Оживление духа Сталина

Все знают, что грядет “День Победы”. Московские автомобилисты – уж точно, ведь это они, главным образом, страдают из-за транспортного коллапса, который вызывает репетиция марширующей по столице военной техники праздничного Парада.

Когда я был школьником, все, что мы могли – это только вспомнить песню про странное «порохом пропах». Таковой была наша мгновенная реакция на «День Победы». Сейчас, конечно, все иначе. Сейчас в России создана целая индустрия празднования Дня Победы. И этот день снова “приближают как могут”, например, георгиевские ленточки начинают раздавать за месяц до начала празднования.

Создается впечатление, что действуют не календарные законы, а просто его так “приближают”: с какой-то по-шамански убийственной настойчивостью, стараясь напомнить о “правопреемственности” как можно раньше и любыми возможными способами.

Рекламная кампания, повторяющаяся из года в год, получает ровно обратный от желаемого эффект. Думается, что столь агрессивная стратегия провоцирует автоматизм в реакции людей на известные атрибуты – ракеты, танки, кирзачи, Гагарин. Удивительно, кстати, что последнему не определили место в пантеоне Победы. А были ли предложения по канонизации Гагарина? Даже “поколение Вконтакте” с радостью ответит на такой запрос - сотни тысяч пользователей хранят у себя ролик с обнимающимися Гагариным, Фиделем Кастро и Хрущевым и подписью что-то вроде: “Улыбнись! Подари себе 100% счастья и позитив”.

Странно полагать, что весь этот шаманизм в том виде, в котором он подается, действительно необходим стране. Так, в Самаре пластмассовую скульптуру космонавта – своеобразный памятник Гагарину, поставленный в честь пятидесятилетия его полета в космос – люди сначала иронически прозвали “водолаз”, а потом и вовсе разгромили. Возможно, граждане России таким образом попытались, пока еще неумело, составить общественный запрос на качественные политические и структурные изменения в стране.

Запрос на модернизацию, возможно, так бы и не выглядел, если бы не насильственная промокампания, стартовавшая за полгода до Дня Победы и начавшаяся с заявления свежназначенного главы президентского Совета по правам человека Михаила Федотова. Он сообщил, что одной из главных задач своего ведомства, наряду с контролем за судебными и правоохранительными органами, Совет выбрал неблагозвучную процедуру под названием “десталинизация”.

Федотов рассказал, что главным объектом “десталинизации” должно стать “общественное сознание” граждан, в котором фигура Сталина жива и трепещет, переживая десятилетия. Чтобы суметь сформулировать грамотный запрос на модернизацию, надо сначала расчистить ей дорогу - так, очевидно, рассуждал Федотов.

Но Сталин мог бы примирить и айфон и шансон – ведь эти суетные дела занимают людей лишь в отсутствии по-настоящему важного Большого Дела. В каком-то смысле настоящей “десталинизацией” мог бы стать футурологический проект по воскрешению Сталина с возможностью постоянной регенерации. Хорошо бы, если к моменту запуска этого проекта, Сталина удалось бы еще и канонизировать. При таком развитии ситуации уже не было бы смысла в утверждениях о том, что общество живет в состоянии гражданской войны.

Впрочем, процесс, похожий на оживление духа Сталина происходит и сейчас. Достаточно вспомнить проект “Имя России”, который только по случайности не закончился победой вождя. А совсем скоро пассажиры общественного транспорта будут толкаться у дверей “сталинобусов” - это праздничные автобусы, к сожалению, не в виде сталинского сапога, а с нарисованным ликом вождя на борту. Но лиха беда начало.

На самом же деле процесс “десталинизации”, по прогнозу Федотова, будет проходит скучновато - эксперты-историки дадут правовую оценку всем преступления тогдашнего режима, оценят ущерб от репрессий и увековечат память репрессированных. Памятные мероприятия – дело благое, но странно, что о них заявляют с таким фейерверком.

Если все-таки и примут решение вымарать имя Сталина из истории, тогда уж нужно быть последовательными и признать, что Парад Победы – громадная историческая традиция - должен быть каким-то образом свернут. Такие зрелища роднят нас со Сталиным и его имперским наследием куда больше, чем какие-то портреты на автобусах и призывы инициативных групп “истинных православных матушки Фотиньи” канонизировать вождя.

Как же будет выглядеть Парад, если вдруг за восхваление Сталина введут уголовную ответственность? Все ли ветераны согласятся с таким решением? Если случится серьезное обсуждение – не на программе “Поединок”, а, например, в Госдуме – проекта “десталинизации”, это будет чревато довольно уродливым и скандальным расколом общества. Старики, пенсионеры и представители социально уязвимых слоев выйдут на улицы и, скорее всего, “монетизационные” протесты покажутся шуткой. Либералы и те, “кому больше всех надо” будут пытаться увещевать и вразумлять протестующих. Вряд ли найдутся равнодушные, потому что сказать “за” или “против” гораздо легче, чем вдумчиво осмыслить и оценить. Поэтому такой бурный восторг каждый раз вызывает дискуссия о Сталине и его наследии.

Имя Сталина лучше отдать хладнокровным людям от науки, чтобы они по достоинству оценили его достижения и просчеты, а дискуссия не выходила бы на площади, не попадала бы в руки к телесоловьеву, тогда мы смогли бы счастливо избежать истерии и излечить нервы.

Еще бы, конечно, Кремль превратить в музей, а то продукция Стива Джобса на фоне “малахитовых каминов” и сверкающей позолоты выглядит очень странно. Впрочем, для начала можно Победу праздновать так, чтобы она была как можно меньше похожа на Русский марш. Точнее всего тут подойдет императив “не дергаться”.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67