Сезонные хлопоты

Долго мы держались, долго мы крепились по поводу религиозной свободы в России, об уровне которой в последний месяц не отписал только ленивый (источник хлопот - отчетный доклад Госдепартамента США об уровне религиозных свобод в России), но вот, почитав "результаты" пресс-конференции в РИА "Новости" от 15 декабря сего года на царапающую слух тему "Правда и ложь о религиозных свободах в России", поняли: нет, не можем молчать, просто нет сил больше.

1.

Острые и злободневные темы прошедшей пресс-конференции таковы: коррумпированные чиновники отнимают у Церкви Патриаршее подворье в Сокольниках, злобные исламисты продолжают свою исламскую деятельность на территории России, злобные неправославные ученые и деятели продолжают нападать на Церковь, в общем, надо что-то делать, в конце-то концов, сколько можно ждать - хотите поговорить об этом?

Патриаршее подворье отнимают с конца 1990-х годов; поелику наблюдаем мы за этим вялотекущим процессом вот уже лет пять, хочется, чтобы что-то наконец произошло -отняли, вернули или еще что-нибудь. Вызывают радостное умиление (жив еще русский человек!) потуги действовавших на конференции фигурантов (Виталий Аверьянов, Кирилл Фролов, священник Олег Стеняев - все те же лица, знакомые до боли) воззвать к православной общественности. К сожалению, православная общественность не отзовется, ибо является на деле ментальным конструктом пары десятков персонажей новостей (в том числе упомянутых фигурантов). Церковные здания как не возвращали, так и не вернут, потому что закон законом, а деньги - деньгами, это понятно.

Исламисты (кстати, кто такие исламисты? мусульмане - понятно, но исламисты?) продолжают свою вредоносную деятельность. Прежде всего на конференции была проведена классическая магическая операция смены имени, а именно: если исламские организации назвать псевдоисламскими, все с ними сразу будет понятно, не правда ли? А если параисламские (хотели бы мы знать, кто является автором подобного симулякра?) - значит, уж точно ваххабитские, и к чему здесь тонкости о различии исторического ваххабизма, саудовского ваххабизма и "ваххабизма"-терроризма, о котором так любят писать в газетах (как и о НЛО, зловещих сектах, крысах-мутантах из московской канализации и т.п.)?

Вызывает тихую ностальгическую грусть статья " ал-Ваххабийа" made by Г.В.Милославский из дивного энциклопедического словаря "Ислам" 1991 года - сухого остатка и недобитого осколка советского востоковедения. Смотрите: " в настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии, его последователи есть в арабских эмиратах Персидского залива, ряде азиатских и африканских стран"1. И это все. Все! Конец статьи! Нет ни исламских фундаменталистов, ни экстремистов, ни террористов; их просто еще не существует. О дивный древний 1991-й год, где ты, с твоей простотой и определенностью?

Нам кажется - по недомыслию, конечно же, - что для "исламистов" логично вести исламскую деятельность. Логично, что книга, оскорбляющая чувства мусульман (Роман Силантьев, "Новейшая история исламского сообщества России"), подвергается "нападкам мусульман", не вполне вникнувших, видимо, в шизофренический дискурс заявления "православной общественности" по этому поводу от 5 декабря 2005 года, согласно которому г-н Силантьев написал книгу не как "сотрудник отдела внешних церковных связей Московского патриархата", а как "независимый исследователь" (интересно, как это у него получилось). Православной общественностью ощущают себя, конечно же, Союз православных граждан, Православное общество "Радонеж", "Византийский альманах", Консервативное совещание, Союз реалистов России и Международное евразийское движение, а кто еще? А больше некому.

Результатом "независимого исследования" стало, между прочим, получение премии Союза писателей России (с одной стороны) и выдвижение сего гениального труда Союзом мусульманских журналистов на премию "Лучшая книга 2005 года в области художественной фантастики" (а это с другой стороны), ведущие религиоведы России (среди которых по неизвестной причине невозможно обнаружить никаких реальных представителей университетского религиоведения, кроме зав. кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ Ольги Васильевой, что символично) не считают книгу исламофобской (это с третьей стороны) и прочая, прочая, прочая - процесс пошел, грамотный PR и все такое.

Логично, что православная монархическая символика, до сих пор "висящая" в гербе России, мусульманам (которых, кстати, не менее 10% от числа россиян - а здесь скрывается еще более интересная тема, сколько где кого, о чем мы уже писали2) совершенно не нужна и "неинтересна" (за каждым из затронутых топиков скрывается чрезвычайно интересные темы, позволим себе заметить).

К заявлению об антиправославной деятельности ряда ученых и общественных деятелей, предъявленному на пресс-конференции, нет смысла относиться серьезно - на сайте "Правая.ру", опубликовавшем "результаты", к "неправым людям" относят такой представительный массив персон (от Павловского до Милитарева), что становится ясно: кто не с ними, тот против них, искажая первичное "Кто не против вас, тот за вас"3.

Заявленная тема пресс-конференции - религиозная свобода в России - настолько далеко отошла, как мы видим, от реального ее содержания, что мы не видим иного выхода, как вернуться к источнику проблемы - ежегодному отчету Госдепартамента США об уровне религиозных свобод в мире, а именно в России.

2.

Продолжим с начала. Во-первых, шокирует сразу одно занятное, кажется, никем еще не подмеченное обстоятельство: текст отчетов с 2001 по 2005 год практически идентичен (т.е. непонятно, с чего переполох). Целые абзацы текста повторяются дословно, вносятся лишь дополнения и уточнения. Идеи, направления мысли и выводы - неизменны. Описание России для Америки не меняется на протяжении вот уже пяти лет. Ситуация не меняется, меняются лишь факты, подтверждающие, с позиции отчетов, одно и то же. Различия в основном по статистическим данным, которые, видимо, просто переправляются в соответствии с обновлениями информации4.

Другая проблема - расхождение объявленной и номинально принятой "теории" с реально существующей практикой. В основном приводятся в пример события, происходящие в отдаленных регионах России, о которых столичные жители зачастую не подозревают сами. Произвол местных властей рисуется достаточно мрачно - по сравнению с заверениями правительства о полной религиозной свободе и независимости. Часто в тексте фигурируют факты, относящиеся скорее к межэтнической, национальной розни, чем к религиозной. Религиозная и национальная самоидентификация перепутаны и перемешаны, при этом в отчете о религиозных свободах добрая половина данных весьма отдаленно связана с религиозной проблематикой5. Русская православная церковь выглядит этаким монстром, состоящим в теневом сговоре с правительством и вытесняющим любых конкурентов. Мусульмане - опасными экстремистами6. Правительство США - главными спасителями и единственной соломинкой для России, оказавшейся в столь тяжелой ситуации религиозной и этнической розни. При этом, в лучших американских традициях, лучшей помощью считается проведение конгрессов, конференций, круглых столов и дискуссий - бесконечная говорильня a.k.a. "свободные коммуникации"- и минимум реальных шагов.

Статистика зарегистрированных религиозных организаций вовсе не отражает реальной обстановки7. Несмотря на официально признаваемую поддержку любых религий, на практике всегда возникают сложности с получением официального статуса. Дума и парламент громогласно заявляют о полной свободе и независимости религии от государства, местные же власти создают всяческие препятствия к образованию неправославных религиозных организаций.

Возникают сложности с регистрацией религиозных организаций8, закон 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях" выстраивает сложную иерархию привилегий и обязанностей, ставит множество препятствий перед незарегистрированными "религиозными группами"9. В регионах принимаются новые законы по ограничению религиозных свобод10. Большие сложности возникают с въездом иностранных гостей, с паспортно-визовым режимом11.

"Оскорбляются" религиозные свободы отдельных личностей, групп и организаций12. Раздел о принудительном переходе в другую религию пустует, но неизменно сохраняется (видимо, как предостережение) с 2001 по 2005 год. Меняется раздел о позитивных изменениях в области религиозных свобод, но все изменения чисто формальны13. В этом разделе факты повторяются и муссируются; американцы не упускают случая упомянуть о своем неоценимом вкладе в улучшение ситуации в России.

В разделе, посвященном общественным отношениям, снова поднимается пласт фактов о религиозной нетерпимости и оскорблениях религиозных памятников, а также о дискриминации религиозных меньшинств со стороны государства (сложности регистрации, различные запреты и ограничения, аресты представителей культов). Далее описываются различные происшествия, базирующиеся опять же скорее на межнациональных конфликтах, чем на межрелигиозных. Главные аргументы здесь - антисемитизм и национализм, обвинения в адрес РНЕ и других радикальных политических организаций. В том же ключе трактуются террористические акты в Чечне, Северной Осетии - как действия радикальных мусульманских организаций. Тем не менее есть здесь и тема религии: главный обвиняемый - Русская православная церковь, которая "позволяет себе" негативно высказываться о религиозных меньшинствах, таких как "Свидетели Иеговы", "Адвентисты Седьмого дня" и др. Получается, что де-факто православие является официальной религией страны. На важных государственных мероприятиях, как правило, присутствуют представители РПЦ, где им отводятся наиболее почетные места.

Как же нас спасает Америка? Америка старается "вовлечь Россию в непрерывный диалог о религиозной свободе" (тема эволюции от функционеров, которые что-то все-таки делали, к конференционерам, которые только говорят, заслуживает, несомненно, отдельного исследования). Много говорится о проводимых мероприятиях, финансировании различных социальных программ, помощи в разрешении визовых вопросов. Правительство США намерено привести Россию в соответствие с международными стандартами религиозных свобод. Хочет этого Россия или не хочет, не имеет абсолютно никакого значения14.

В общем, все плохо, а в контексте предстоящей реформы НКО Россия сама, так сказать, отсекает пути своего спасения - не придут больше толерантные доллары, и наступит время межконфессиональных и межэтнических войн, от которых Америка - по нашей же собственной глупости! - спасать более нас не сможет.

3.

И вы думаете, что на этом все закончилось? Конечно нет! Всякое действие порождает противодействие, и проанализированный выше доклад Госдепартамента также не стал исключением из этого правила, породив элегантную "отбивку" со стороны Русской православной церкви, написанную митрополитом Кириллом (Гундяевым)15.

Главное в этом дивном тексте (зовется он "Открытое письмо Кондолизе Райс" - что не может не вызвать умиления) - так это то, что митрополит Кирилл искренне удивляется, как это и почему Госдепартамент сделал вывод об огосударствлении Церкви в России. Церковь, разумеется, никак не связана с государством (вот что стоило бы подать на конкурс в номинации художественной фантастики!). Вторит митрополиту Кириллу и Элладская православная церковь (уже по поводу отчета по Греции).

Интересно, что наверняка через год Госдепартамент вновь породит отчет, почти идентичный нынешнему. Об этом как о новости вновь напишут СМИ. И об этом отчете тоже кто-нибудь напишет. Сезонные хлопоты на то и сезонные, в конце-то концов. Все повторяется, круг за кругом, а "правые" люди или "левые" (в данном контексте абсолютно не имеет значения какие) вновь используют тот или иной громкий слоган в качестве затравки для очередной говорильни a.k.a. свободные коммуникации. Текст порождает текст, и никто ничего не делает. Некому спасать Россию. Некому, кроме самой России, но об этом, пожалуй, в следующий раз.

Примечания:

1 Ислам: Энциклопедический словарь / Под ред. С.М. Прозорова. - М.: Наука. Главная редакция Восточной литературы, 1991. - С. 51.

2 Павел Костылев, "Статистическое зазеркалье".

3 Евангелие от Марка, 9:40.

4 Например, население страны плавно менялось с 147,5 млн. чел. (2001) до 144 млн. чел. (2005), а в 2003 году решили уточнить площадь России (с 6,5 млн. квадратных миль на 6 592 769 кв. миль - ведь это очень важно!).

5 В частности, красочно описывается активность скинхедов и ультраправых организаций.

6 Вплоть до того, что жители Коломны подают прошение о запрете строительства мечети, так как боятся притока мусульман.

7 Считается, что большинство жителей России причисляют себя к православным христианам, несмотря на то, что практически не ходят в храмы и не соблюдают обрядов. Второй по значимости религией признается мусульманство (в первую очередь это регионы Поволжья, Татарстан, Башкортостан, Северный Кавказ), буддизм (Бурятия, Тыва, Калмыкия), иудаизм. Также, по американским данным, в России набирает силу протестантское движение.

8 Процедура регистрации длительна и сложна; обязательное требование для регистрации - она должна существовать не менее 15 лет и включать не менее 10 членов - граждан этой страны.

9 Они не имеют налоговых льгот, не могут открывать счет в банке, приглашать иностранных гостей, выпускать литературу, проводить религиозные церемонии в тюрьмах и государственных больницах.

10 Тем временем многочисленные агрессивные проявления религиозного экстремизма не прекращаются. Например, в марте 2004 года в Башкортостане возобновлено дело против Сайентологического центра дианетики: их обвинили в нелегальных и вредных медицинских и образовательных действиях. В феврале 2004 году "Свидетелям Иеговы" было запрещено проводить публичные акции. Многие мусульманские организации до сих пор имеют трудности с регистрацией, так как к ним применяется термин "ваххабиты" - слишком расплывчатый и неопределенный, чтобы фигурировать в официальных законах.

11 Эти вопросы - с ноября 2002 года - решает не МИД, а МВД. "Неугодным" могут отказать в визе - "в интересах государственной безопасности", как, например, офицерам Армии спасения Роберту Гаррарду и Карлу Лидхольму (март 2003).

12 Статистика меняется, набираются различные факты - разрытые могилы на протестантских кладбищах, сожженные церкви, разрисованные свастиками памятники и пр. Террористические акты рассматриваются как антимусульманские акции. Мормоны в Пскове были приглашены на военную базу для участия в англоязычном диспуте, а затем арестованы за нелегальное проникновение на территорию (2002). В университете Кабардино-Балкарии 9 студенток были арестованы за ношение хиджабов и чтение Корана - это считалось нарушением устава университета (2004). Член Церкви объединения был принудительно госпитализирован в психиатрическую больницу и т.п.

13 2001: выступления Путина против антисемитизма. Участие администрации президента в спонсировании конференции, собирающей членов региональных правительств, управлений религиозных организаций, юристов, ученых.

2002: Конференция в декабре 2001 года "Религия и проблемы национальной безопасности". Восстановление прав некоторых конфессий, потерянных в советское время: к примеру, Церковь св. Марии (принадлежащая к Евангелической лютеранской церкви Ингрия). 2003: Участие в Европейской организации безопасности и сотрудничества (основные направления - противодействие ксенофобии, антисемитизму, агрессивному национализму, расовому шовинизму). Резкая реакция правительства на антисемитские публикации в прессе: закрытие ряда изданий по статье 282 (разжигание межнациональной вражды) - например, газеты "Православный Симбирск". Конференции по исследованию религиозной толерантности в Российской академии госслужбы. Восстановление синагоги в г. Орле, лишенной своего статуса в советское время. 2004: Выход проблемы на новый уровень - публичный, открытый. Снова - закрытие антисемитских изданий, в частности газеты "Русская община Екатеринбурга". Привлечение общественного внимания к этому кругу вопросов, призыв Владимира Зорина (министр по национальным делам) к усилению мер против экстремизма. Разработка антиэкстремистских образовательных и социальных программ. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев был первым членом правительства, открыто признавшим существование ультраправых молодежных групп в стране. Из конкретных действий: возвращение католическому сообществу Тулы их храма (до 2003 года в здании располагалось отделение судебной медицины). Постройка католического храма в Пскове. Отказ от издания школьного учебника "Основные принципы православной культуры" с планами переработки материала и выпуска книги, отражающей историю всех религий. 2005: $12,5 млн. выделено из госбюджета на пропаганду этнической толерантности. Работающие с той же целью программы негосударственных организаций, финансируемые правительством США. Возвращение старообрядческого храма в Санкт-Петербурге. Открытие Магаданского собора. Далай-лама смог наконец получить визу и посетить Калмыкию (ноябрь-декабрь 2004).

14 В мае 2002 года президент Дж.Буш, его жена и госсекретарь Колин Пауэлл встречались с представителями множества различных конфессий в Москве и Санкт-Петербурге для обсуждения этого круга проблем, свободной коммуникации и получения максимально объективной картины о религиозной обстановке в России. Подобные встречи и конференции регулярно проводит американский посол. По отчетам о финансировании программ религиозной толерантности: негосударственные организации получают от США гранты - приблизительно $75-80 тыс. в год. Также Америка поддерживает проекты в регионах: исследования Гуманитарно-теологического института в Нижнем Новгороде, Центра ресурсов Южной России, Уральский центр поддержки негосударственных организаций - с целью нахождения компромисса между религией и властью.

15 Ее можно обнаружить на сайте Московской патриархии.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67