Гурджиев как композитор

9 ноября в московском Кремле прозвучит концерт произведений Георгия Гурджиева, известного прежде всего своими эзотерическими текстами, оказавшего важное влияние на духовную жизнь Запада в ХХ веке. Его песни, гимны и танцы исполняют Анья Лечнер (виолончель) и Василис Цабропоулос (фортепиано).

Программа "Песни, гимны и танцы" включает в себя как музыку Г.И.Гурджиева (1877-1948) в новой обработке для виолончели и фортепиано, сделанной немкой Аньей Лечнер и греком Василисом Цабропоулосом, так и сочинения самого Цабропулоса (р.1966), основанные, в свою очередь, на византийских гимнах.

Гурджиев (1877 - 1949) родился в Александрополе, на границе Армении и Турции. Его отец был певцом-импровизатором. После переезда семьи в Карс (ныне - Турция) Гурджиев пел в хоре тамошней православной церкви.

Гурджиев рано заинтересовался "сверхъестественными феноменами" и начал путешествия по Азии и Африки. Среди стран, которые он посетил - Египет, Тибет (практически недоступный в то время для европейцев), Афганистан, Ближний Восток, включая священный город мусульман Мекку. В этих путешествиях, предпринятых с членами созданного им общества "Искатели истины", Гурджиев изучал различные духовные традиции (суфизм, тибетский буддизм и разные ветви восточного христианства) и фольклор.

Свою философскую систему Гурджиев, утверждавший, что изучил более двухсот религиозных направлений, начал передавать в Москве и Петербурге в 1912 году. Среди учеников этого периода - философ-мистик Петр Демьянович Успенский и талантливый композитор Томас (Фома) де Хартманн.

Сам Гурджиев стал композитором почти случайно. Хотя к нему стекались художники, писатели и музыканты, он порой пренебрежительно отзывался о самовыражении, характерном для западного искусства. Современное искусство он ощущал как поверхностно-субъективное, как некритичное самовыражение личности и средоточие необузданной самовлюбленности.

Зато искусство древних, по его мнению, имело объективный характер и превосходило пределы мелочных пристрастий и предубеждений. Оно было связано с сохранением и передачей знаний. В этом смысле он говорил об "объективной музыке", которая оказывает на всех слушателей равное воздействие, преображая их, вводя их в новые отношения со звучащей Вселенной. Но очевидна пропасть между космически-музыкальной философией Гурджиева и отсутствием у него технических возможностей для ее иллюстрирования, - отсюда его зависимость от талантов Хартманна. Впрочем, сохранились воспоминания о том, как он играл на гитаре и губной гармонике, аккомпанируя "священным упражнениям", а также о его импровизациях на фисгармонии.

После революции Гурджиев эмигрировал вместе с учениками. Он несколько раз пытался основать "Институт гармоничного развития человека", пока наконец не реализовал идею в поместье Приэре, близ Фонтенбло. В Приэре проходили лекции и демонстрировались "Священные Движения" - танцы и упражнения, разработанные Гурджиевым, частично на основе народных и храмовых танцев народов Малой Азии, Тибета и Центральной Азии.

"Гурджиевский метод создания новых упражнений отличался живой стихийностью, - пишет английский ученый Джон Беннетт в автобиографии "Свидетель. История исканий". - Это был главный секрет его педагогического успеха. Пока новые ученики тренировались на сцене, несколько русских собирались вокруг рояля, где сидел Томас де Хартманн, вскинув, как птица, свою гордую голову. Гурджиев начинал выстукивать ритм на крышке рояля. Когда он становился ясен для всех, Гурджиев мурлыкал мелодию или наигрывал ее на рояле одной рукой и затем уходил. Хартманн развивал тему, и, если Гурджиеву не нравилось, он громко кричал, а Хартманн яростно кричал в ответ. Начинались неистовые споры... Внезапно Гурджиев издавал властный вопль, после которого наступала мертвая тишина...и Хартманн начинал вновь играть ту же тему..."

Все пьесы Гурджиева в "Песнях, танцах и гимнах" были созданы в 1925-1927 гг., в период, когда Гурджиев и Хартманн создали совместно более 300 сочинений.

Томас де Хартманн родился на Украине в 1885 году, обучался в Петербургской консерватории (фортепианный класс Есиповой, композиция - Аренский, контрапункт - Танеев). Его балет "Аленький цветочек" был поставлен в Императорском оперном театре с участием Нижинского (композитору был 21 год). Хартманн был близок Скрябину и разделял его убежденность в том, что высшие способности человека можно пробудить и развить музыкальными средствами. У раннего Хартманна заметно влияние русской школы, в частности Мусоргского; после 1925 года в его творчестве произошел поворот к новейшим тенденциям - в частности, политональности и полиритмии.

После встречи с Гурджиевым в Петербурге в 1916 году он почувствовал, что нашел Учителя, способного дать ему некую духовную основу. На протяжении 12 лет Хартманн следовал за Гурджиевым - из России на Кавказ, затем в Турцию, а оттуда - в Германию и Францию.

В 1919 году Гурджиев отправил его в Ереван, где Хартманн играл произведения великого армянского философа и композитора Комитаса, влияние которого заметно в его собственной музыке. Хартманн провел 11 лет в странствиях по бывшей Османской империи, записывая народные песни и изучая параллели между духовной и светской музыкой, пытаясь обнаружить дохристианские истоки армянской церковной музыки.

Путешествие в Ереван послужило прямому контакту Хартманна с "чистой" армянской народной музыкой и инструментарием и дало ему возможность лучше понять, как именно Гурджиев представлял себе запись и исполнение своей музыки.

В книге "Наша жизнь с Гурджиевым" Хартманн описывает трудности, сопровождавшие его попытки записать музыку Гурджиева. Учитель не мог или не хотел просвистеть мелодию два раза одинаково: "Думаю, чтобы помучить меня, он начинал повторять мелодию прежде, чем я заканчивал запись - обычно с едва различимыми изменениями, добавляя украшения, которые доводили меня до отчаяния". Динамика? Метр? Гармония?

Сейчас уже очень трудно, если не вообще невозможно сказать, где кончается Гурджиев и начинается Хартманн. Хартманн записал музыку и сохранил ее кажущуюся простоту, не принадлежащую в полной мере ни Востоку, ни Западу. Скорее эту музыку можно назвать окном, выходящим на Восток и позволяющим Западу окинуть взглядом другие культуры, ритуалы и музыкальные концепции.

В начале 1950-х Хартманн осуществил аудиозапись, выбрав группу пьес из множества созданных между 1925-м и 1927-м годами. В течение четверти века после смерти Хартманна (он пережил Гурджиева на семь лет) эта музыка чрезвычайно редко покидала пределы общества последователей Гурджиева.

Первопроходцем стал пианист Кейт Джаретт, записавший в 1980-м году "Священные гимны". С тех пор вышло немало записей сочинений Гурджиева.

Анья Лечнер и Василис Цабропоулос пришли к этой музыке, не будучи членами гурджиевского кружка, их интерес к Гурджиеву обусловлен в большей степени его музыкой, нежели философией.

Виолончелистка Лечнер, находясь под впечатлением записи Джарретта, ощутила многочисленные связи этой музыки с той, над исполнением которой она в тот момент работала. Продолжению работы над музыкой Гурджиева послужило и совпадение: последние несколько лет Аня Лечнер сотрудничала с армянским композитором Тиграном Мансуряном. Мелодизм Мансуряна обнаружил очевидные связи с Гурджиевым; вероятно, причиной тому общий фольклорный фундамент, сквозь творчество Комитаса уходящий в глубь веков.

Пианист и композитор Василис Цабропоулос несколько лет работал с материалом, близким музыке Гурджиева. Важным источником для Цабропоулоса-композитора является музыка Византии, в частности - сохранившиеся пасхальные гимны, исполняемые в греческих православных храмах, с которыми Гурджиев был, вероятно, знаком. На их основе возникли "Три отрывка по византийским гимнам" Цабропоулоса, которые также прозвучат в программе.

Об исполнителях:

Виолончелистка Анья Лечнер училась с Яном Поласеком и Генрихом Шиффом. Сейчас играет в квартете "Розамунда", образованном в 1992 году при ее участии. Квартет завоевал мировую известность, начав с выступлений на музыкальных фестивалях и записываясь в студиях ECM. Среди альбомов стоит выделить исполнение музыки Гайдна, Шостаковича, Вебера, Буриана и Валентина Сильвестрова. Сейчас квартет записывает музыку Тиграна Мансуряна.

Лечнер в течение длительного времени увлекалась импровизациями с использованием разных музыкальных традиций. Она член трио Миша Альперин/ Анья Лечнер/ Ганс-Кристиан Кьос Соренсен. Их дебютной альбом "Ночь" был записан с концерта на фестивале "Голос Джаза" в Норвегии.

Василис Цабропоулос родился в Афинах. Прежде чем закончить Джульярдскую школу, где среди его учителей были Рудольф Серкин и Татьяна Николаева, учился в консерваториях Афин, Парижа и Зальцбурга. Мировую славу приобрел в качестве солиста и виртуозного исполнителя под управлением таких дирижеров, как Владимир Ашкенази и Роберт Янсеннс. Его ценят и как джазового пианиста, на импровизации его вдохновлял Чик Кореа. Цабропоулос выпустил два диска для звукозаписывающей компании ECM с норвежским трио Арилда Андерсена и с барабанщиком из Великобритании Джоном Маршалом. Выпустил совместно с ECM диск "Akroasis" - церковные гимны в переложении для фортепиано.

По материалам, предоставленным пресс-службой Музеев Московского Кремля

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67