Финно-угорская трансграничность

От редакции: В начале сентября в венгерском городе Шиофок состоялся 6 Всемирный конгресс финно-угорских народов. Одним из его участников был известный общественный деятель Карелии, экс-президент Молодежной ассоциации финно-угорских народов Алексей Цыкарев. Мы побеседовали с Алексеем о нынешнем положении дел в этом национальном движении – как в глобальном, так и в республиканском масштабе.

* * *

Русский журнал: Первый вопрос, наверное, традиционный: чем отличался этот конгресс от предыдущих, что там было нового? Что порадовало и опечалило?

Алексей Цыкарев: По сравнению с прошлым Всемирным конгрессом, который состоялся в деловом и нефтяном Ханты-Мансийске в 2008 году, конгресс в Шиофоке отличался самой атмосферой – небольшого курортного городка. Не было слишком острых дискуссий, громких скандалов и заявлений. Но многие вопросы видятся отсюда глубже…

Хотя лидерство в движении по-прежнему удерживают его отцы-основатели, конгресс помолодел, стали появляться новые лица. Порадовала активность молодежи, которая внесла больше всего поправок и рекомендаций. Молодежная ассоциация финно-угорских народов представила два флагманских проекта: «Культурные столицы финно-угорского мира» и «Дни финно-угорских народов в ООН». Оба проекта направлены в том числе на повышение узнаваемости и укрепление имиджа финно-угорского движения.

Концепция культурных столиц писалась под влиянием программы «Культурная столица Европы». В финно-угорском варианте фокус будет сделан на малые города и сельскую местность, где проживает больше всего финно-угров. Статус культурной столицы, который будет ежегодно закрепляться за городом или деревней, позволит реализовать амбициозные культурные инициативы под пристальным вниманием общественности и СМИ.

А вот «Финно-угорские дни в ООН» - это часть уже начатой системной работы по включению в движение коренных народов мира.

Были на конгрессе и разочарования. Каждый отчитывался только о своих успехах, и могло сложиться впечатление, что у финно-угорских народов все хорошо. К сожалению, дискуссия о проблемах и необходимых мерах не получилась. Хотя поговорить есть о чем: всероссийская перепись населения отметила значительное снижение численности почти у всех финно-угорских народов, проживающих в России, продолжается языковая ассимиляция, не всегда и не везде есть доступ к процессам принятия решений.

Хотя зарубежные представители все же не заставили скучать: норвежские квены раскритиковали собственные организации, во внутренней работе которых квенский язык не используется, финские саамы высказали недовольство президентом Саули Ниинисте за нежелание ратифицировать конвенцию Международной организации труда 169, а венгры посетовали на ущемление прав своих соплеменников в сопредельных странах.

Итоговый документ конгресса также выглядел несколько странно – он прозвучал как обращение финно-угорских организаций к самим себе, а рекомендации в адрес государств были вынесены за рамки резолюции. Это вызывает недоумение, поскольку без государств никакие проблемы народов решить не получится.

РЖ: Проясни, пожалуйста, ситуацию с отсутствием президентского приветствия от российской стороны, хотя в предыдущие годы Путин и Медведев их присылали, а иногда даже сами выступали на открытии конгрессов. Как оценили участники это молчание?

А.Ц.: Финно-угорский конгресс, наверное, единственный форум родственных народов, проходящий на столь высоком уровне. Регулярные выступления президентов различных стран также показывают, что и на высшем уровне есть понимание этнокультурных проблем. С приветствием состоявшемуся конгрессу выступили президент Венгрии Янош Адер, президент Финляндии Саули Ниинисте и президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. Россию представлял министр культуры Владимир Мединский.

Делегаты до последнего надеялись, что президент России Владимир Путин также примет участие в конгрессе. Но не пожелал участвовать не только он, а даже заявленные было главы Удмуртии, Мордовии, Марий Эл и Самарской области отказались от поездки в Шиофок. Все это было встречено с разочарованием. Мы надеялись, что хоть выступление главы официальной делегации России Мединского будет сколько-нибудь обнадеживающим. Однако услышали очередной панегирик о благополучии российских финно-угров по сравнению со Швецией и Норвегией, где финно-угорские меньшинства ассимилируются. Но при этом министр отрицательно оценивает предлагаемые российскими финно-угорскими активистами инициативы в области образования на родных языках. Как все это увязать – осталось непонятным…

РЖ: Кстати, как оценили участники конгресса идею Мединского о том, что финно-угорские народы являются «частью русского мира»?

А.Ц.: Действительно, эта фраза была самой обсуждаемой на конгрессе. В Ханты-Мансийске 4 года назад мы стали свидетелями того, как российская власть хотела сместить акценты в финно-угорском движении в пользу России, потому что увидела угрозу в сотрудничестве российских финно-угорских активистов с партнерами из Венгрии, Финляндии и Эстонии. И на то были основания: нередко из-за рубежа звучали опасения за судьбу финно-угорских народов и даже более смелые суждения.

Когда трансграничное понятие «финно-угорский мир» вошло в широкое употребление, в противовес стали твердить фразу «сердце финно-угорского мира бьется в России». Мединский ее повторил, но пошел еще дальше, назвав финских финно-угроведов Матиаса Кастрена, Шёгрена и Х. Паасонена «русскими учеными финского и шведского происхождения». Он добавил, что «финно-угорский мир – это не какой-то отдельный мир, а неотъемлемая часть русского мира».

Конечно, с одной стороны верно, что развитие финского языка и всплеск интереса ученых к изучению родственных народов стали возможными благодаря особому статусу Великого Княжества Финляндского в составе Российской Империи. И финны с этим согласны, и даже широко отмечали 200-летие вхождения Финляндии в состав Российской Империи. Но причислять представителей финно-угорских народов к «русскому миру» – это и фактически неверно, и этически некорректно, хотя мы живем в России и хотим вместе с другими народами видеть ее равноправной федерацией.

Поэтому, как ни печально, выступление министра культуры России было воспринято как поверхностное и, мягко говоря, не совсем культурное.

РЖ: Как ты оцениваешь ситуацию с национальными движениями в Республике Карелия? Можно ли сказать, что они пользуются широкой общественной популярностью? Если нет – в чем, на твой взгляд, основные проблемы?

А.Ц.: Финно-угорское движение в Карелии является довольно элитарным и немонолитным. О нем мало знают, почти не говорят и неохотно освещают.

Хотя в сильном национальном движении коренных народов заинтересованы все жители республики, связывающие свое будущее с родным краем. Если в Карелии продолжится тенденция к депопуляции карелов и вепсов, в обозримом будущем наш регион может утратить свой республиканский статус. Опросы общественных организаций показывают, что люди плохо информированы о численности и состоянии языка титульной нации, о деятельности общественных организаций. Но большинство респондентов считает, что карельский язык нужно сохранять и даже придать ему статус государственного языка, как это сделано во всех остальных республиках России.

Убежден, что Карелии нужно больше показывать свое финно-угорское лицо. Это и топонимика, и дорожные указатели, и СМИ, и расширение сферы использования языков на вокзалах, на интернет-сайтах государственных органов, вывесках магазинов и т.д.

Следующий год должен стать в этом отношении знаковым для Карелии: состоится первый всемирный съезд карелов в Пряже и будет объявлен Год карельского языка и культуры.

РЖ: В конгрессе в Венгрии также принимал участие глава Республики Карелия Александр Худилайнен. Удалось ли карельским делегатам заручиться какой-то конкретной поддержкой власти в деле развития культур коренных народов?

А.Ц.: Было приятно, что из двух глав республик России, присутствовавших на конгрессе, один был карельский. Это говорит о том, что благополучие коренных народов является приоритетом республиканского правительства. На конгрессе он поддержал наше предложение пригласить финно-угорские народы в Карелию на промежуточную конференцию между конгрессами в 2014 году. Это решение уже принято. После конгресса глава Карелии встретился с лидерами «Nuori Karjala», мы обсудили широкий спектр вопросов – от модернизации СМИ на национальных языках и проблем в образовании, до перспектив создания в Карелии финно-угорского молодежного центра. Это знаковая встреча, поскольку впервые глава республики встречается отдельно с молодежной карельской организацией. Мы рассчитываем на продолжение диалога.

РЖ: 15 сентября во многих российских городах прошли общегражданские марши и митинги. В резолюцию митинга в Петрозаводске по инициативе местных регионалистов был внесен пункт о факультативном преподавании в школах карельского и финского языков. Но национальные движения участия в митинге не приняли. Ты считаешь формат этих протестных акций неэффективным?

А.Ц.: Финно-угорское движение часто называют движением государственно-общественных институтов. Но я считаю, что это движение прежде всего общественное – и поэтому оно, конечно, во многом разделяет сегодняшнюю гражданскую повестку дня. Это касается развития демократии, выборных процедур, развития социальной сферы, образования, в том числе на родных языках, а также развития экономики и перераспределения налогов в пользу регионов (что звучит особенно актуально, когда налоги от крупнейших предприятий республики платятся за ее пределами).

Но с другой стороны, многие активисты успели уже разочароваться в акциях оппозиции и в реакции властей на эти акции. Мы наблюдаем, что вместо уступок общество получает все новые и новые драконовские законы по НПО, клевете, запрете сайтов. Многие работают в бюджетной сфере и опасаются последствий из-за своих взглядов. Теперь участники НПО, выходя на политические акции, могут создать своим организациям имидж «иностранных агентов». Это серьезные риски.

И, самое главное, мы не можем сегодня сидеть за одним столом с главой республики, а завтра идти на гражданскую акцию, участники которой требуют от него подать в отставку, в связи с тем, что он не был избран демократическим путем. Это было бы нечестно и неконструктивно. Мы видим, что глава работает, глубоко вникает в проблемы и готов к диалогу. И мы хотим использовать эту возможность, хотим влиять на процесс принятия решений с помощью тех механизмов, которые существуют у нас. Они далеко не исчерпаны. А вот если будут исчерпаны, тогда и мы станем активными участниками уличных акций.

РЖ: Возможно ли, по-твоему, возвращение в действие Декларации о государственном суверенитете Карелии 1990 года, которая настаивала на республиканском самоуправлении и федеративном устройстве России? Или жителям Карелии и других республик ныне остается лишь смириться с «имперской» эволюцией государства, когда все за всех решают в Кремле?

А.Ц.: Не уверен, что буквальное возвращение к этой Декларации получится, и даже не уверен, хочет ли этого население республики. Нужно быть реалистами и добиваться того, чего можно добиться. Самое главное сейчас – заниматься укреплением экономики республики и улучшением жизни ее граждан. Нужно бороться за каждого, кто хочет покинуть республику, уехать в Финляндию или российские мегаполисы. Если уровень жизни будет высоким, если будет качественное образование и культурная жизнь, люди будут хотеть жить в Карелии, мы ее сохраним как самостоятельный субъект федерации. Чем сильнее будет республика, тем больше с нами будут считаться в Москве.

Сейчас Карелия, как и другие республики, имеет атрибуты самостоятельности – свой парламент, конституцию, конституционный суд. Карелия – это национально-государственное образование в составе федерации. Это наш потенциал, который, в случае реального федерализма, станет основой для нормального развития. Россия только выиграет, если регионы будут сильными, независимыми, со своими национально-культурными особенностями. Такие территории сами будут стремиться установить между собой федеративные отношения, и риск их «утраты» сведется к нулю.

Беседовал Вадим Штепа

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67