Где находится леди Лилит?

Один из самых интересных современных российских скульпторов, Иван Коржев, известный каждому москвичу и гостю столицы по изображениям античных муз Эрато и Терпсихоры для центрального фасада Большого театра, часто обращается в своем творчестве к древним архетипам, к первообразам, раскрывающим различные грани бытия человека в мире. «Русский журнал» уже публиковал в прошлом году статью «Макс-терминатор и его натальная карта», посвященную памятнику поэту Максимилиану Волошину в Коктебеле и его символическому значению в контексте окружающего культурного ландшафта [1].

Сейчас мы обращаемся к другой стороне творчества Коржева – живописи. С точки зрения изображения вечных образов любопытна серия «Явление Лилит в мире» (2008). Она состоит из двенадцати листов, на которых изображены женские лица, принадлежащие к разным антропологическим типам. Крупный план со срезанными макушками, базовые чистые цвета фона – желтый, красный, синий, зеленый, тяготение к однозначному положению лица на плоскости бумаги – фас, три четверти, профиль, говорят о стремлении к выражению архетипов. Сама по себе фигура Лилит является архетипической, но где она в этой серии, угадать не так уж и просто! Может быть, она – африканка с пухлыми губами, или азиатка с небрежно спадающей челкой, или мусульманка с прикрытым хиджабом лицом, а может быть она – светловолосая девушка-викинг, или рыжая красавица с тонко сжатыми губами? Художник задает некоторую неопределенность, в которой даже фон наполнен семантикой. Оказывается, что африканки расположены на желтом, европейки на синем, азиатки на красном, северо- и южно-американки на зеленом фоне. Мы начинаем постепенно догадываться, что фон по замыслу художника означает принадлежность к материку, подобно тому, как карта континентов раскрашена разными цветами (где Африка тоже желтая, а Азия – красная).

Но все эти двенадцать девушек воплощают в себе разные проявления Лилит – первой жены Адама, ветхозаветной демоницы, которая согласно еврейским преданиям, особенно опасна для младенцев и молодых матерей. Лилит отказалась подчиниться Адаму, произнесла непроизносимое имя Бога и стала жить в пустыне, где породила множество лилум – потомков от связи с джиннами, чье число исчислялось тысячами. Но как же она выглядела? Традиционно принято считать, что Лилит представала в образе совы, крылатой змеи или суккуба. В серии Коржева мы видим совершенно обычных, мирных девушек, смотрящих по дзэн-буддийски спокойно. Трудно себе представить, что они могут требовать от своих Адамов «быть сверху» или будут вести себя так, как полагается Лилит – первобытному эгрегору, темной аниме, змеиной соблазнительнице.

В серии Ивана Коржева двенадцать совершенно разных портретов. Между тем поэты описывали Лилит как уникальную персону, подобную которой трудно найти или, по выражению Марины Цветаевой, «как живется вам с сто-тысячной – Вам, познавшему Лилит!»

Ты не знаешь сказанья о деве Лилит,
С кем был счастлив в раю первозданном Адам,
Но ты все ж из немногих, чье сердце болит
По душе окрыленной и вольным садам…
У Лилит — недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут:

А у Евы — и дети, и стадо овец,
В огороде картофель, и в доме уют.

Николай Гумилев

Лилит связывалась с демонической, темной, ночной природой. Она соответствовала скорее Луне, чья магия властвовала над миром соблазнов и таинств. Об этом свидетельствуют следующие строки:

Только грустно мне порою,
Отчего ты не со мною,
Полуночная Лилит,
Ты, чей лик над сонной мглою,
Скрытый маскою — луною,
Тихо всходит и скользит.

Федор Сологуб

В изобразительном искусстве Лилит – не менее значимая фигура, чем Ева или Адам. Первое изображение ее: «Царица ночи», восходящее ко II тыс. до н.э. и хранящееся в Британском музее. На этом рельефе из Месопотамии изображено крылатое женское божество, чьи птичьи ноги стоят на двух возлежащих львах. Композицию обрамляют ночные птицы – совы. Запоминающиеся образы Лилит создали английские художники прерафаэлиты в конце XIX века – Данте Габриэль Россетти и Джон Кольер. Но отличительной чертой культовых, знаковых изображений Лилит является то, что они содержат сексуально заряженный образ обнаженной фигуры соблазнительного демона. Легко верится тому, что Лилит Россетти способна вызывать чувственное желание у спокойно спящих ночью мужчин.

Лилит Ивана Коржева совсем другие – это спокойные, асексуальные, в чем-то даже андрогинные существа, глядящие со своих портретов с твердой уверенностью. Их отстраненные глаза не выражают эмоций, они не соблазняют, а покоряют, вернее даже, им не зачем покорять, поскольку всё уже свершилось. Эта уверенность связана с той ролью, которую Лилит занимает в современном феминизме, где она становится символом независимой женщины, не подчиняющейся патриархальному диктату. Ей уже не надо ничего доказывать – и поэтому у нее нет ни тела, ни рук, ни ног, она может смотреть прямо на зрителя, а может отвернуться от него.

Но почему в этой серии двенадцать полотен? Возможно, разгадка связана с тем, что в рукописи XV века, говорящей о борьбе с Лилит, та упоминает число своих имен, сдаваясь на милость святого: «Я имею двенадцать других имен. Кто бы ни писал их, и вешал их на себя, или размещал их в доме своем, в его дом я не войду, и не приближусь к детям его [2]». Число двенадцать здесь, несомненно, связано с двенадцатеричной системой исчисления, возникшей в древнем Шумере (мы помним, что первое изображение Лилит дошло до нас из Месопотамии). Так в серии современного мастера отражаются древние числовые архетипы, наиболее устойчивые и архаичные, в то время как иконографический тип претерпевает изменения и вместо соблазняющего демона мы видим современных женщин, в которых воплощается Лилит.

Кроме того, число двенадцать связано с двенадцатью дочерями царя Ирода, как в древности называли на Руси сестер-лихорадок, причинявших людям вред. Согласно легенде, шедший по своим делам Иоанн Креститель увидел двенадцать прелестных дев. Красавицы стали насмехаться над верблюжьей шкурой, в которую был одет пророк. Он же наслал на них проклятье, заключавшееся в том, что каждая из девушек становилась воплощением одной из ужасных болезней или лихорадок. Свои новые имена дочери Ирода получили по болезням: Трясея трясла человека, Глухея делала его глухим, Ломея ломила кости, Желтея приносила желтуху, а Невея, самая главная из лихорадок, приводила к летальному исходу.

В русской иконописной традиции известен тип икон «Архангел Михаил (Сихаил, Рафаил) побивает 7 или 12 лихорадок». Этот сюжет был распространен в XVII-XIX, до настоящего времени дошло не более двух десятков подобных изображений. Так же, как и в серии «Явление Лилит…», лихорадки представлены в виде молодых длинноволосых женщин. Выдающийся исследователь русского фольклора академик А. Топорков пишет о данном сюжете следующее: «Известно два типа изображения лихорадок: во-первых, в виде демонов и, во-вторых, в виде девиц или молодых женщин. Атрибутами демонов могут быть звероподобные личины, перепончатые крылья, волосы в виде хохла. Наиболее яркая черта внешнего облика лихорадок — разноцветная окраска, которая имеет прямые параллели, с одной стороны, в заговорах от лихорадки, а с другой — в западной иконографии, для которой характерны изображения разноцветных демонов [3]».

Обратим наше внимание на то, что лихорадки представлены в разных цветах – как и смысловая доминанта серии Ивана Коржева. Подчеркнутая художником разноцветность фона, восходит, в конечном счете, к иконографии изображения женских демонов-трясовиц-лихорадок. Подобно православным иконописцам, Коржев избегает изображения обнаженных трясовиц, хотя, согласно легенде, архангел Михаил и святой Сисиний застали этих дев купающимися в реке. Иконописцы выходили из неловкого положения, рисуя лихорадок вполоборота, прикрывающими грудь руками, обрезая низ живота, иногда скрывали их за изгибами местности – холмами, рощами. Иван Коржев поступает более радикально. Он, как мы уже отмечали, рисует одни головы, которые вызывают в памяти другой сюжет, также связанный с царем Иродом.

Это знаменитый танец Саломеи, падчерицы Ирода Великого, который она в возрасте 16 лет исполнила обнаженной для царя и его гостей. Танец был настолько прекрасен, что Ирод пообещал танцовщице все, что она ни пожелает, в ответ девушка попросила голову Иоанна Крестителя. Этот метасюжет, в котором демоническая женщина требует голову пророка, можно проследить и в других работах Ивана Коржева: «Танце с семью покрывалами» (портрете Иды Рубинштейн), скульптурам, изображающим Юдифь (их несколько и они по-разному раскрывают взаимоотноошения между хрупкой женщиной и мужской отрубленной головой), «Изгнании из Рая» (где Адам оказывается в одиночестве, оставленный и Лилит и Евой).

В русских деревнях, уже в начале ХХ века вешали двенадцать небольших куколок в ярких разноцветных одежках прямо на печь, бывшую символическим центром любой избы. Считалось, что это - двенадцать дочерей царя Ирода, превращенных в демонов после усекновения главы Иоанна Крестителя. Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода (Лук. 1:5), то есть принадлежал к одному из двенадцати Израилевых колен. Число апостолов христианской церкви также носит знаковый характер и связано с числом Израилевых колен и сыновей Иакова. Но двенадцать трясовиц как злые демоны женского рода прямо противоположны двенадцати добродетельным сыновьям Иакова, как это часто бывает в патриархальных монотеистических культурах.

Хотя двенадцать дочерей Ирода не могут не соотноситься с двенадцатью коленами Израилевыми, ведь, как у Ветхозаветного царя, у Ирода было много жен и наложниц, принадлежавших к разным коленам еврейского народа. Соответственно с этим двенадцать дочерей Ирода – двенадцать явлений Лилит в нашем мире могут быть соотнесены с двенадцатью коленами Израилевыми, тем более, что эти девы из серии картин Ивана Коржева так разнятся антропологически, а первая, на наш взгляд – вылитая царица Савская.

Стоит подчеркнуть, что легенда о царе Ироиде, Саломее и голове Иоанна Крестителя имела свое продолжение. Согласно народным преданиям, уже в зрелом возрасте Саломея провалилась в прорубь так, что льды сомкнулись у нее на шее, а из проруби торчала ода лишь голова. Под водой она извивалась, как будто бы в страшном танце, пытаясь вырваться, но в конце концов лед перерубил ее шею, а голову погибшей Саломеи отнесли Иродиаде. Так закольцовывается эта история, где за танец полагается танец, за голову – голова, согласно ветхозаветному принципу Талиона.

Примечания:

[1] Дайс Е. Макс-терминатор и его натальная карта. // Русский журнал. 23.08.2013. URL: http://www.russ.ru/pole/Maks-terminator-i-ego-natal-naya-karta

[2] Лилит. Изначальная алая женщина// Лилит. URL: http://www.darksign.ru/SiteData/Lilithtext.pdf

[3] Топорков А. Визуальная репрезентация заговоров от лихорадки на русских иконах. URL: http://verbalcharms.ru/books/Toporkovvisual.doc

Иллюстрации:
1. Данте Габриэль Россетти. Леди Лилит (1868)
2. Джон Кольер. Лилит (1887)
3. Царица ночи Лилит. Вавилон. Терракота. II тыс. до н.э.
4. Архангел Михаил, побивающий трясавиц. Русская икона (1831), фрагмент.
© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67