже меньшинство, просто менее влиятельное, чем, допустим, негры.

Тогда мы должны сделать еще один ход в нашем рассуждении и показать, какая связь между политкорректностью и национальным единством. Интуитивно мы понимаем, что связь есть. Политкорректность поддерживает национальное единство, поскольку заставляет людей быть терпимыми друг к другу, к взаимным странностям, причудам, глупостям, религиозным химерам и прогрессистским бредням. Но она же подрывает национальное единство, когда осознается как совокупность запретов, навязанных внешней по отношению к вам коалицией меньшинств. Пока политкорректность приходит извне, все будут недовольны. Скауты будут думать, что общество вступило в союз с геями с целью добиться равноправия. Геи будут думать ровно обратное – о заговоре скаутов и общества против вечно гонимого меньшинства. В конечном счете все завоют стандартное, столь хорошо известное российскому слушателю – «ненавижу эту страну, ненавижу этот народ». А если ненависть выльется еще и в политическое действие, все пойдет прахом. Меньшинств ведь великое множество и невозможно угодить всем.

Но осознанное принятие правил политкорректности превращает разрозненных представителей меньшинств, социальных страт и групп интересов в граждан. Именно акт сознательного принятия политкорректности превращает разрозненные части в целое (которое, как известно, не есть сумма своих частей). Над этим и работает «Южный парк». Вдумчиво, последовательно. Да, истерически ругаясь матом, но кому какое дело до таких частностей, когда речь идет ни много, ни мало о судьбе страны? Конечно, не только Кайл, Стэн, Кенни и Картман – воины на этом фронте. Вместе с ними сражаются лучшие силы Голливуда. Но все же «Южный парк» заметен, его солдаты сражаются в первых рядах.

А нам нужно брать пример и учиться, учиться и учиться у американцев. Хотя бы умению сшивать и обращать себе на пользу любые противоречия собственного общества. Как было сказано в одной из серий, республиканцы и демократы, противники и сторонники войны в Ираке нужны друг другу для того, чтобы мир видел, что в Америке есть и другая точка зрения. Это позволяет США маневрировать – менять её на противоположную в случае необходимости. Создатели «Южного парка» напророчили точно – с избранием Обамы так и произошло.

Так что самый загадочный герой сериала, бессмертный Кенни – всего лишь воплощение политкорректности. Точнее, понимания того простого факта, что для того, чтобы умом и душой принять политкорректность, её надо сначала убить.

Наше рассуждение подходит к концу. Его следует завершить на оптимистической ноте. Какой? Вы уже догадались! Конечно!

О Боже мой, вы убили Кенни!

Сволочи!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67