Сельдь под мишурой и призрак Pussy Riot

В Москве доцветает 3-я Международная биеннале молодого искусства, объединяющая все важные столичные площадки: ЦДХ, Винзавод, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Московский музей современного искусства, дизайн-завод «Флакон», «ПROEKT_FAБRИКА» и многие другие. Названия выставочных проектов крайне аппетитны: Главный (основной) проект, расположившийся в ЦДХ, имеет вывеску «Под солнцем из мишуры», в ГЦСИ можно познакомиться с «Неокончательным анализом» (Стратегический проект), в рамках Специальной программы прошли проекты «Варвары», «Бестиарий», «Вторая природа» и идет проект «Контриллюзии». Последний, кстати говоря, создал выставочный прецедент в замечательном конструктивистском комплексе – памятнике архитектуры ДК ЗИЛ. Вообще, складывается довольно мистическое впечатление, что Биенннале высвечивает самые выпуклые фрагменты неясного поля, отмеченного маркерами «международный» и «молодой»: в ходе конкурса на участие в проекте, который проходил с сентября по декабрь 2011 года, поступило 2700 заявок, присланных художниками, возраст которых не превышает 35 лет, из 77 стран мира. Не зря на баннере этого глобального проекта изображено некое темное пространство с выхваченными лучом прожектора лицами девушек и юношей.

Сегодня я расскажу о проекте «Под солнцем из мишуры». Это самый насыщенный, что логически следует из статуса главного, проект, объединяющий работы более чем 80-ти художников и творческих коллабораций из множества стран – Россия, Израиль, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Вьетнам, Грузия, Индонезия, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Мексика, Нидерланды, Польша и другие.

Куратором «Под солнцем…» стала Катрин Беккер – немецкий искусствовед, руководитель видеофорума Новой берлинской ассоциации искусств ((Neuer Berliner Kunstverein (n.b.k.)). В послужном списке госпожи Беккер - выставки наших знаменитых соотечественников Андрея Монастырского и Дмитрия Пригова, забугорных мастеров Луизы Буржуа, Марьям Джафри, Маттиаса Мюллера, Артура Жмиевски. Так что, выпив в реконструированном кафе ЦДХ кофе, я приготовился к крайне калорийному ужину.

«Под солнцем из мишуры» - это живопись, графика, фотография, видеоарт, инсталляции, объекты, рассказывающие самые разнообразные истории: от текущей политической ситуации на Северном Кавказе (Аслан Гайсумов, «Без названия (Война)», 2011) до проблематики трансформации медийного образа графа Дракулы (Катрин Зоннтаг, «Призрак Дракулы», 2009) и красоты немного измененных простых вещей (деревянные колонны, увенчанные зеркальными камерами с хрусталем, работа «две колонны» Амира Фаттала из Тель-Авива, 2010 год). «Под солнцем…» занял целый этаж ЦДХ. При этом выставочное пространство организовано очень рационально, что позволило разместить в отдельных залах и объемные инсталляции (куб из 1200 мешков с песком пакистанского художника Эсана уль Хака), и довольно камерные фотографические проекты, наподобие серии фотографий Тимофея Парщикова «Горящие новости». Еще одна удача – расположение кабин с видеоартом двумя зонами в разных частях этажа и хорошо отрегулированный звук видео – не происходило наложения звука. В целом создается ощущение именно немецкой рациональной организации и в тоже время свободного, дышащего пространства.

Что же касается названия, то очевидно, что единственная черта, общая проблематика всех художественных высказываний – вопросы подлинного и поддельного, и, соответственно, вопрос о самопозиционировании участников относительно этих категорий. Вопрос стратегический и особенно важный в ситуации творческой активности в любой стране и в деятельности человека любой национальности. А особую пикантность эта тема приобретает в рамках нового медийного бытия вне данных свыше векторов развития, - тут один в поле воин и сам себе хозяин. Важно, что участвуют в Биеннале люди, для которых Интернет – вещь вполне естественная, это уже голос из системы, актуальный и понятный.

Возвращаясь к структуре идей и высказываний «Под солнцем…», начнем с политики. На этом поле я бы выделил две полярные работы – инсталляцию «Без названия (Война)» Аслана Гайсумова (род. 1991, Чеченская республика) и работу Чиприана Мурешана «Пионер» (Румыния).

Художник Гайсумов представил серию объектов – деформированных книг. Книги разрублены, посечены дробью. Объект «Версий строить не будем» - книжный переплет, внутри – земля, на обложке прорублено окошко, и в окошке – земля. Книга, сшитая из фрагментов разных книг – работа «Протезы». Работа «Без имен» - стопка разноформатных документов – студенческих билетов, дипломов, свидетельств с выдранными страницами,- страшные безымянные удостоверения для ни-че-го. «Семь лет» - тоннель, пробитый в семи книгах. Преимущество проекта в том, чтобы говорить о патетическом явлении сдержанными языковыми средствами, символами. Личное образное толкование Катрин Беккер – разрушенные грозненские многоэтажки.

35-летний Чиприан Мурешан из Румынии – гиперактивный любимец европейских кураторов, специализируется на творческом осмыслении авторитарных властных практик, военной жизни, культа вождей, в соответствии со своим восточноевропейским происхождением. Известна графическая серия художника с пионерами, дышащими клеем через пакет. Одноименный проект на Биеннале основан на этих рисунках – это анимационный ролик с мальчиком-токсикоманом. Аннотация предлагает зрителю считать историю преемственности советского прошлого и безвременного настоящего, идеологии и дурмана и прочее. Проблема только в том, что мальчик, нюхающий клей, остается мальчиком, нюхающим клей, прошлое – прошлым, а настоящее – настоящим. Однозначно, Гайсумов – круче.

С восточноевропейской тематикой работает и Катрин Зоннтаг с работой «Призрак Дракулы». На сайте «Полит.ру» совершенно справедливо отмечается, что педантичный посетитель ЦДХ потратит на видео 4 часа, а разумный отсмотрит только работу про Дракулу. Как было сказано, идея трансформации литературного и кинематографического мифа рассматривается в свете его влияния на торговлю и туристический бизнес. «Призрак...» смонтирован из фрагментов классических фильмов ужасов, туристических роликов, рекламы вакуумного пылесоса «Вампир». Это история постепенного опреснения яркого культурного феномена, история тиражирования скандала.

Есть в ЦДХ и проект, посвященный московским гастарбайтерам – фотосерия Анастасии Хорошиловой «Люди без территории» (2011). Цветные фотопортреты азиатских тружеников с закрытыми глазами в ремонтируемых офисах, на улице, в парке. Очень понятный проект. Евгений Пустарнаков же представил фотографии английских скейтеров (серия «London SB», 2003-2007). Это черно-белые снимки, портреты и динамические зарисовки с интересной перспективой. Тимофей Парщиков в серии «Горящие новости» снимает людей с развернутыми горящими газетами на фоне зимних пейзажей: «КоммерсантЪ», «Московские новости», «Независимая газета». Заканчивается вся эта фотоблагость жутковатыми работами Чарли Вулли и Ома Панпайро. Чарли исследует проблемы насилия, живого и мертвого, в широком смысле – это художник-экзистенциалист. Техника – «смазанная» съемка, ч/б, скупая тонировка зеленым и красным. Работа «И вот я – это кто-то другой» - разделенная на две половины картинка с трупами. Взрыв, разлетающиеся комья земли сверху, внизу – приоткрытый рот, темные накрашенные губы, голливудские зубы – фотография, названная с явной библейской отсылкой, - «Как мы прощаем им». «С их одержимостью» - композиция из двух частей, сверху волочащиеся по земле руки, внизу, - выхваченное вспышкой здание среди непроницаемой черноты ночи. Абстрактному и крайне экспрессивному страданию Чарли Вулли противостоит документальная манера бангкокца с красноречивым именем Ом (фотосерия «Малолетние»). Это портреты тайских детей, вовлеченных в секс-индустрию. Каждый герой пронумерован и снабжен историей по формуле: «Клиентов – 22, хочет стать пилотом».

Есть на пространстве «Под солнцем…» и просто приятные концептуальные вещи. Это инсталляция «Постановка», работа американского дуэта Зарухи Абдаляна и Джозефа Розенцвейга, и инсталляция «Моно» австрийца Роберта Шварца. «Постановка» представляет собой прожектор, закрепленный под потолком и освещающий собственный же кабель и розетку. Получается простая герметичная система, намекающая прежде всего на самодостаточность системы художественной, и демонстрирующая полное равнодушие к окружающему. «Есть еще эта мысль, она рядом, она ждет. Она свернулась клубком, как громадная кошка; она ничего не объясняет, не шевелится, она только говорит: «нет». Нет, не было у меня никаких приключений», - как писал Сартр в «Тошноте». Пюпитр с нотами, напротив – черная плита колонки, испускающей ровное гудение, - это инсталляция «Моно». В такой же отстраненный круг входит и фотопроект москвича Лео Кленина «Несовершенное». Несделанное, - пробуем подобрать синоним. Панорамный снимок осеннего безлиственного леса, с дымком то тут, то там, на краю кадра – юноша с сигаретой. Панорамный снимок пустого лекционного зала, загнутые ряды красных кресел. На первой фотографии белой наклеенной рамой выделен фрагмент леса.

В целом Катрин Беккер выделила три смысловые линии «Под солнцем…» Это история, социальная проблематика, диалог Восток-Запад. Есть и вечная, эстетическая и безразличная к земным заботам линия. Все эти пути сведены воедино под лозунгом – цитатой из песни «Poison Girls», британской панк-группы 70-х, породившей политизированное феминистское движение Riot Grrrl, уже в инди-культуре 90-х. В музыкальной основе движения был и есть грубый любительский панк-рок, вроде того, что исполнили одни небезызвестные девушки в главном российском храме. Несмотря на эту прямую отсылку, на выставке не увидишь отсылок к самому резонансному процессу этого года. И потому общий месседж к миру «Под солнцем мишуры…» я считал как призыв к верности своим идеям. Вряд ли барон Мюнхаузен, вытаскивая себя из болота, думал о всемирном законе рычага.

Фото: Сайт биеннале

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67