Ленин–константа

Когда те или иные политические и общественные деятели призывают порвать окончательно с советским прошлым, то есть с "наследием большевизма" и "коммунистической символикой", они демонстрируют свою низкую политическую компетентность.

Я не имею в виду оценку самой направленности их взглядов – это требует особого рассмотрения. Скорее я имею в виду демонстрацию того, насколько такой человек чужд современной жизни, насколько плохо он понимает общие ценностные установки современной России и характер господствующих трендов общественного сознания.

Современное общественное сознание носит куда более сложный, многослойный характер, чем это кажется адептам примитивных политических схем. Строго говоря, "постсоветское" – вовсе не значит "антисоветское". В подобных случаях приставка "пост" вовсе не тождественна приставке "анти", она скорее означает "вытекающее из", "основанное на". То есть термин "постсоветское" означает скорей не "несоветское", а "вытекающее из советского", "основанное на советском".

Убрать "советское из постсоветского" – не значит очистить "советское от досоветского", это значит убрать из него основу, а значит – вызвать его обрушение, спровоцировать новый катаклизм. Не говоря уже о том, что перспектива подобной элиминации вообще сомнительна. Система советских образов, символов, ценностей – в том или ином виде не только сохраняется в обществе в виде отдельных пластов – скажем, просоветски ориентированных избирателей КПРФ и ее симпатизантов, – она пронизывает все общество, все политические силы, все даже, казалось бы, не прокоммунистические и не левые структуры и страты.

Доказать это можно, например, на материале такого базового начала для советской системы ценностей, как Ленин, как "ленинское начало". Некоторое время назад ВЦИОМ провел очередное исследование по отношению россиян к тем или иным периодам отечественной истории за последние сто лет. Вопрос формулировался следующим образом: "При каком руководителе нашей страны в последние 100 лет наша страна развивалась скорее в правильном направлении, а при каком скорее в неправильном?"

Допускалось несколько ответов, поэтому общее их число заметно превышало 100 %. Ответы типа "При Путине" набрали 80 % - то есть они явно наложились на остальные, давшие показатели больше 100%. 33 % сказали, что страна развивалась в правильном направлении при Ленине. Уже здесь мы видим, что респонденты, положительно оценивающие времена Ленина и Путина, накладываются друг на друга. Также друг на друга накладываются те, кто положительно оценил путинскую эпоху и те, кто одновременно оценил также и время правления какого-либо иного руководителя. Это очень интересный способ анализа указанных данных, но нас тут интересует следующее: в каких стратах и насколько распространены положительные оценки деятельности самого Ленина?

На первый взгляд логично предположить, что положительно Ленина оценивают представители определенным образом окрашенных частей политического спектра – сторонники КПРФ, Зюганова. (Тем более что 33 % – такое количество россиян оценили Ленина положительно – примерно совпадает с той долей общества, которую левым удавалось мобилизовать для своей электоральной поддержки).

То есть логично предполагать, что те, кто выступает за коммунистов, выступают также и за Ленина и наоборот. Однако на деле все далеко не так. Во-первых, потому, что, как известно из других социологических данных, Ленина в обществе оценивают скорее положительно до 60 % населения – с колебанием по годам – а коммунисты никогда в последние пятнадцать лет не имели более трети общественной поддержки.

Во-вторых, сами используемые данные ВЦИОМа не так однозначны. 33 % населения, которые положительно оценили ленинские времена, соответствует не отрицательная оценка со стороны оставшейся части, а лишь 34 % отрицательной, при 32 % затрудняющихся с ответом – то есть нейтральных и колеблющихся.

Во-вторых, примерно такая же картина наблюдается среди всех выделяемых политических, социальных и имущественных групп. По отдельным показателям, она, конечно, разнится, но практически в каждой страте есть значительные группы, ориентированные, скажем так, "проленински".

Среди тех, кто одобряет деятельность Медведева, картина почти в точности повторяет среднюю по обществу: из них 33 % положительно оценивают ленинское время, 35 % – отрицательно, 32 % – затрудняются с ответом.

Среди тех, кто одобряет деятельность Путина, картина также схожая: 33 % положительных оценок, 36 % – отрицательных, 31 % – затрудняющихся.

Отсюда следует, что призыв к власти, если отождествить ее с двумя лидерами государства, "разорвать с большевистским наследием", означает призыв порвать с третью от тех, кто ее поддерживает. Само по себе это выглядит мало вдохновляющим. Но если учесть, что в этой войне с Лениным можно будет опереться даже не на две трети оставшихся сторонников, а всего лишь на треть – подобный разрыв с политической и инструментальной точки зрения выглядит более чем бессмысленным.

Если посмотреть на партийный спектр общественных симпатий, то картина оказывается не такой простой, как нам казалось ранее: якобы все сторонники КПРФ за Ленина, а все сторонники "Единой России" – против. Все куда сложнее и неожиданнее.

Да, есть две наиболее "проленинские партии" – это, что естественно, КПРФ и "Справедливая Россия". Среди сторонников первой положительно ленинский период истории оценивает, что не удивительно, большинство. Хотя далеко не все – 57 %, при 17 % отрицательных оценок и 26 % затрудняющихся с ответом. Среди сторонников второй – 40 % дают положительную оценку, 32 % – как и в среднем по обществу – отрицательную и 28 % – затрудняются с ответом.

Это вполне ожидаемый результат. Но интересно следующее: среди сторонников "Единой России" (ЕР) проленинские оценки также находятся выше средних по обществу. Таких в среде сторонников партии власти – 35 %, негативные оценки соответствуют средним оценкам по обществу, но их все же меньше положительных – 33 %, затрудняющихся же с ответом – 31 %. Выходит, что ко всему прочему и "ЕР" оказывается полуленинской партией, в которой поклонники Ленина пользуются относительным большинством.

То есть для партии власти, как и для Путина с Медведевым, начать борьбу с большевизмом – значит начать борьбу с третью своих сторонников, при опоре на такую же, но чуть меньшую треть.

Дальше – больше. Самой антиленинской партией, что не слишком ожидаемо, оказываются не партии либерально-демократической ориентации, (в исследовании они объединены под рубрикой "СПС+Яблоко+Гражданская сила"), – а ЛДПР Жириновского. Но и среди сторонников партии Жириновского "ленинцев" не намного меньше, чем в среднем по обществу – 27 %. Конечно, здесь значительно выше "антиленинский процент" - 42 %, хотя число не определившихся примерно соответствует среднему уровню по стране – 31 %.

А вот в группе "сторонников демократов" доля "ленинцев" чуть возрастает – до 31 %, хотя при этом возрастает – до 50% – и число тех, кто дает ленинскому периоду отрицательную оценку.

Таким образом, у нас в России нет сторонников Ленина и предложенного им пути развития объединенных в единую обособленную страту с ярко выраженными симпатиями. Ленин сегодня – это константа. Он всюду. Распределение симпатий по политическому спектру зависит вовсе не от самоопределения "за" Ленина или же "против", на каждом полюсе политического спектра есть своя доля ленинского начала. Условно говоря, КПРФ – это партия в которой "ленинское" и "антиленинское" начала соотносятся как 61/17 (что забавно – 26 % ее сторонников считают, что Россия развивались в правильном направлении при Николае Втором), "Справедливая Россия" – 40/32, "Единая Россия" – 35/34, ЛДПР – 27/42, "Демократы" – 31/50.

С этой точки зрения, у нас нет деления на "ленинские" и "антиленинские" партии. Вместо этого у нас есть деление на партии "в большей степени ленинские" – КПРФ и "Справедливая Россия", "полуленинские" – "Единая Россия" и "в меньшей степени ленинские" – ЛДПР и "СПС+Яблоко+Гражданская сила".

Это – реальное соотношение соответствующих начал в обществе. Поэтому не удивительно, что оба президента у нас – "полуленинские": Медведев в соотношении 33/35, Путин в соотношении 33/36. Почти в точности, как в обществе в целом.

Так что борьба с большевизмом и ленинизмом, начнись она по призыву любителей идеологического экстрима, в нашем сегодняшнем обществе окажется борьбой не ленинских партий и политических сил с антиленинскими, а борьбой каждой из партий с самой собой.

То есть нам нужно понять, что "советское" – в данном случае "ленинское" – является не просто чем-то идейно-политическим. Это некая – в том числе и политическая, а также социокультурная – компонента, в значительной степени скрепляющая основы общества. Причем тут нужно обратить внимание на следующее обстоятельство: такой расклад сохраняется все последние пятнадцать лет в условиях то стихающей, то возобновляющейся интенсивной антиленинской пропаганды со стороны власти и ведущих политических сил.

Вот данные "Левада-центра" о том, как менялись цифры тех, кто признавал Ленина самым выдающимся деятелем всех времен и народов:

1989

1994

1999

2003

Ленин

72

34

42

43

Положительная оценка его по другим данным в формулировке "более положительный" доходит до 60 %.

Из приведенных данных видно, что популярность Ленина так или иначе последовательно повышалась все годы антиленинской пропаганды. А значит, всякая подобная пропаганда бессильна и контрпродуктивна.

Здесь главное даже не то, как относиться к Ленину и его идеям на уровне личных оценок. Главное тут следующее – понять, что Ленин и олицетворяемое им "советское" начало – это политическая, социокультурная и даже в чем-то конфессиональная константа современного российского общества. Так что как к Ленину не относись, хоть положительно, хоть отрицательно двигаться вперед через "изничтожение" этого начала невозможно, наоборот, необходимо так или иначе делать данное начало опорой всякого движения.

Источник: http://www.apn.ru/publications/article21554.htm

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67