Невозможность любого сообщества

В Государственном музее современного искусства РАХ открылась выставка «Невозможное сообщество» (для краткости – «НС»). Куратор, известный теоретик искусства Виктор Мизиано в комментарии на YouTube сообщил в манере дзенского коана: «Невозможность сообщества является презумпцией… возможности сообщества». Тема проекта - феномен объединения художников как «единства людей, каждый из которых настойчиво подчеркивает свою индивидуальность», диалектика частного и общего. Идея выставки была инспирирована историей объединения «Программа ESCAPE», действовавшего в 1998 – 2008 гг. По сути, опыт художественного объединения и в «лихие» 90-е, и в «никакие» нулевые был не менее активен, чем процесс образования ОПГ и формирования коррупционных цепочек. А групповая арт-деятельность, альтернативная по отношению к далекой от совершенства социально-политической практики, оказалась весьма плодотворной.

Мизиано собрал на Гоголевском бульваре индивидуальные и групповые работы, созданные как в период существования ESCAPE, так и после ее распада, вплоть до текущего года,- колоссальный объем информации и идеологий в весьма компактном пространстве, так что было весьма непросто с равной внимательностью и вовлеченностью пережить все это разнообразие. Потому остановлюсь на наиболее важных, с моей точки зрения, высказываниях художников.

Для меня «НС» начался с улицы – на столбах с дорожными знаками висят черные овалы с буквами «Еsc». Сделаны и смонтированы овалы добротно – из жести, на винтовом креплении, и с первого взгляда могут показаться неясной инициативой Собянина, так же как и недавние желтые ребристые вставки на тротуарах перед пешеходными «зебрами». Это проект «REMINDER» москвича Антона Литвина, личное прощание с группой «Программа ESCAPE», своеобразная траурная табличка и суперлаконичная эпитафия, основанная на игре слов.

Вообще, все пространство «НС» можно условно разделить на три зоны по принципу отношений художника и феноменов реальности: «художник – человек», «художник – знаковые системы», «художник – родина». По причине неласковой погоды, первая категория показалось мне самой лакомой. С нее и начнем.

Йохана Биллинг, улыбчивая девушка из Швеции, представила видео «Волшебный мир». Детский хор репетирует одноименную песню группы «Rotary Connection» в Доме культуры г. Дубрава (пригород Загреба) под аккомпанемент пианино. По моим наблюдениям, на всех площадках ММoМa с видео звук одного объекта нередко идет из колонок, интерферирует со звуковым оформлением другого. «НС» - не исключение, и эта детская песня уверенно контролирует пространство второго этажа, борясь лишь с криками Яана Тоомика (видеоинсталляция «Чайки»).

Музыкальная основа работы Биллинг - песня «Magical world» («Почему я разбужен от такого прекрасного сна/ Разве ты не видишь, что я сплю?/ Так почему бы тебе не оставить меня в покое?», припев «Я живу в волшебном мире, в волшебном мире, волшебном мире») – отсылает зрителя к идее утопии. Скандинавское социальное государство, шведский дизайн, шведская поп-сцена – все эти понятия в нашем сознании прочно завязаны на ощущении качества, стабильности и постепенного улучшения характеристик – не иллюзия ли целостности и безопасности на самом деле? Во что превращается государство по мере приближения к заданным целям? Что наследуют наши дети? Метафора несомненного, материального, и в то же время иллюзорного, сновидческого дана посредством музыки и детства, вот тут то и приходит мысль о не-возможном, не-достижимом и тем не менее существующем здесь и сейчас.

Лейтмотив сна доминирует и в работе Тоомика, навеянной кошмарными переживаниями скованности и изолированности спящего - художник сидит в инвалидном кресле на дне бассейна и пытается петь через пластмассовую трубку. На бортике играет на гитаре музыкант. Коммуникация отсутствует – музыка не пробьется на дно, а голос – на поверхность.

Работы Джереми Деллера (Лондон) и Романа Ондака (Словакия) объединяет проблематика бытового жеста, обыденного или абсурдного.

Деллер (проект «Оценка риска») предложил моделям из киевской студии «TanzLaboratorium» чуть изменить социальный ритуал: одеть наизнанку свитер, перевернуть и прочитать газету вверх ногами на улице. В другой части проекта участники пытаются заскочить в вагон метрополитена или выбраться из него, когда двери уже закрываются, - ситуация, знакомая большинству обитателей мегаполиса рассматривается вне житейского контекста и может быть истолкована в более обобщенных категориях: преодолеть препятствие как таковое, преодоление как самая яркая часть любого экзистенциального опыта.

В работе Ондака (проект «Сопротивление») актеры ходят по некому белому помещению, среди обычных людей, в обуви с развязанными шнурками. Этот мизерный протест и революция на фоне событий в Египте и Ливии, авиакатастроф и терактов свидетельствует миру: мы все – революционеры одного дня, часа, действия, и во время. Мы сами вольны творить свою мифологию и сообщать единичному и мелочному значение универсального. Второй аспект – подача через слом ритуала сигнала типа «свой – чужой», что сводится уже к пародии на дендистский принцип «незаметной заметности», когда цвет платка в нагрудном кармашке щеголя говорит о его принадлежности к некому кругу только посвященным. Поправка состоит только в том, что этот сигнал этот обращен скорее не к конкретному кругу людей, а ко всему человеческому сообществу как таковому – это своеобразное приглашение к игре.

В секторе «Художник – знаковая система», увы, наиболее нелюбимом мною, выделяются проекты Валерия Айзенберга «Таблица» и группы «Р.Э.П.» «О методе».

Айзенберг был знаковым участником Программе ESCAPE, а ныне хранит ее архивы. Проект «Таблица» иронично определен как «аналитический» и представляет собой 12 листов со скрупулезным подсчетом вклада каждого из художников группы в совместные проекты. В этой попытке определения личного итога в коллективном результате по «гамбургскому счету» нет места ностальгии и сомнениям в возможности содействия художников, как в проекте Литвина. Эта попытка «поверить алгеброй гармонию» строится на серьезно-плутовском подходе к концептуализму вообще.

Украинская группа «Р.Э.П.» (Революционное экспериментальное пространство) смонтировала деревянный подиум, на котором крепится конструкция из трех лопастей, отделяющая, соответственно, три пространства. Тема проекта, как и у Айзенберга и Литвина, - феномен конкретных сообществ художников и коллективного творчества, ныне существующих и действующих в Украине. Есть комнаты проекта TanzLaboratorium (см. проект Деллера), объединения архитекторов «Группа предметов», собственно группы Р.Э.П. Как и в аналитическом проекте Айзенберга, в работе Р.Э.П. можно увидеть схему взаимоотношения участников внутри поля всех возможных действий участников. От фамилий тянутся нити, обозначающие то или иное действие художников и его влияние на действие других - получается общая «кармическая» картинка деятельности группы. Во второй «комнате» висит облако значков–тегов жизни группы. В третьей можно через наушники услышать шум жизни – споры, шорохи, шаги.

Есть в «НС» и проекты, посвященные национально-политической проблематике.

Евгений Фикс в работе «Портрет 19 миллионов» отталкивается от, казалось бы, сухого факта: согласно данным официальной статистики, к 1985 году в рядах КПСС числилось 19 миллионов человек. Против роспуска компартии боролась лишь незначительная часть этих людей, да и после 1991 года в объединения коммунистической направленности пошли далеко не все бывшие члены КПСС. Основная масса людей приняла новые условия существования и растворилась в социальной структуре постсоветского общества. Внутренняя идеологическая предпосылка проблемы мыслится автором в идеологическом ключе: в этом посте художник вспоминает антисталинский тезис Троцкого о недопустимости демократизации компартии, разбавлении группы сознательных граждан идеологически незрелыми.

Итак, 19 миллионов. Почему они вступили в партию? Что с ними стало? Кто и где они сейчас? Фикс кинул клич: любой мог прислать фотографию, портрет, коллаж человека, состоявшего в компартии в последние годы существования СССР. К визуальному ряду присовокуплена и анкета изображенного человека. Собрав образы и истории в одном зале, мы имеем возможность внимательно всмотреться в эти лица, осознать всю степень условности понятий «коллективного» и «единого», - и применительно к политической партии, и если брать контекст «НС», и к любой общности людей. Это предложение к сопереживанию и анализу глобального процесса через ее конкретных участников, с субъективного микроуровня, вглядываясь в лица сограждан, к переосмыслению личного содержания понятия «общее» и производного от него понятия «сообщество». С моей точки зрения, именно в этом аспекте проекте перечеркнутое название «НС» раскрывается в масштабе своей максимальной, философской содержательности. Насколько мы точны, когда говорим «мы»? Каковы наши права и мера ответственности, когда произносятся слова «наш», «общий»?

Лука Витоне в проекте «Панорама Европы» предлагает зрителю рассмотреть через подзорные трубы карты с вклейками из журнальных и газетных статей, в которых упоминается о цыганских общинах (невозможное общество как панобщество всех цыган).

Адриан Пачи, родившийся в Албании и живущий в Милане, исследует тему единства рода и этноса при географическом разъединении его членов – в проекте «Явление» маленькая дочь художника поет народную песню с одного экрана (сцена из Милана), а на другом албанские родственники подхватывают следующий куплет.

Посмотрев на все это разнообразие, задаешься вопросом, что же объединяет всех этих ребят и их работы, что является залогом хрупкого равновесия между декларируемой невозможностью бытия и реальным существованием худсообществ? Мизиано дает очень простой ответ: это дружба. Такая система коммуникации, когда одна активность не перекрывает кислород другой, а напротив, поддерживает и обогащает.

Источники:

Сайт проекта:

www.ic.mmoma.ru

Виктор Мизиано о проекте, репортаж с места событий:

www.youtube.com/watch?v=xxCNYpPu2q0

www.youtube.com/watch?v=lD--S_6l40E

Блог проекта «Портрет 19 миллионов»

http://portraitof19million.blogspot.com/

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67