Мы, простые люди

Вот все говорят: пробка, пробка. Точнее говорит тот, кого эти пробки касаются. А, следовательно, только довольно зажиточного класса. Однако выходит, что страдают от этого все – и "простые люди". В метро стало ездить больше народа, в час-пик. С ларьками проблема возникла. И так далее. Однако так ли уж пробка плоха? И действительно ли она нуждается в том, чтобы с ней боролись?

"Пробку" можно разглядывать с разных позиций. С философских, как Дмитрий Кралечкин. С политических, как Марат Гельман. С аналитико-ностальгических, как Сергей Митрофанов. И так про пробку можно сказать, и эдак. Нынешний политический смысл пробки понять не мудрено: новый проект нового мэра. Если получится у него разгрести авгиевы конюшни, будет ему почет и хвала, а не получится – значит, не получится. Ведь, как говорится, на "нет" и суда нет. И, наверное, решением проблемы пробок занялись благодаря словам Матвея Ганапольского, упрекавшего тех, кто не доверял Лужкову, что, мол старого мэра не стало, а счастья все равно нет, но пробки вот все равно есть.

Пробки ругают все. Один мой знакомый рассуждает так: если ты живешь скучной жизнью, то есть работаешь клерком, должен прийти на работу в 9, а уйти в 18 и вернуться домой на своем автомобиле, то ты как раз и попадешь в пробку. А так, работаешь ты журналистом – и ездишь, когда тебе удобно, в пробку не попадая. Или скромным преподавателем философии (тоже удобно), правда, уже на метро… А вот, например, современный русский философ Валерий Подорога говорит про пробку, что – «это явление законченно антиобщественное, она не только стирает различия между людьми, но и подавляет, репрессирует, утомляет, уродует, извращает, обманывает, ставит ловушки и т.п.».

Но давайте представим себе с позиций социально-психологичсеких, что в пробке есть что-то хорошее. А лучше – что пробка выполняет некую позитивную функцию. Смотрите, усталый клерк, выпотрошенный за трудовой день просиживания штанов в офисе, выходит на улицу. Куда ему спешить? Домой? Пожалуй. Он садится в машину и мигом мчится к жене, детям, собаке. А дома нужно уделить время жене, поделать уроки с детьми, выгулять собаку. Вы скажите, ну жена же может выгулять? Но она посуду в это время моет. Или пылесосит. И потом мы вовсе не об этом.

Прежде чем окунуться в новую атмосферу домашних забот и хлопот, клерку (ну или любому другому водителю) нужно остыть, развеяться – растянуться в уютном велюровом сиденье, затянуться крепкой сигареткой и включить лучший альбом Леонида Агутина. Пробка создает стресс? Вообще не всегда. Даже не думаю, что часто. Скорее снимает: ты понимаешь, что вот он дом и вот она хорошая релаксирующая музыка.

Вспомните фильм "Марни и я". Добропорядочный семьянин в исполнении Оуэна Уилсона, приезжавший с работы домой (а пробок вроде бы там, где он жил, не было) очень быстро, еще какое-то время сидел в машине, прежде чем пойти к семье. Почему? Он как бы стоял в пробке, то есть тратил определенное количество времени на то, на что должен был бы потратить его в другом случае. Не ехал в бар, в боулинг или на футбол. Не бежал к семье и собаке. Просто сидел в машине. Это время он как бы перезагружался, чтобы принять новую социальную роль. Так что "фантазмическая пробка" просто помогала ему переключиться на что-то новое.

Примерно то же происходит с теми, кто едет на работу утром. Все именно и выезжают в одно время, чтобы оттяпать у себя начало рабочего дня – самую сложную часть трудового времени. А те, кто торопится и обязательно должен попасть на работу вовремя, старается выйти пораньше, чтобы в пробку не попасть. "Где ты? Начинать без тебя?" – звонит взволнованный коллега своему сотруднику. "Да, – отвечает тот, медленно допивая свой кофе и дочитывая газету. – Я тут в пробку попал". Очень удачно, не думаете?

Я не хочу сказать, что пробка – это всегда что-то хорошее. Я просто хочу заметить, что иногда пробка – что-то хорошее.

Однако в пробке есть и еще один суб-политический смысл. Он обнажается в мультсериале "Футурама". В этом сериале есть забавный эпизод, когда у героя по имени Фрай, попавшего в 3000 год из 2000, спросили, а как все водили в Нью-Йорке в то время, тот ответил: в Нью-Йорке никто не водил, все стояли в пробках. В этом же сериале говорится, что пробка в Нью-Йорке была свободным форумом, в котором каждый мог высказать свою точку зрения на любой вопрос, и найти слушателей, а иногда даже и собеседников. Эдакий вариант Гайд-парка.

А в целом, если вам вдруг не нравится ругаться друг на друга, злиться, нервничать, срываться, торопиться, обижаться и еще много того, что является производной пробок, просто поезжайте на метро, как то делаем мы, "простые люди".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67