Широко шагая

Люблю, когда удивляют. А в литературе – особенно. Когда берёшь книгу, начинаешь читать, и вот уже готов отложить, как вдруг – бац, а текст-то, несмотря на весь первоначальный скепсис, захватывает, не отпускает. И ты «попал», что в ту «венерину мухоловку». Только в отличие от мухи трепыхаться не хочется. «Ярмарочный замок» Евгения Фоменко, собственно, из категории именно таких книг.

Начинается вроде бы всё как обычно. Заглавная повесть «Ярмарочный Замок» – незатейливая на первый взгляд история про некий замок, где живут, сутяжничают, торгуют друг с другом сказочные существа вроде эльфов и гномов. Очередной вариант фэнтези? Который уже по счету?

Но вскоре первоначальное отторжение внешней безыскусностью текста сменяется на милость, когда сквозь эту нарочитую топорность проступают любопытные аллюзии и откровенные реминисценции. Они делают повествование увлекательным, бодрым. И – немного опасным. Не для автора, который всё для себя, похоже, решил (благо, что «воронки» отменили), а для читателя. Потому что «Ярмарочный замок» до пронзительности неполиткорректен. Все эти гномы и эльфы оказываются теми, кого принято называть «государственными мужами» и «первыми лицами». Впрочем, суть от этого не меняется: всё так же сутяжничают и торгуют.

А дальше – ещё одна повесть «Костная мука». Тоже, кстати, сработанная по вполне классическим лекалам массовой литературы. Тут тебе и библейские ходы в духе Дэна Брауна, и вампирская тематика, представляющая собой жуткий синтез идей Брэма Стокера и Леонида Андреева.

В общем, если на первой повести серьёзный читатель книгу не отложил, то тут, похоже, исправится. Ан нет – чтение продолжается. Так почему, собственно?

Во-первых, потому, что несмотря на зашкаливающее количество мейнстримовых «якорей», сделано всё по-новому, с тем самым особым авторским взглядом, который единственно и способен трансформировать обычные вещи в нечто особенное. Ну и, во-вторых, «Костная мука» написана увлекательно.

Нет, правда, это редкость сейчас: когда в общем-то серьёзную вещь с несколькими контекстуальными пластами читаешь как на совесть сработанный детектив. Такое себе хорошо снятое кино с приличными актёрами, интригующим сюжетом и ненавязчивой, но цепляющей моралью в конце. Что называется, и на «подумать», и на «развлечься».

Помимо двух повестей в «Ярмарочном замке» – семь рассказов. И все они разные, как те конфеты из коробки «Ассорти». Не все удачные, конечно, но что-нибудь вкусненькое обязательно отыщется.

Потому что Фоменко не боится экспериментировать. Казалось бы, нашёл свою благодатную ниву – и борозди, конь, проторенную дорожку. Но нет. Фоменко, что тот дорвавшийся до «Камасутры» герой-любовник – пока всё не перепробует, не успокоится. А что, если вот так? А вот так?

Тут тебе и пелевинское (некий синтез рассказов «Святочный киберпанк» и «Бубен верхнего мира») – слепок с программерского сознания «Вечный бит». И хорроровский под Стивена Кинга рассказ «Гудвин» про фокус-группу людей, каждый год проводящих странный кладбищенский ритуал. И научпоп «Последняя воля» про предсмертное озарение Эйнтшейтна, которое должно было изменить мир, но бездарно пропало в человеческой глупости.

По форме рассказы Евгения Фоменко – социальные анекдоты с акцентированной смысловой точкой в конце. По сути же – это ответы автора на вопросы, которые он сам себе когда-то задал. И хорошо, что не испугался ответить.

Автор протянул читателю коробку не самого обычного «Ассорти». Про такое говорят – hand made. И, правда, чувствуется рука кондитера. Например, в фирменном авторском стёбе. Но, прежде всего, в смелости, сочетаемой с рассудительностью интеллектуала.

Фоменко в литературе дебютант. Потому вдвойне ценно, что он не искал опору в апробированных вариантах, стартуя, например, с кровожадного романа, полного пафосных прокламаций, а, наоборот, смог раскрепоститься. Писал так, словно понимал, что терять ему нечего.

Да, претензий, конечно, хватает. И к подчас блеклым диалогам, и к штампованным фразам. Но вот редкая для современных авторов напористость, энергетика, умение увлечь притягивают.

Кстати, говоря о дебютантах, показательно, что всё больше и больше молодых авторов отказываются от так называемой сугубой прозы, бытописательства, актуального в последние семь-восемь лет, и переходят к формам, призванным не только развивать, но и развлекать. И тем самым, пожалуй, выражают своё несогласие с тем, что битва литературы и кино за массового читателя\зрителя окончена.

Если уж зашла речь о фильмах, то литературный Фоменко напоминает киношного Дуэйна Джонсона – рестлера Рока. Здорового крепкого мужика, от одного вида которого и сам проникаешься магнетической мощью. Был у него такой фильм – «Широко шагая», про нового парня в городе.

Судя по дебютному сборнику, в прозе Фоменко шагает именно так – широко, размашисто. Поступью автора, которому есть, что сказать и предъявить читателю. Возможно, он не до конца знает, как сделать это максимально эффектно, но предпосылки, безусловно, имеются. Осталось только ускориться – и вперёд!

Евгений Фоменко. Ярмарочный замок. – М.: Дикси Пресс, 2013. – 288 с.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67