Мераб Мамардашвили и грузинский милитаризм

Говорят, что антирусская истерия Саакашвили "заказана". Что нет между грузинами и русскими никаких настоящих противоречий - культурных, религиозных, экономических. Наверняка, говорят правильно. Русский - брат грузина. Как брат он украинцу, белорусу, киргизу, армянину, азербайджанцу, узбеку, латышу, эстонцу? поглядите - да всем брат! Вот только как речь заходит о том, чтобы братьям жить по-человечески, ну то есть обернувшись не в сторону друг дружки, а глядя на Европу, то оказывается, русский брат всем мешает!

Все-таки одной "заказушности" для какой-то животной ненависти политических элит сопредельных государств - бывших советских республик - к Кремлю и России здесь мало. Для них быть культурными - это вопрос ставки на ненависть ко "всему русскому, круглому и доброму".

Берегитесь русских! Ведь " русские, куда бы ни переместились - в качестве казаков на Байкал или на Камчатку, их даже занесло на Аляску и, слава Богу, вовремя продали ее, и она не оказалась сегодня той мерзостью, в которую они ее скорее бы всего превратили, - куда бы они ни переместились, они рабство несли на спинах своих".

А грузины - не рабы! " Существует грузинское достоинство. Мы не хотели принимать эту дерьмовую, нищую жизнь, которой довольствуются русские. Они с ней согласны, мы - грузины - нет. Посмотрите на тбилисские дома, тротуары. Грязные дома, обветшалые ворота, зато внутри благоустроенные квартиры, забитые вещами, высококачественной импортной аппаратурой. Это атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует у русских. Русские готовы есть селедку на клочке газеты. Нормальный, не выродившийся грузин на это не способен. Внутренняя поверхность раковины отражает образ самоуважения грузина, его чувство собственного достоинства".

Тот человек, который произнес эти слова, тоже ел селедку на клочке газеты! И водку тоже пил, когда надо было! Этот человек - великий советский, грузинский и русский философ Мераб Мамардашвили. Это цитаты из его статей и интервью конца 80-х - начала 90-х. Мераб Константинович Мамардашвили - вполне наивно, но честно полагал, что все, что мешает Грузии стать по-настоящему европейской страной это Россия, русские и русская культура.

"Я долго жил в России и пишу не только по-грузински, но и по-русски. Но во мне намного сильнее антирусское начало, чем в наших антирусских политиках, поскольку они принимают исходные данные проблемы, саму зависимость от внешнего врага, на которой они слишком сосредоточились. Они не замечают, что зависят от решений русских относительно самих себя. С этим надо решительно порвать. Мы должны отделиться. Хватит вместе с русскими страдать и вместе с ними жить в дерьме!".

Политика Саакашвили, как ни странно, только доказывает правоту Мамардашвили. В антирусской природе грузина есть две стороны: первая - ходячая ненависть ко всему русскому, становящаяся элементом политической идентичности; вторая - открывающаяся в связи с этим жесткая зависимость от русского в себе - бесконечное выдавливание из себя раба, совка или русского (это, разумеется, синонимы). Это все-таки не вполне адекватное определение феномена Европы. Европеец - это не тот, кто однажды перестал быть русским; европеец сам себе европеец, и для того, чтобы Европа оставалась собой, ей не нужно выгнать всех русских из "Челси".

"Русским присущ специфический нюанс, связанный со старой русской традицией, восходящей к исторической интерпретации христианства. Русскому православию свойственна подавленность, почти эмбриональное состояние духа. Это - своего рода болезнь подавленной духовности, находящей удовольствие в своем эмбриональном состоянии, всегда более богатом, чем состояние, уже облеченное в форму. Исторически так сложилось, что русская культура всегда избегала форм, и в этом смысле она ближе хаосу, чем бытию". Разумеется, ведь в Православной вере грузины "поднаторели" куда больше, коли собрались праздновать 2000-летие крещения!

Комичнее всего в этих потугах Саакашвили-Мамардашвили - это какое-то маниакальное желание быть теми, кем они не являются - европейцами, американцами - тогда, когда быть европейцем или американцем именно так, как они желают, уже попросту невозможно! Мир изменился, а наследники Мамардашвили все еще пытаются жить в современном мире и играть в геополитические игрушки XVII века. Комедия внешнеполитического курса Грузии в том, что она обнажает желание быть более европейцем или более американцем, чем сами "представители цивилизованного мира", стать таким "юнитом", который производитель этой модели сам уже не поддерживает.

Говорят, что ненависть объединяет. Дети появляются не только от большой любви, но и от большой ненависти: государство Бельгия возникло как продукт взаимной ненависти немцев и французов. Государство Саакашвили - это мечта Мераба Мамардашвили о том, что русские возненавидят грузин так же, как они ненавидят нас. В этом смысл новейшего грузинского милитаризма. Аресты, травля и убийства грузинами русских - это опредмеченные плоды утонченной ненависти нетривиального мыслителя ко всему русскому. Что еще породит ненависть детей философа Мамардашвили к той стране и той культуре, без которой никакая его философия не была возможна?

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67